Судья Коновалова И.В. Дело № 33-5267/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Семиколенных Т.В.,
судей Кузьминой О.Ю., Маньковой Е.Н.,
при секретаре Хлестковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
3 августа 2017 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 23 мая 2017 года, которым постановлено:
«Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) включить Соловьевой Е.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период обучения в Ярославском государственном педагогическом институте им. К.Д. Ушинского с 01.09.1990 по 01.07.1994.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) назначить Соловьевой Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28 февраля 2017г.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) в пользу Соловьевой Е.В. расходы по оплате госпошлины 300 руб.»
Заслушав доклад судьи Кузьминой О.Ю., возражения Соловьевой Е.В., ее представителя по ордеру Поткина Н.Н. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловьева Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода обучения в ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» с 01.09.1990 г. по 01.07.1994 г.; назначении пенсии с момента обращения за ней; взыскании судебных расходов. В обоснование требований указано, что решением УПФР в г. Рыбинске (межрайонное) от 14.03.2017 г. № 67045/1 в назначении досрочной страховой пенсии отказано по причине отсутствия необходимого педагогического стажа. Из подсчета исключен, в частности, данный период, поскольку действие Постановления от 17.12.1959 №1397 утратило силу 01.10.1993 г.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права.
Соловьевой Е.В. представлены возражения на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в жалобе, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
При разрешении спора суд полно и правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, собранные по делу доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для переоценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения Соловьевой Е.В. в стаж педагогической деятельности спорного периода повторяют позицию ответчика в судебном заседании, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела следует, что Соловьева Е.В. с 01.09.1989 года по 31.08.1990 года работала воспитателем группы продленного дня в Николо-Кормской средней школе; с 15.08.1994 года по 31.08.2007 года – учителем начальных классов, учителем в МОУ Михайловская основная общеобразовательная школа. Наименования занимаемых Соловьевой Е.В. должностей и учреждения, в которых она работала в спорные периоды, предусмотрены Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, Списками профессий и должностей... N 1067 от 22.09.1999 г., N 781 от 29.10.2002, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости.
В период с 01.09.1990 года по 01.07.1994 года Соловьева Е.В. обучалась в Ярославском государственном педагогическом институте им. К.Д.Ушинского.
Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона (60 лет – мужчинам, 55 лет – женщинам) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На основании п.2 ст.27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.2 ст.27 Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следует, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с абз.5 п.2, абз.1 п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшего до 01 октября 1993 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Время работы, указанной в пунктах 1,2,3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Поскольку действовавшим на момент обучения истца в Ярославском государственном педагогическом институте им. К.Д. Ушинского с 01.09.1990 г. по 01.07.1994г. законодательством предусматривалось включение периода обучения в педагогический стаж, при этом на момент обращения в пенсионный фонд более 2/3 стажа истца составлял стаж работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на льготную пенсию, суд с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, правильно включил в педагогический стаж период обучения истца в Ярославском государственном педагогическом институте им. К.Д. Ушинского с 01.09.1990 г. по 01.07.1994г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 01 октября 1993 года, в связи с чем, его условия не могут применяться к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не могут быть признаны состоятельными. На момент обучения истца в педагогическом институте указанное Постановление действовало, и соответственно период обучения включался в специальный стаж истца. Соловьева Е.В. не могла предвидеть изменение в последующем правового регулирования и возможность лишения ее уже приобретенных прав. Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, при оценке пенсионных прав истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент обучения истца, в частности, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Довод жалобы о том, что на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Соловьева Е.В. не выработала 2/3 необходимого специального стажа, не может быть принят во внимание, поскольку указанный стаж исчисляется на момент назначения пенсии. На дату отмены Постановления от 17 декабря 1959 года N 1397, на 01 октября 1993 года, истец в силу своего возраста не могла выработать 25-летний стаж педагогической деятельности, а п.4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 устанавливает вышеуказанное соотношение (2/3) именно от 25-летнего стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения пенсии.
Судебная коллегия считает, что судом обоснованно возложена на ответчика обязанность по назначению пенсии с даты обращения за ее назначением, то есть с 28 февраля 2017г., поскольку на эту дату с учетом включения спорного периода в специальный стаж, у Соловьевой Е.В. возникло право на получение досрочной пенсии.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции, они не опровергают выводов судебного решения, а поэтому оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Таким образом, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░