Решение по делу № 33-6342/2023 от 16.05.2023

УИД 59RS0004-01-2022-005912-75

33-6342/2023

№ 2-460/2023

Судья Рожкова И.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 15 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.,

судей Безматерных О.В., Цыбиной И.Н.

при ведении протокола помощником судьи Листопадовым В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гилишева Кирилла Сергеевича к администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе Гилишева Кирилла Сергеевича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 07.03.2023,

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., пояснения истца Гилишева К.С., представителя истца Палкиной А.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гилишев К.С. обратился в суд с иском к администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб. (л.д.3-7).

В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители – отец Г1. и мать Г2. умерли, с 2002 года находился под опекой Т., которая впоследствии была отстранена от исполнения своих обязанностей. В связи с наличием технических опечаток в распоряжениях о назначении опекуном и освобождении от исполнения обязанностей, Гилишев К.С. обратился в суд с заявлением об установлении факт принадлежности ему документов. Решением Свердловского районного суда г.Перми от 26.10.2021 установлен факт принадлежности распоряжений истцу. В 2022 году истец обратился в администрацию г.Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, однако распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми № 532 от 31.05.2022 ему отказано во включении в список, в связи с отсутствием у заявителя права на включение в соответствующий список. Полагает, что отказ администрации г.Перми нарушает права истца, поскольку он является лицом, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и на момент его обращения в суд с исковым заявлением он не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, а также жилое помещение на праве собственности и ином другом праве ему предоставлено не было.

Определением судьи от 01.11.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищных отношений администрации г.Перми (л.д. 1).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 07.03.2023 исковые требования Гилишева Кирилла Сергеевича о предоставлении жилого помещения оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Гилишев К.С. просит решение суда первой инстанции отменить, указав, что не согласен с выводом суда о наличии у него возможности ранее обратиться к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Им представлены доказательства наличия объективных причин, препятствовавших своевременному обращению с соответствующим заявлением, а именно: ненадлежащее исполнение опекуном обязанностей по защите его прав в период нахождения истца под опекой в части обращения с заявлением о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; служба по призыву в вооруженных силах РФ; получение травмы в результате ДТП, последующее длительное восстановление и реабилитация; необходимость обращения в суд за привидением документов, подтверждающих его относимость к числу детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в связи с имеющимися в них техническими ошибками. В соответствии с п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, у истца имеются основания для включения в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма.

Истец в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, пояснил, что после прохождения службы в армии обращался устно в администрацию по вопросу предоставления жилья, ему также устно было отказано, потом только после аварии обращался, на момент аварии было 23 года.

Представитель истца в судебном заседании указала на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Суду первой инстанции представлены доказательства наличия объективных причин, из-за которых истец не мог обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот. Истец обладает всеми признаками лица, имеющего право на получение жилого помещения.

Ответчик – администрация города Перми и третье лицо – Управление жилищных отношений администрации города Перми в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).

Согласно п.п. 2 п. 1 ч. 4 ст. 8 приведенного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Аналогичные положения приведены в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Законодательным Собранием Пермской области 29.12.2004, которым предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Из вышеизложенного следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа таких детей до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что Гилишев К.С. родился *** в **** (л.д. 12), мать истца умерла 08.11.2002 (л.д.13), отец - 17.12.2000 (л.д.14).

Распоряжением главы города Карпинска Свердловской области № 460 от 17.12.2002 над несовершеннолетним Галишевым К.С., *** года рождения, попечителем назначена Трунова Л.В.; за несовершеннолетним закреплена жилая площадь по адресу: **** (л.д. 15).

Распоряжением главы города Карпинска Свердловской области № 85 от 16.03.2005 попечитель Трунова Л.В. освобождена от исполнения своих обязанностей (л.д. 16).

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 26.10.2021 установлен факт принадлежности Гилишеву К.С., *** г.р., уроженцу ****, Распоряжения главы города Карпинска Свердловской области № 460 от 17.12.2002 «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним Галишевым К.С., *** года рождения» и Распоряжения главы города Карпинска Свердловской области № 85 от 16.03.2005 «Об освобождении попечителя от исполнения своих обязанностей» (л.д. 17-18).

В 2003 году истец окончил МОУ СОШ № 3 города Карпинска Свердловской области (л.д. 45-45 оборот).

