Дело № 2-6262/2024
УИД 59RS0007-01-2024-006863-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием истца Емельяновой Е.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Емельяновой Е. Д. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Емельянова Е.Д. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОСФР по Пермскому краю), указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи тем, что воспитывала ребенка-инвалида до достижения им возраста 8 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении пенсии, поскольку истцом не подтвержден факт воспитания ребенка-инвалида до достижения им возраста 8 лет. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, нарушающим ее права на пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, просит признать незаконным решение ОСФР по Пермскому краю об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании требования искового заявления поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что <данные изъяты> ФИО1 являлся ребенком-инвалидом. По достижению им возраста <данные изъяты> на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о невозможности обучения, нуждаемости в постоянном наблюдении и специализированный помощи, она поместила <данные изъяты> При этом она не была лишена или ограничена в родительских правах, продолжала принимать участие в его воспитании, осуществляла уход за ним, навещала, гуляла, то есть исполняла все обязанности по воспитанию ребенка. Пояснила, что навещала <данные изъяты> примерно один раз в три месяца, во время посещений привозила одежду, сладости.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представил письменный отзыв, в котором указывает, что Емельянова Е.Д. является <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который с ДД.ММ.ГГГГ являлся ребенком-инвалидом. До достижения им возраста 8 лет он был определен в <данные изъяты> где проживал на полном государственном обеспечении до своей смерти. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о назначении досрочной назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсия по старости в связи с тем, что истец не осуществляла воспитание ребенка инвалида до достижения им возраста 8 лет, следовательно, право на пенсию по указанному основанию у истца отсутствует.
Суд, заслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется с 01.01.2002 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 01.01.2015 в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Емельянова Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о рождении, свидетельствами о рождении, о смерти, копиями паспортов, медицинским свидетельством о смерти (л.д. 13, 16, 17-18, 20, 21-22, 45, 47).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была присвоена категория «ребенок-инвалид», которая в последующем продлевалась, что следует из справок ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России (л.д. 19, 34).
Решением Осинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО1 по заявлению <данные изъяты> признан недееспособным. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ Емельянова Е.Д. обратилась в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как мать инвалида с детства (л.д. 39-40), приложив, в том числе, копию свидетельства о рождении ФИО1, сведения об установлении ему инвалидности.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение № об отказе в досрочном установлении пенсии основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с несоблюдением условий назначения пенсии родителю ребенка инвалида, а именно: отсутствием факта воспитания до достижения возраста 8 лет ребенка (л.д. 11-12, 33).
01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Суд не находит оснований для признания указанного решения незаконными.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционные цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Как указано выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Аналогичное право родителей детей-инвалидов на досрочное назначение пенсии было предусмотрено ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, ст. 11 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел право одного из родителей инвалидов с детства, воспитавшего их до достижения ими возраста 8 лет, на досрочное назначение страховой пенсии по старости: мужчинам - по достижении возраста 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком-инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж.
Из приведенной правовой нормы следует, что для назначения пенсии по старости женщинам, достигшим возраста 50 лет, необходима совокупность двух условий: воспитание ребенка-инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет и наличие страхового стажа не менее 15 лет.
Если женщина не воспитала ребенка – инвалида до указанного возраста, то у нее отсутствует право на досрочное назначение пенсии. При этом причина невыполнения установленного законодателем условия значения не имеет. Причины могут быть самые различные, в том числе, лишение матери родительских прав до достижения им указанного возраста, смерть ребенка, передача ребенка на государственное содержание.
Судом установлено, то ДД.ММ.ГГГГ на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов ГКУСО <данные изъяты> ФИО4 в возрасте <данные изъяты> был определен в <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 37-38).
По указанному адресу ФИО4 был зарегистрирован по месту пребывания (л.д. 14).
<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проживает и находится на полном государственном обеспечении <данные изъяты> (л.д. 36 оборот).
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ с пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ производились удержания в размер <данные изъяты> % пенсии на <данные изъяты>
Таким образом, суд приходит к выводу, что несовершеннолетний ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до с возраста <данные изъяты> до достижения им возраста 8 лет, постоянно проживал в <данные изъяты> следовательно, законодательно установленного условия о воспитании матерью Емельяновой Е.Д. ребенка-инвалида до достижения им возраста 8 лет не соблюдается.
В связи с изложенным, оснований для признания незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ответчика обязанности назначить Емельяновой Е.Д. досрочную пенсию согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется, требования истца не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Емельяновой Е. Д., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.П. Берсенёва
Мотивированное решение составлено 30 октября 2024 года.