Дело №2-4279/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи – Полянского О.А.,
при секретаре судебного заседания – Григоренко К.А.,
с участием представителя истца Кожиной И.В. и представителя ответчика Кротенко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 ноября 2019 в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Волгограда о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с иском в суд к ответчику с вышеуказанными требованиями.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Центрального района г.Волгограда в рамках исполнения задания прокуратуры Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия по объектам, расположенным на территории района.
Список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержден Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области».
В указанный список входит, среди прочих, следующий объект культурного наследия: объект культурного наследия регионального значения «Водокачка (Центральная водоочистительная станция Водоканал), 1890 г.», расположенный по ... (в настоящее время ...). Является памятником архитектуры и градостроительства, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (номер записи в реестре №...), имеется выданное комитетом культуры Волгоградской области охранное обязательство.
Согласно представленному департаментом муниципального имущества администрации Волгограда перечню объектов культурного наследия, учтенных в реестре муниципального имущества Волгограда (письмо за исх. №...-ор от ДД.ММ.ГГГГ), вышеуказанный объект культурного наследия учтен в реестре муниципального имущества наряду с другими объектами.
Выходом на место со специалистом комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, установлено ненадлежащее состояние данного объекта.
Так, объект культурного наследия регионального значения «Водокачка (Центральная водоочистительная станция Водоканал), 1890 г.» состоит из нескольких частей (административное здание, здание фильтров, здание насосной станции, здание проходной). Административное здание и здание насосной станции находятся в муниципальной собственности, закреплены на праве оперативного управления за МКУ «МХС» (административное здание), на праве хозяйственного ведения за МУП «Горводоканал» (здание фильтров), иные части объекта находятся в частной собственности.
Осмотром вышеуказанного объекта культурного наследия установлено, что здание конторы (административное здание) имеет разрушение отмостки; отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев цоколя, фасада, колонн и венчающего карниза главного фасада; отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев цоколя, фасадов и венчающего карниза дворового фасада. Здание фильтров имеет разрушение отмостки; отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев цоколя; разрушение кирпичной кладки фасадов и венчающего карниза; выветривание раствора кирпичной кладки; частичное отсутствие остекления окон. Здание проходной (насосной) имеет разрушение отмостки; трещины, отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев цоколя, фасадов и венчающего карниза. Ограда имеет трещины на внешней стороне ограды.
Состояние данного объекта культурного наследия свидетельствует об отсутствии со стороны собственника имущества действенных мер по содержанию объектов, находящихся в муниципальной собственности, что может привести к утрате в дальнейшем вышеуказанного объекта культурного наследия, соответственно будут нарушены права граждан на обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, что недопустимо.
На основании изложенных обстоятельств, прокурор просил обязать администрацию Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об объектах культурного наследия путем разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, находящегося в муниципальной собственности и расположенного на территории Центрального района г.Волгограда: «Водокачка (Центральная водоочистительная станция Водоканал), 1890 г.», по ... (в настоящее время ...) и согласования проектной документации в комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
В дальнейшем истец требования изменил, мотивируя тем, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, выписки из реестра муниципального имущества, городскому округу город-герой Волгоград на праве собственности принадлежат здания и нежилые помещения в здании, входящие в комплекс объекта культурного наследия регионального значения «Водокачка (Центральная водоочистительная станция Водоканал), 1890 г.», право собственности муниципального образования зарегистрировано на основании следующих записей в ЕГРН: №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим, просит обязать администрацию Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об объектах культурного наследия путем разработки проектной документации на проведение работ по сохранению составных частей объекта культурного наследия регионального значения, расположенного на территории Центрального района г.Волгограда - «Водокачка (Центральная водоочистительная станция Водоканал), 1890 г.», по ... (в настоящее время ...), находящихся в муниципальной собственности, а именно: здания фильтров (кадастровый №...), административного здания, состоящего из нежилых помещений (с кадастровыми номерами 34:34:040018:107, 34:34:040018:104, 34:34:040018:108, 34:34:040018:66), здания водомерной мастерской (кадастровый №...) и согласования проектной документации в комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, считает их необоснованными, полагает, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Другие стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст.6 Закона).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия установлены ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия. При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пп. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, кроме прочего: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии с вышеуказанным законом (ст. 40 Закона) понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Понятие консервации, ремонта и реставрации памятника или ансамбля, приспособления объекта культурного наследия для современного использования определены в ст. ст. 41-44 Закона об объектах культурного наследия.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия установлен ст. 45 Закона. Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия про водятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Центрального района г.Волгограда проведена проверка соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия по объектам, расположенным на территории района.
В ходе проверки установлено, что в нарушении вышеизложенных требований действующего законодательства, администрацией города не разработана проектная документация на проведение работ по сохранению составных частей объекта культурного наследия регионального значения, расположенного на территории Центрального района г.Волгограда - «Водокачка (Центральная водоочистительная станция Водоканал), 1890 г.», по ... (в настоящее время ...), находящихся в муниципальной собственности, а именно: здания фильтров (кадастровый №...), административного здания, состоящего из нежилых помещений (с кадастровыми номерами 34:34:040018:107, 34:34:040018:104, 34:34:040018:108, 34:34:040018:66), здания водомерной мастерской (кадастровый №...) и согласования проектной документации в комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
Так, осмотром вышеуказанного объекта культурного наследия установлено, что здание конторы (административное здание) имеет разрушение отмостки; отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев цоколя, фасада, колонн и венчающего карниза главного фасада; отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев цоколя, фасадов и венчающего карниза дворового фасада. Здание фильтров имеет разрушение отмостки; отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев цоколя; разрушение кирпичной кладки фасадов и венчающего карниза; выветривание раствора кирпичной кладки; частичное отсутствие остекления окон. Здание проходной (насосной) имеет разрушение отмостки; трещины, отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев цоколя, фасадов и венчающего карниза. Ограда имеет трещины на внешней стороне ограды.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу, а именно копиями материалов прокурорской проверки.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные суду доказательства, с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Доводы стороны ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований основаны на неверной оценке обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, и неверном толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Волгограда о возложении обязанностей – удовлетворить.
Обязать администрацию Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об объектах культурного наследия путем разработки проектной документации на проведение работ по сохранению составных частей объекта культурного наследия регионального значения, расположенного на территории Центрального района г.Волгограда - «Водокачка (Центральная водоочистительная станция Водоканал), 1890 г.», по ... (в настоящее время ...), находящихся в муниципальной собственности, а именно: здания фильтров (кадастровый №...), административного здания, состоящего из нежилых помещений (с кадастровыми номерами 34:34:040018:107, 34:34:040018:104, 34:34:040018:108, 34:34:040018:66), здания водомерной мастерской (кадастровый №...) и согласования проектной документации в комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в месячный срок через Центральный районный суд города Волгограда.
Судья- подпись О.А. Полянский