20.06.2006 призван на военную службу, 26.06.2008 г. уволен с военной службы и направлен на ВВК г. Лысьва Пермского края (л.д. 77-83).

С 02.10.2011 по 03.12.2011 находился на стационарном лечении с диагнозом: размозжение левой голени (л.д. 64); с 18.12.2015 установлена бессрочно третья группа инвалидности по общему заболеванию (л.д. 45).

С 14.06.2008 и по настоящее время зарегистрирован по адресу: **** (л.д. 41 оборот).

В соответствии с актом проверки сохранности жилого помещения межведомственной комиссии КГАУ «Центр социальной защиты населения по Лысьвенскому городскому округу» от 06.11.2012, дом № ** по адресу: ****, признан непригодным для проживания (л.д. 53).

Согласно выпискам из ЕГРН в период с 13.10.2010 по 13.10.2010 Гилишеву К.С. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 03.09.2010 принадлежали жилые помещения в виде трех жилых комнат в трехкомнатной квартире площадью 79,4 кв.м, расположенных по адресу: **** (л.д. 46, 46 оборот-47, 50 оборот-51, 52); с 02.09.2021 г. правообладателем данного жилого помещения является Муниципальное образование Губахинский городской округ Пермского края (л.д. 47 оборот-49).

В периоды с 18.03.2021 по 16.09.2021 и с 13.12.2021по 08.06.2022 истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: **** (л.д. 44, 44 оборот); данное жилое помещение на праве собственности принадлежит Шнейдер О.В. (49 оборот-50, 51 оборот-52).

01.03.2022 Гилишев К.С. обратился в Управление социального развития администрации Пермского муниципального района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 39-39 оборот).

01.03.2022 Управлением социального развития администрации Пермского муниципального района заявление Гилишева К.С. перенаправлено в Управление жилищных отношений администрации г.Перми для рассмотрения по компетенции (л.д. 41).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 31.05.2022 №532 Гилишеву К.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям, ввиду отсутствия права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения (л.д. 19, 39).

Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет; по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право Гилишева К.С. на получение жилья возникло с 18.06.2006, однако названное право истцом реализовано не было.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, в том числе детям-сиротам), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан и лиц, которые относились к данной категории граждан и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец обратился 01.03.2022 – в возрасте 34 лет.

Факт обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет судом первой инстанции не установлен, указанный факт истцом не оспаривается.

Доказательства уважительности причин пропуска установленного действующим законодательством (Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ) срока постановки на учет в качестве нуждающегося истцом ни при обращении с заявлением, ни при обращении с иском в суд, не представлены, судом также не установлены.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку право на получение жилья истец начал реализовывать в возрасте старше 23 лет (34 года), на момент обращения в суд истец утратил статус лица, имеющего право на получение государственных гарантий по обеспечению жилым помещением как лица из числа детей-сирот, соответственно, не является субъектом отношений, регулируемых законодательством в области защиты прав детей-сирот.

Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в Федеральном законе № 159-ФЗ, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Гилишев К.С. к числу таких лиц, не относится.

Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного выше Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В данном случае, достижение определенного законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.

В связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в список и предоставлению истцу жилого помещения не имеется.

Ссылка истца на прохождение службы в армии не свидетельствует о наличии уважительных причин, препятствовавших обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет, поскольку истец имел возможность обратиться с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по окончании службы в армии (2008 год) и до достижения возраста 23 лет (2011 год). Также отклоняются и доводы истца относительно факта ДТП и последующей длительной реабилитации, поскольку, как следует из материалов дела, истец находился на лечении с 02.10.2011, то есть уже после достижения им возраста 23 лет.

Ссылка истца на ненадлежащее исполнение его опекуном своих обязанностей не может являться препятствием для реализации его права, гарантированного положениями статей Закона № 159-ФЗ, отмену постановленного решения не влечет, поскольку истец являлся совершеннолетним, дееспособным, какие-либо уважительные причины, объективно препятствовавшие истцу самостоятельно и своевременно обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет, отсутствуют, Гилишев К.С. имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого до достижения им возраста 23 лет.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии у истца объективных препятствий для реализации своих прав на жилое помещение в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, поскольку истцом утрачено такое право, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (ст. 330 ГПК РФ) не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гилишева Кирилла Сергеевича - без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Копия верна. Судья - О.В. Безматерных

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июня 2023 года.

