Дело №2-3953/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Яковлева А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Афанасьевой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Калининского района города Чебоксары Киркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района города Чебоксары к Алексееву Алексею Вячеславовичу, Алексеевой Татьяне Владимировне о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики (далее также прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Алексееву А.В., Алексеевой Т.В. о возложении обязанности на ответчиков создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - в магазин <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, нежилое помещение № общей площадью <данные изъяты>
Исковые требования мотивированы тем, что ответчики являются собственниками нежилого помещения № по указанному выше адресу в праве по ? доли общей долевой собственности. Ответчиками помещение используется как магазин <данные изъяты> В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 вход в магазин <данные изъяты> являющийся объектом социальной инфраструктуры, не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, просит обязать ответчиков создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин <данные изъяты> расположенный на втором этаже дома по адресу: <адрес> нежилое помещение № общей площадью <данные изъяты> кв. м., путем установления технических средств для маломобильных групп населения, а именно: путем установления кнопки вызова для инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района города Чебоксары Киркина Н.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду, выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчики Алексеев А.В., Алексеева Т.В., извещенные надлежащим образом по месту регистрации, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не известны.
Третьи лица Калининская районная организация Чувашской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, явку своих представителей в суд не обеспечили, извещены надлежащим образом.
В силу ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков с вынесением заочного решения, по материалам, имеющимся в деле.
Заслушав пояснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно части 5 статьи 15 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Таким образом, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов возлагается на собственников зданий и сооружений.
С 15 мая 2017 года введен в действие Свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр).
Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Приказ Росстандарта от 30.03.2015 №365).Согласно пункту 4.1 Свода правил СП 59.13330.2016 его требования подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.
В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН (маломобильные группы населения) следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".
В соответствии с пунктом 5.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%).
При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН.
На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и МГН при наличии сопровождающих лиц.
В пункте 5.1.15 указано, что длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.
Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.
Согласно пункту 5.1.16 поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
В качестве поверхности пандуса допускается использовать рифленую поверхность или металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.17.
Сводом правил СП 59.13330.2016 предусмотрены и иные виды обеспечения беспрепятственного доступа объектов общественной инфраструктуры для доступности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Управлением Росреестра по Чувашской Республике, ответчики Алексеев А.В., Алексеева Т.В. являются собственниками помещения № по ? доли в праве общей долевой собственности, назначение – нежилое; площадь – <данные изъяты> кв.м; этаж – 2, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер объекта №
В ходе проведенной прокуратурой Калининского района города Чебоксары совместно с представителем Калининской районной организации Чувашской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016, магазин <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу статьи 210 названного Кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Принадлежащее ответчикам помещение, в котором размещен магазин, используется в качестве объекта социальной инфраструктуры, следовательно, оно должно быть приспособлено под потребности инвалидов и маломобильных групп населения, а именно, ответчиками должны быть обеспечены беспрепятственный доступ в магазин.
Принимая во внимание положения статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ и учитывая, что обязанность по соблюдению отраслевых норм и правил, действующих в отношении спорного объекта, возложена на ответчиков, доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности приспособить магазин для нужд инвалидов в соответствии с требованиями свода правил СП 59.13330.2016 ответчиками не представлено, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в равных долях по 150 руб. с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Алексеева Алексея Вячеславовича, Алексееву Татьяну Владимировну создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин <данные изъяты> расположенный на втором этаже дома по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> путем установления технических средств для маломобильных групп населения в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр), а именно: путем установления кнопки вызова для инвалидов и маломобильных групп населения.
Взыскать с Алексеева Алексея Вячеславовича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 руб.
Взыскать с Алексеевой Татьяны Владимировны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 руб.
Ответчики вправе подать заявление в Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: судья А.Ю. Яковлев
Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.