<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-4948/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
(заочное)
10 августа 2022 года Московская область,
г.Балашиха
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Пономарёвой В.В.,
при секретаре Рычковой Е.А.,
с участием помощника прокурора Малькова А.Л.,
представителей истца по доверенности Лаврентьева И.С., Никулиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ к Муравьеву Артуру Андреевичу и членам его семьи о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении, взыскании убытков,
установил:
Истец ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что Муравьеву А.А. и членам его семьи в связи с прохождением военной службы предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение предоставлялось ответчику и членам его семьи на время прохождения военной службы в в/ч №
Служебное жилое помещение подлежало сдаче в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в установленном законом порядке.
Однако, ответчик и члены его семьи спорное жилое помещение не сдали, продолжают проживать в нем без законных оснований с ДД.ММ.ГГГГ года.
Площадь незаконно удерживаемого Муравьева А.А. и членами ее семьи служебного жилого помещения составляет 19,6 кв.м, находится в Московской области и в оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ.
Проживание ответчиков в специализированном жилом помещении делает невозможным предоставление этого жилого помещения другим военнослужащим согласно очереди.
Истец указывает, что спорное жилое помещение на законных основаниях могло быть распределено истцом военнослужащему и членом его семьи на состав из 3-х человек.
В соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемым для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилое помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма), Министерство обороны РФ выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 909, т.е. на состав семьи военнослужащего из 2-х человек в размере не более 43 кв.м.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ истцом выплачена компенсация за наем (поднаем) жилых помещений другим военнослужащим с составом семьи из 3-х человек в размере 912 464,64 руб. Расчет представлен.
ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ответчик с членами своей семьи проживает в спорном жилом помещении, до настоящего времени добровольном порядке не освободили его.
Истец полагает, что Министерство обороны РФ понесло убытки, связанные с невозможностью предоставления пользования этим служебным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в г. Москве, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем (поднаем) жилых помещений этим военнослужащим за счет средств федерального бюджета, которые могли бы быть заселены в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Истец просит признать ответчиков Муравьева Артура Андреевича и членов его семьи утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и выселить их из указанного жилого помещения, со снятием с регистрационного учета; взыскать с Муравьева Артура Андреевича денежные средства в размере 912 464,64 руб.
Представители истца ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны РФ Лаврентьев И.С., Никулина Е.В. в судебное заседание явились, просили удовлетворить иск по изложенным в нем доводам.
Ответчик Муравьев А.А. в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ не явился, извещен.
Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав представителей истца, заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Из изложенного следует, что служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде (ч.2 ст. 92 ЖК РФ).
Частью 1 ст.99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч.3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим служебное жилое помещение, служить основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
В соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Сидерации с регистрационного учета снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 742 от 29.12.2020 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации у специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерацию Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) определен специализированной организацией Министерства обороны, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилы» помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, и органов находится у них на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориально управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 05.07.2010 № 756 в результате переименования федерального государственного учреждения «Московская центральная квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации и реорганизации путем присоединения к нему 65 федеральных учреждений согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871.Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.12.2011 № 2566, жиле помещение, расположенное по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Заря, ул. Советская, д. 11, кв. 405, закреплено на праве оперативного управления за ФГК «ЦТУИО» МО РФ.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются эти имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями свое деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом распоряжаются этим имуществом.
Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 № 175 путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования Федерального государственного казенного учреждения «Инженерно-технический центр № 2 Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации «О реорганизации Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений» от 06.11.2020 № 583 региональные управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с 01.01.2021 реорганизованы путем присоединения к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ), путем создания филиалов ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ согласно перечню приложения № 1 к Приказу, в том числе, филиал «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, за которым закреплена территория субъектов Российской Федерации - Москва и Московская область.
Судом установлено, что Муравьеву А.А. и членам его семьи в связи с прохождением военной службы предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес> которое находится в оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ.
Данное жилое помещение предоставлялось ответчику и членам его семьи на время прохождения военной службы в в/ч №.
Служебное жилое помещение подлежало сдаче в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в установленном законом порядке.
Однако, ответчик и члены его семьи спорное жилое помещение не сдали, продолжают проживать в нем без законных оснований с ДД.ММ.ГГГГ года.
Площадь незаконно удерживаемого Муравьева А.А. и членами ее семьи служебного жилого помещения составляет 19,6 кв.м.
Проживание ответчиков в специализированном жилом помещении делает невозможным предоставление этого жилого помещения другим военнослужащим согласно очереди.
Истец указывает, что спорное жилое помещение на законных основаниях могло быть распределено истцом военнослужащему и членом его семьи на состав из 3-х человек.
В соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемым для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилое помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма), Министерство обороны РФ выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 909, т.е. на состав семьи военнослужащего из 2-х человек в размере не более 43 кв.м.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ истцом выплачена компенсация за наем (поднаем) жилых помещений другим военнослужащим с составом семьи из 3-х человек в размере 912 464,64 руб. Расчет представлен.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было установлено, что ответчик с членами своей семьи проживает в спорном жилом помещении, до настоящего времени добровольном порядке не освободил его, доказательств обратного суду не представлено в силу ст.56 ГПК РФ.
Между сторонами по делу какого-либо соглашения о пользовании жилым помещением не заключалось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что законных оснований для проживания в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> ответчик и члены его семьи не имеют, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено Муравьеву А.А. в качестве служебного жилого помещения, в связи с чем, ответчик и члены его семьи подлежат выселению из спорного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Кроме того, отказ от освобождения данного жилого помещения препятствует реализации действующими военнослужащими права на обеспечение служебным жильцу помещением на период прохождения военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Порядок сдачи служебного помещения регламентирован Приказом Министерства обороны РФ «Об утверждении Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ № № и фактическое освобождение служебного жилого помещения подтверждает справка о сдаче жилого помещения.
Как разъяснено в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих согласно п.5 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Площадь незаконно удерживаемой Муравьевым А.А. и членами его семьи Муравьевой К.А., Муравьевым М.А. служебного жилого помещения составляет 19,6 кв.м.
Проживание ответчика Муравьева А.А. в специализированном жилом помещении делает невозможным предоставление этого жилого помещения другим военнослужащим согласно очереди и могло быть распределено истцом военнослужащему на состав семьи из 3-х человек, при условии их согласия.
В соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемым для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилое помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма), Министерство обороны РФ выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 909, т.е. на состав семьи военнослужащего из 2-х человек в размере не более 43 кв.м.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ истцом выплачена компенсация за наем (поднаем) жилых помещений другим военнослужащим с составом семьи из 3-х человек в размере 912 464,64 руб.
Следовательно, Министерство обороны РФ понесло убытки, связанные с невозможностью предоставления пользования этим служебным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в г. Москве, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем (поднаем) жилых помещений этим военнослужащим за счет средств федерального бюджета, которые могли бы быть заселены в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу Постановления Правительства РФ №909 от 31.12.2004, в редакции Постановления Правительства РФ № 989 от 27.11.2019 истцом произведен расчет в случае выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений другим военнослужащим с составом семьи из 2-х человек.
Суд соглашается с представленным истцом расчетом, который является арифметически верным, произведен в соответствии с нормативом площади, используемым для расчета размера компенсации за аналогичное по площади жилое помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма), и закладывает его в основу решения.
В соответствии с положениями ст. 15 Гражданского кодекса РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку ответчик Муравьев А.А. своими действиями нарушил права истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом, чем причинил убытки в размере 912 464,64 руб., суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.20 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет г.о. Балашиха Московской области в размере 12324,65руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29.08.2022░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░