УИД 59RS0004-01-2022-005912-75

33-6342/2023

№ 2-460/2023

Судья Рожкова И.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 15 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.,

судей Безматерных О.В., Цыбиной И.Н.

при ведении протокола помощником судьи Листопадовым В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гилишева Кирилла Сергеевича к администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе Гилишева Кирилла Сергеевича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 07.03.2023,

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., пояснения истца Гилишева К.С., представителя истца Палкиной А.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гилишев К.С. обратился в суд с иском к администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб. (л.д.3-7).

В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители – отец Г1. и мать Г2. умерли, с 2002 года находился под опекой Т., которая впоследствии была отстранена от исполнения своих обязанностей. В связи с наличием технических опечаток в распоряжениях о назначении опекуном и освобождении от исполнения обязанностей, Гилишев К.С. обратился в суд с заявлением об установлении факт принадлежности ему документов. Решением Свердловского районного суда г.Перми от 26.10.2021 установлен факт принадлежности распоряжений истцу. В 2022 году истец обратился в администрацию г.Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, однако распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми № 532 от 31.05.2022 ему отказано во включении в список, в связи с отсутствием у заявителя права на включение в соответствующий список. Полагает, что отказ администрации г.Перми нарушает права истца, поскольку он является лицом, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и на момент его обращения в суд с исковым заявлением он не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, а также жилое помещение на праве собственности и ином другом праве ему предоставлено не было.

Определением судьи от 01.11.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищных отношений администрации г.Перми (л.д. 1).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 07.03.2023 исковые требования Гилишева Кирилла Сергеевича о предоставлении жилого помещения оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Гилишев К.С. просит решение суда первой инстанции отменить, указав, что не согласен с выводом суда о наличии у него возможности ранее обратиться к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Им представлены доказательства наличия объективных причин, препятствовавших своевременному обращению с соответствующим заявлением, а именно: ненадлежащее исполнение опекуном обязанностей по защите его прав в период нахождения истца под опекой в части обращения с заявлением о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; служба по призыву в вооруженных силах РФ; получение травмы в результате ДТП, последующее длительное восстановление и реабилитация; необходимость обращения в суд за привидением документов, подтверждающих его относимость к числу детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в связи с имеющимися в них техническими ошибками. В соответствии с п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, у истца имеются основания для включения в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма.

Истец в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, пояснил, что после прохождения службы в армии обращался устно в администрацию по вопросу предоставления жилья, ему также устно было отказано, потом только после аварии обращался, на момент аварии было 23 года.

Представитель истца в судебном заседании указала на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Суду первой инстанции представлены доказательства наличия объективных причин, из-за которых истец не мог обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот. Истец обладает всеми признаками лица, имеющего право на получение жилого помещения.

Ответчик – администрация города Перми и третье лицо – Управление жилищных отношений администрации города Перми в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).

Согласно п.п. 2 п. 1 ч. 4 ст. 8 приведенного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Аналогичные положения приведены в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Законодательным Собранием Пермской области 29.12.2004, которым предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Из вышеизложенного следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа таких детей до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что Гилишев К.С. родился *** в **** (л.д. 12), мать истца умерла 08.11.2002 (л.д.13), отец - 17.12.2000 (л.д.14).

Распоряжением главы города Карпинска Свердловской области № 460 от 17.12.2002 над несовершеннолетним Галишевым К.С., *** года рождения, попечителем назначена Трунова Л.В.; за несовершеннолетним закреплена жилая площадь по адресу: **** (л.д. 15).

Распоряжением главы города Карпинска Свердловской области № 85 от 16.03.2005 попечитель Трунова Л.В. освобождена от исполнения своих обязанностей (л.д. 16).

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 26.10.2021 установлен факт принадлежности Гилишеву К.С., *** г.р., уроженцу ****, Распоряжения главы города Карпинска Свердловской области № 460 от 17.12.2002 «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним Галишевым К.С., *** года рождения» и Распоряжения главы города Карпинска Свердловской области № 85 от 16.03.2005 «Об освобождении попечителя от исполнения своих обязанностей» (л.д. 17-18).

В 2003 году истец окончил МОУ СОШ № 3 города Карпинска Свердловской области (л.д. 45-45 оборот).

20.06.2006 призван на военную службу, 26.06.2008 г. уволен с военной службы и направлен на ВВК г. Лысьва Пермского края (л.д. 77-83).

