Дело № 3а-98/2019
Определение
19 марта 2019 года город Ижевск Удмуртской Республики
Верховный суд Удмуртской Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Токаревой М.В., с участиемпредставителя административного истцаП.Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску К** о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
К** обратиласьв суд с административным иском к Министерству финансов Удмуртской Республики о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Свои требования мотивировала тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст.1 Федерального Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 12 апреля 2018 годаисковые требования административного истца к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения удовлетворены, суд обязал Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование К** безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска Удмуртской Республики жилое помещение ввиде жилого дома или квартиры. Административным истцом получен исполнительный документ, передан на исполнение, по делу возбуждено исполнительное производство, что подтверждается письмом МРО по ОИП УФССП России по УР от ДД.ММ.ГГГГ.Таким образом, в настоящее время общая продолжительность ожидания административным истцом исполнения решения суда составляет более восьми месяцев. Считает, что указанная продолжительность судопроизводства по делу нарушает ее право на судопроизводство в разумный срок. Указывает, что в Российской Федерации определен размер компенсационных выплат за издержки исполнения судебного решения о предоставлении жилья. Суммы компенсации прямо пропорционально задержкам в исполнении судебных решений и составляют в среднем 82 евро за каждый месяц задержки в исполнении решения суда. В связи с нарушением права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок административный истец несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем административному истцу. Кроме того, нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок доставляют ей моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в чужом жилом доме с посторонними людьми. На основании вышеизложенного просит обязать Министерство финансов Удмуртской Республики выплатить К** компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 49200 рублей.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 254 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление о присуждении компенсации, если при рассмотрении вопроса о его принятии к производству установит, что административное исковое заявление о присуждении компенсации подано лицом, не имеющим права на его подачу.
Статьей 250 КАС РФ определено право на обращение в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указанные вопросы регулируют также положения Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
В силу части 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебногоакта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как следует из системного толкования приведенных выше норм права, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может обратиться заинтересованное лицо в том случае, когда возбуждено исполнительное производство по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Как следует из материалов дела, исполнительное производство по исполнению указанного выше судебного акта возбуждено ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ч.1 и 2 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
С учетом положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по данному делу срок, предусмотренный ч.4 ст. 250 КАС РФ истекает ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных выше обстоятельствах, на день подачи административного иска у административного истца не возникло права на обращение в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Других оснований для обращения с заявленными требованиями, предусмотренных законом, административным истцом не приведено и судьей не установлено.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 38Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" производство по делу о компенсации подлежит прекращению, в том числе еслисудом принято заявление о компенсации от лица, не имеющего права на его подачу (пункт 1 части 1 статьи 128, пункт 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах производство по административному делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 194 КАС РФ, суд
определил:
прекратить производство по делу, по административному иску К** о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного суда Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня его вынесения. Частная жалоба подается в Верховный суд Удмуртской Республики.
Судья: Соловьев В.А.