Решение
Именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года адрес
Дорогомиловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Морозовой Н.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-678/21 по административному иску Гафурова Марата Шарибзяновича к Управлению Россельсхознадзора по адрес, Московской и адрес о признании незаконным предписания,
Установил:
Гафуров М.Ш. обратился в суд с административным иском к Россельхознадзору о признании незаконным предписания.
Требования по административному иску мотивированы тем, что 17.06.2021 г. государственным инспектором фио произведен визуальный осмотр земельного участка, расположенного по адресу: адрес, в районе адрес, кадастровый №50:21:0030110:4281, принадлежащего на праве общей долевой собственности Гафурову М.Ш. 21.06.2021 истцу выдано предписание №08/06/113 от21.06.2021 г. об устранении нарушений требований земельного законодательства. Оснований для выдачи предписания отсутствовали, т.к. Гафуров М.Ш. не совершал никаких действий, нарушающих законодательство. По результатам осмотра необходимо было выдать предостережение о недопустимости нарушения, как указано в адрес регламента №662 , сделанные фотографии, а также визуальный осмотр государственным инспектором земельного участка не могут подтвердить наличие или отсутствие нарушений, т.к. отличаются от планового осмотра. С момента осмотра и до составления акта проверки прошло 2 дня, что не позволило истцу представить мотивированные возражения. Распоряжение представлено в день проведения осмотра. Из текста телеграммы невозможно установить ни порядок, ни основание проверки. Срок проверки составил 2 дня, при этом в распоряжении указан период с 07.06.2021 г. по 21.06.2021 г., что грубо нарушает права истца. Административный истец просит признать предписание незаконным и отменить его.
Представитель административного истца по доверенности в суд явился, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика Управления Россельхознадзора по адрес, Московской и адрес в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил возражения, материалы проверки, просил в иске отказать, т.к. предписание вынесено законно, предупреждение не могло быть выдано, земли используются не по назначению.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает 7 категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В судебном заседании установлено, что Гафуров М.Ш. является собственником ½ доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, в районе адрес, кадастровый №50:21:0030210:4281, на основании договора купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенный с фио от 03.09.2020 г.
Право собственности подтверждено выписками из ЕГРН на данный земельный участок.
Согласно выписке ЕГРН от 16.06.2021 земельный участок с кадастровым №50:21:0030210:4281 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, имеет общую площадь 4,71 га, принадлежит Истцу на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) с 07.09.2020 г.
21.06.2021 г. истцу выдано предписание № 08/16/113 по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения № 663-РП от 27.05.2021. Срок проведения проверки с 07.06.2021 по 21.06.2021.
Внеплановая выездная проверка организована по результатам планового (рейдового) осмотра, обследования, в ходе которого составлен акт обследования № 08/17/21 от 19.04.2021, на основании мотивированного представления № 06-12/101 от 12.05.2021.
О проведении выездной проверки 17.06.2021 (в 10:00) истец уведомлен телеграммой № 326025 от 08.06.2021, которая согласно служебной телеграмме № 3121165/904/219 от 10.06.2021 была вручена 08.06.2021.
В адрес Истца регистрируемым почтовым отправлением (РПО) № 12330860003381 высланы распоряжение от 27.05.2021 и уведомление о времени и месте проведения внеплановой проверки от 07.06.2021. Указанное почтовое отправление возращено отправителю за истечением срока хранения.
Актом проверки № 08/16/113 от 21.06.2021 установлено, что земельный участок с кадастровым № 50:21:0030210:4281 зарос древесной, кустарниковой и сорной растительностью на площади 1,96 га, плодородный слой почвы земельного участка перекрыт навалами грунтов неизвестного происхождения, строительным мусором, досками. На территории земельного участка расположены бытовки неустановленного назначения. Признаков осуществления сельскохозяйственной деятельности на участке не имеется.
При проведении проверки присутствовал представитель истца по доверенности от 05.11.2019 фио, который получил копию акта проверки и обжалуемое предписание.
К акту проверки от 21.06.2021 прилагается фототаблица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков обязаны обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Представленными материалами проверки установлены факты нарушения земельного законодательства фио на принадлежащем ему участке.
Доводы административного истца о том, что проверка проведена с грубым нарушением действующего законодательства, не нашло своего подтверждения в суде. Так, проведение старшим государственным инспектором по осуществлению земельного контроля проверки соблюдения земельного законодательства, составление акта по результатам проверки и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, в отношении собственника земельного адрес, произведено в пределах предоставленных ему полномочий, и в пределах компетенции органа для осуществления проверки соблюдения требований земельного законодательства на указанном земельном участке, при наличии на то правовых оснований
Материалами проверки, фотоматериалами к нему, подтверждаются те нарушения, которые зафиксированы в акте проверки от 21.06.2021 года.
При этом суд учитывает, что квалификация старшего государственного инспектора фио позволяет оценить состояние земельного участка как непосредственно на местности, так и при проведении фото и видео-съемки.
Согласно ч. 4 ст. 71 Земельного кодекса РФ при осуществлении государственного земельного надзора в отношении граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Согласно ч. 2 ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в указанном случае не выдается.
Таким образом, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в настоящем случае не могло быть выдано, так как по результатам осмотра земельного участка установлен факт перекрытия плодородного слоя почвы строительным мусором и грантами неустановленного происхождения, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде (загрязнения плодородного слоя почвы).
Срок составления акта проверки относительно проведения мероприятий по надзору не предусмотрен Законом № 294-ФЗ.
Согласно ст. 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт, к которому прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений.
В оспариваемом предписании, как следует из его содержания, указаны выявленные нарушения и нормативные акты, устанавливающие соответствующие требования, принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание об устранении нарушения земельного законодательства является законным и обоснованным, вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах его компетенции.
В соответствии с положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-228, 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.