С 02.10.2011 по 03.12.2011 находился на стационарном лечении с диагнозом: размозжение левой голени (л.д. 64); с 18.12.2015 установлена бессрочно третья группа инвалидности по общему заболеванию (л.д. 45).

С 14.06.2008 и по настоящее время зарегистрирован по адресу: **** (л.д. 41 оборот).

В соответствии с актом проверки сохранности жилого помещения межведомственной комиссии КГАУ «Центр социальной защиты населения по Лысьвенскому городскому округу» от 06.11.2012, дом № ** по адресу: ****, признан непригодным для проживания (л.д. 53).

Согласно выпискам из ЕГРН в период с 13.10.2010 по 13.10.2010 Гилишеву К.С. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 03.09.2010 принадлежали жилые помещения в виде трех жилых комнат в трехкомнатной квартире площадью 79,4 кв.м, расположенных по адресу: **** (л.д. 46, 46 оборот-47, 50 оборот-51, 52); с 02.09.2021 г. правообладателем данного жилого помещения является Муниципальное образование Губахинский городской округ Пермского края (л.д. 47 оборот-49).

В периоды с 18.03.2021 по 16.09.2021 и с 13.12.2021по 08.06.2022 истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: **** (л.д. 44, 44 оборот); данное жилое помещение на праве собственности принадлежит Шнейдер О.В. (49 оборот-50, 51 оборот-52).

01.03.2022 Гилишев К.С. обратился в Управление социального развития администрации Пермского муниципального района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 39-39 оборот).

01.03.2022 Управлением социального развития администрации Пермского муниципального района заявление Гилишева К.С. перенаправлено в Управление жилищных отношений администрации г.Перми для рассмотрения по компетенции (л.д. 41).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 31.05.2022 №532 Гилишеву К.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям, ввиду отсутствия права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения (л.д. 19, 39).

Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет; по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право Гилишева К.С. на получение жилья возникло с 18.06.2006, однако названное право истцом реализовано не было.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, в том числе детям-сиротам), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан и лиц, которые относились к данной категории граждан и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец обратился 01.03.2022 – в возрасте 34 лет.

Факт обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет судом первой инстанции не установлен, указанный факт истцом не оспаривается.

Доказательства уважительности причин пропуска установленного действующим законодательством (Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ) срока постановки на учет в качестве нуждающегося истцом ни при обращении с заявлением, ни при обращении с иском в суд, не представлены, судом также не установлены.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку право на получение жилья истец начал реализовывать в возрасте старше 23 лет (34 года), на момент обращения в суд истец утратил статус лица, имеющего право на получение государственных гарантий по обеспечению жилым помещением как лица из числа детей-сирот, соответственно, не является субъектом отношений, регулируемых законодательством в области защиты прав детей-сирот.

Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в Федеральном законе № 159-ФЗ, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Гилишев К.С. к числу таких лиц, не относится.

Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного выше Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В данном случае, достижение определенного законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.

В связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в список и предоставлению истцу жилого помещения не имеется.

Ссылка истца на прохождение службы в армии не свидетельствует о наличии уважительных причин, препятствовавших обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет, поскольку истец имел возможность обратиться с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по окончании службы в армии (2008 год) и до достижения возраста 23 лет (2011 год). Также отклоняются и доводы истца относительно факта ДТП и последующей длительной реабилитации, поскольку, как следует из материалов дела, истец находился на лечении с 02.10.2011, то есть уже после достижения им возраста 23 лет.

Ссылка истца на ненадлежащее исполнение его опекуном своих обязанностей не может являться препятствием для реализации его права, гарантированного положениями статей Закона № 159-ФЗ, отмену постановленного решения не влечет, поскольку истец являлся совершеннолетним, дееспособным, какие-либо уважительные причины, объективно препятствовавшие истцу самостоятельно и своевременно обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет, отсутствуют, Гилишев К.С. имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого до достижения им возраста 23 лет.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии у истца объективных препятствий для реализации своих прав на жилое помещение в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, поскольку истцом утрачено такое право, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (ст. 330 ГПК РФ) не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гилишева Кирилла Сергеевича - без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Копия верна. Судья - О.В. Безматерных

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июня 2023 года.

33-6342/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Безматерных Ольга Владиленовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
16.05.2023Передача дела судье
15.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2023Передано в экспедицию
15.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее