№ 2-1822/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2016 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Спицыной О.А.
при секретаре Юрчак Д.А.,
с участием представителя 3-го лица УМВД России по г. Костроме Фоминой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева В. С. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Киселев В.С. обратился в суд с вышеуказанным иском. Свои требования истец мотивировал тем, что он содержался в ИВС г. Костромы в периоды времени с dd/mm/yy по dd/mm/yy. На всем протяжении содержания в ИВС в камерах не соблюдалась норма санитарной площади, был перелимит, будучи несовершеннолетним, содержался с совершеннолетними заключенными. В камере вместо унитаза стояло ведро, данная площадь от жилой не отгораживалась, в глазок двери данная зона просматривалась. Не имелось вентиляции, горячей воды, не выдавалось постельное белье. Камеры содержались в антисанитарном состоянии. На основании изложенного просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
Судом к участию в деле в качестве 3-го лица привлечено УМВД России по г. Костроме.
Истец Киселев В.С. о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН по Костромской области, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием видеоконференц-связи не заявлял.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие, представили отзыв, согласно которому иск не признали на том основании, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу, не доказано незаконное бездействие должностных лиц учреждений, в которых содержался истец.
Представитель 3-го лица УМВД России по г. Костроме по доверенности Фомина Н.Н. в суде пояснила, что сведений о том, что Киселев В.С. содержался в ИВС УМВД России по г. Костроме в 2005 году, не имеется, поскольку журналы содержания за указанный период уничтожены по истечении срока хранения, что подтверждено актом об уничтожении от января 2016 года. То есть, проследить, в какой камере он содержался, с каким количеством лиц, не представляется возможности. Остальные доводы, изложенные истцом в исковом заявлении, также не обоснованны. В каждой камере ИВС был оборудован унитаз, который был отгорожен от жилой площади перегородкой 1,1м, что соответствовало положениям Свода правил 12-95 МВД России (СП 12-95) (принят и введен в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 г. № 1-95), в соответствии с которым унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 метр от пола санитарного узла. Наличие смотрового глазка в двери камеры предусмотрено Приказом МВД России от 22.11.2005г. № 950. Стены камер оштукатурены и окрашены. Камеры наполнялись из расчета 4 кв.м. на 1 человека. Все содержащиеся обеспечивались спальным местом, им выдавалось постельное белье. Камеры содержались в надлежащем состоянии, присутствовала приточно-вытяжная вентиляция, содержащиеся лица обеспечивались горячей водой по мере необходимости, что не противоречит Правилам внутреннего распорядка, имелся душ. Все несовершеннолетние обязательно содержатся раздельно. Согласно справке прокурора г. Костромы, с мая по ноябрь 2005 года нарушений, повлекших меры прокурорского реагирования, не выявлено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17 Конституции РФ).
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В развитие перечисленных выше конституционных и международных норм Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемые и обвиняемые имеют, в частности, право на материально-бытовое обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время (статья 17); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
В соответствии со ст. 1069 ГПК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Судом установлено, что Киселев В.С. содержался в ИВС УМВД России по г. Костроме в период с dd/mm/yy включительно.
При отсутствии в ИВС УМВД России по г. Костроме сведений о нахождении Киселева В.С. в ИВС в связи с уничтожением документации, данное обстоятельство прослеживается из анкеты арестованного, составленной сотрудником ИВС dd/mm/yy и карточкой СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области, в соответствии с которой Киселев В.С. поступил в СИЗО dd/mm/yy.
Заявляя требование о взыскании компенсации морального вреда, истец ссылается на то, что условия его содержания в камерах ИВС не соответствовали требованиям законодательства, а именно: не соблюдалась норма санитарной площади, был перелимит, будучи несовершеннолетним, содержался с совершеннолетними преступниками. В камере отсутствовал туалет, вместо унитаза стояло ведро, данная площадь от жилой не отгораживалась, в глазок двери данная зона просматривалась; не имелось вентиляции, горячей воды, не выдавалось постельное белье. Камеры содержались в антисанитарном состоянии.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 года «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они причинены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он их оценивает и их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, истец в силу ст. 56 ГПК РФ обязан представить суду доказательства, подтверждающие факт причинения ему вреда, размер вреда, то обстоятельство, что ответчик является причинителем вреда, либо иным лицом, которое обязано возместить вред в силу Закона. На ответчике лежит обязанность доказать отсутствие своей вины и причинения вреда истцу при доказанности факта причинения вреда и причинной связи между наступившим вредом и действиями (бездействием) ответчика.
На сентябрь 2005 года действовали Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД России от 26 января 1996 года № 41.
В соответствии с п. 3.1 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем; столовой посудой на время приема пищи. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС.
Камеры ИВС оборудуются столом; санитарным узлом; краном с водопроводной водой, бачком для питьевой воды. Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья. Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе в установленное время не реже двух раз в неделю (п. 3.2).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (п. 3.3).
В соответствии с п. 2.15 Правил при размещении подозреваемых и обвиняемых должны соблюдаться следующие требования: 1) раздельно содержатся: несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с разрешения прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Как следует из отзыва на иск представителя 3-го лица журналы лиц, содержащихся в ИВС за 2005 год, уничтожены.
В отсутствие указанных документов подтвердить, в каких камерах содержался истец в указанные периоды времени, их площадь, а также количество содержащихся в них лиц, не представляется возможным. Иных доказательств, объективно подтверждающих, что в период содержания истца в камерах допускался перелимит наполнения, нарушалась норма санитарной площади, у суда не имеется.
Доказательств нарушения администрацией учреждения требований Правил в части необеспечения спальным местом, постельным бельем, горячей водой, а также в части содержания истца в камере с лицами, совершившими преступление, суду не представлено.
В период содержания Киселева В.С. в ИВС г. Костромы в камерах имелись центральное отопление, водопроводная вода, раковина, унитаз, что видно из технического паспорта помещений ИВС.
Представитель 3-го лица в отзыве указал, что в 2005 году в камерах ИВС унитаз был отгорожен от жилой площади перегородкой высотой 1,20м.
Вместе с тем, наличие одной перегородки указанной высоты не обеспечивает необходимого уединения при использовании туалета, поскольку камеры рассчитаны на содержание нескольких человек, а указанная зона полностью не отгорожена от жилой площади общей камеры.
Тот факт, что истцу в период содержания пришлось пользоваться туалетом, помещение которого не обеспечивает уединения, в одной камере с другими задержанными, сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить нравственные и физические страдания.
Таким образом, доводы истца частично нашли подтверждение.
Ненадлежащие условия содержания, которые, в свою очередь, относятся к унижающему достоинство обращению, гарантии защиты от которого закреплены в статье 21 Конституции РФ и статье 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод».
Размер компенсации морального вреда определяется судом по правилам ст. ст. 1099, 1101 ГК РФ.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 своего Постановления "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. N 10 (в редакции от 06.02.2007г.) указал, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размера компенсации суд учитывает фактические обстоятельства дела, период, в течение которого истец находился в условиях, не отвечающих установленным требованиям (11 суток), индивидуальные особенности истца, а также требования разумности и справедливости, и приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации в сумме 2 000 рублей.
В остальной части требований Киселеву В.С. следует отказать.
Надлежащим ответчиком по настоящему иску является Министерство финансов Российской Федерации в силу требований ст. 1071 ГК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░