Судья Дерябина Ю.А. Дело № 2-500/2020
№ 33-1274/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Аврамовой Н.В., Душечкиной Н.С.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 23 июня 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Третьяковой В.Г. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании решения незаконным, перерасчете ежемесячных денежных компенсаций, выплате суммы
по апелляционной жалобе Третьяковой В.Г. на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Богдановой О.Н., заключение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Третьякова В.Г. обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН Курганской области) о признании решения незаконным, перерасчете ежемесячных денежных компенсаций, выплате суммы.
В обоснование искового заявления указывала, что c 1 декабря 2002 года по 31 декабря 2006 года ей как инвалиду второй группы вследствие радиационного воздействия выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением индексации в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации. С 1 января 2007 года после очередного переосвидетельствования ей установлена третья группа инвалидности и размер компенсации составил 1803 руб. 23 коп. Решением Далматовского районного суда Курганской области от 7 сентября 2007 года установлено, что с 1 июля 2007 года размер компенсации ей, как инвалиду третьей группы, должен составлять 2415 руб. 19 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом коэффициенты индексации были применены судом к размеру компенсации, установленной законодательством для инвалидов третьей группы. Начиная с 1 июля 2007 года, выплата указанной компенсации производилась с учетом решения районного суда. С 1 сентября 2018 года ей вновь установлена вторая группа инвалидности, в связи с чем размер компенсации составил – 9443 руб. 30 коп., а с учетом индексации с 1 февраля 2019 года – 9849 руб. 36 коп. Полагала, что ответчиком расчет выплат компенсации с 1 сентября 2018 года произведен неверно, так как с учетом коэффициентов индексации на 2018 год сумма выплаты должна составлять 12836 руб. 54 коп., а на 2019 год – 13388 руб. 51 коп. На ее обращение с заявлением о применении к выплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью коэффициентов индексации по судебному решению, установленных для инвалидов второй группы, получен отказ, который она считает незаконным.
Просила суд признать решение ответчика об отказе в применении коэффициентов индексации судебного решения к размеру компенсации, установленному для инвалидов второй группы, незаконным и отменить; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет ежемесячных денежных компенсаций с 1 сентября 2018 года по настоящее время и произвести выплаты.
В судебное заседание истец Третьякова В.Г. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители ответчика ГУ СЗН Курганской области Урмашева М.А., Звягинцева А.М. против удовлетворения исковых требований возражали.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 15 января 2020 года постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Третьяковой В.Г. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании решения незаконным, перерасчете ежемесячных денежных компенсаций, выплате суммы отказать.».
В апелляционной жалобе Третьякова В.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Выражая несогласие с выводом суда об отсутствии преюдиции относительно ранее принятого Далматовским районным судом Курганской области решения указывает, что именно этим решением был установлен механизм расчета индексации назначенных судом выплат, который соответствовал правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П.
В возражениях на апелляционную жалобу Третьяковой В.Г. представитель ГУ СЗН Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвовавшие в деле, не явились, извещены надлежаще, истец Третьякова В.Г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, другие участники процесса о причинах неявки суд не уведомили. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений, судебная коллегия оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не усматривает.
Из ст.ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (далее по тексту - Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ) гражданам, указанным в ст. 1 настоящего Федерального закона, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1) в качестве возмещения вреда и мер социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.
Положениями ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 444-ФЗ) предусмотрен механизм защиты от инфляции сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
В силу указанной нормы закона размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Третьяковой В.Г. 21 декабря 2001 года установлена <...> инвалидности по заболеванию, связанному с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк», до 1 января 2007 года, что следует из справки № от 21 декабря 2001 года.
Решением межведомственного экспертного совета от 3 декабря 2001 года № 3707 установлено, что заболевание и инвалидность Третьяковой В.Г. связаны с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк».
21 декабря 2006 года Третьяковой В.Г. установлена <...> инвалидности по заболеванию, связанному с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк», бессрочно (справка МСЭ серии № от 21 декабря 2006 года).
Согласно справке № от 23 августа 2018 года Третьяковой В.Г. вновь установлена <...> инвалидности по заболеванию, связанному с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк», бессрочно.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от 7 сентября 2007 года с ГУ СЗН Курганской области за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ, в пользу Третьяковой В.Г. взыскана задолженность по компенсации по возмещению вреда здоровью, как лучевому больному и инвалиду II группы с 15 января 2002 года по 31 декабря 2006 года и с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года как инвалиду <...> в общей сумме 63215 руб. 34 коп. Указанным решением суда был установлен механизм, предписывающий необходимость своевременной индексации назначенных истцу сумм в соответствии с действующим на тот период порядком. Так на ГУ СЗН Курганской области была возложена обязанность выплачивать Третьяковой В.Г. с 1 июля 2007 года ежемесячно компенсацию по возмещению вреда здоровью как инвалиду <...> в сумме 2451 руб. 19 коп. с последующей индексацией на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22 июля 2019 года Третьякова В.Г. обратилась в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о пересчете ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью как инвалиду <...> с применением установленных решением Далматовского районного суда Курганской области от 7 сентября 2007 года коэффициентов инфляции.
В ответе на указанное заявление Третьяковой В.Г. сообщено, что в связи с установлением ей <...> инвалидности 1 сентября 2018 года в соответствии с действующим законодательством размер ее компенсации составил 9443 руб. 30 коп. С 1 февраля 2019 года с учетом индексации, определенной действующим законодательством, размер компенсации составил 9849 руб. 36 коп. Кроме того, указано, что в настоящее время механизм индексации определен Правительством Российской Федерации, поэтому применить коэффициенты индексации, указанные в решении Далматовского районного суда Курганской области от 7 сентября 2007 года, к размеру компенсации, установленному для инвалидов II группы, не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для осуществления перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации с учетом коэффициентов индексации, установленных решением Далматского районного суда Курганской области от 7 сентября 2007 года, поскольку на дату установления истцу <...> инвалидности (23 августа 2018 года) выплаты ежемесячной компенсации осуществляются с учетом механизма индексации, определяемого Правительством Российской Федерации.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в пределах доводов жалобы Третьяковой В.Г. (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) полагает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции, находит их соответствующими обстоятельствам дела, подтвержденными исследованными в судебном заседании доказательствами, основанными на верном применении норм материального права.
Оценивая доводы жалобы Третьяковой В.Г. относительно мотивов несогласия с оспариваемым судебным актом в части необоснованности применения коэффициентов индексации, установленных решением Далматского районного суда Курганской области от 7 сентября 2007 года, судебная коллегия полагает их несостоятельными исходя из следующего.
Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).
Согласно данной норме гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми п. 25 ст. 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 этого закона, исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Частью 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) было предусмотрено, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные данным законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Критерий индексации сумм возмещения вреда здоровью был установлен ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которой размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I, либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной данной статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ размеры выплат, установленные в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 или п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 года № 3061-I) и ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в редакции данного федерального закона, индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.
В Постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П) Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
В 2004 году также была изменена редакция ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 8 ст. 3).
В новой редакции ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I п. 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше п. 25 ст. 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, содержатся в п. 15.
Впоследствии Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2004 ░░░░ № 847 ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. 25 ░. 1 ░░. 14 ░ ░. 11.░. 1 ░░. 15 ░░░░░░ ░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░░░░ № 1244-I ░ 1 ░░░░ 2004 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,38 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3450 ░░░.; ░░ 27 ░░░ 2005 ░░░░ № 292 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,11 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3829 ░░░. 50 ░░░., ░░ 25 ░░░░░░ 2006 ░░░░ № 246 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,09 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4174 ░░░. 16 ░░░., ░░ 21 ░░░░░ 2007 ░░░░ № 171 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,08 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4508 ░░░. 9 ░░░., ░░ 21 ░░░░░░░ 2007 ░░░░ № 914 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,105 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4981 ░░░. 44 ░░░., ░░ 21 ░░░░░░░ 2007 ░░░░ № 914 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,13 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 5 629 ░░░. 3 ░░░., ░░ 16 ░░░░░░░ 2009 ░░░░ № 1024 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,1 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 191 ░░░. 93 ░░░., ░░ 21 ░░░░░░░ 2010 ░░░░ № 1079 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,065 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6594 ░░░. 41 ░░░., ░░ 8 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ № 1019 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,06 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 990 ░░░. 7 ░░░., ░░ 4 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ № 1255 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,055 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 7 374 ░░░. 52 ░░░., ░░ 19 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 1189 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,05 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 7 743 ░░░. 25 ░░░., ░░ 18 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ № 1411 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,055 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 8 169 ░░░. 13 ░░░., ░░ 28 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ № 42 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,07 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 8 740 ░░░. 97 ░░░., ░░ 26 ░░░░░░ 2017 ░░░░ № 88 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,054 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 9212 ░░░. 98 ░░░., ░░ 26 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ № 74 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,025 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 9 443 ░░░. 30 ░░░., ░░ 24 ░░░░░░ 2019 ░░░░ № 32 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,043 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 9 849 ░░░. 36 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ 1 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ <...> ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2002 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (23 ░░░░░░░ 2018 ░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2002 ░░░░ № 11-░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░.░.