Решение по делу № 2-329/2024 от 20.06.2024

УИД 34RS0022-01-2024-000468-08

Дело № 2-329/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Котельниково                                             18 ноября 2024 г.

Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Лапиной И.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Павловой Т.В.,

с участием истца прокурора Котельниковского района Волгоградской области Гребенкина Д.В.,

представителя ответчика администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области Чубаровой Я.А.,

представителя третьего лица АО "Волгоградоблэлектро" Морозовой А.И.,

представителя третьего лица Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области Маркиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области, поданному в интересах несовершеннолетних Умаровой Я. Я. и Булавиной А. А., к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельного участка,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, социальной поддержке многодетных семей в деятельности администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Матерью несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Булавиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Умаровой Я.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО13

Постановлением администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 в собственность бесплатно предоставлен земельный участок из категории земель населённых пунктов, общей площадью 1 000 кв. м, с кадастровым номером 34:13:130032:3274, расположенный по адресу: <адрес>, з/у 2.

При этом, на земельном участке отсутствует необходимая коммунальная инфраструктура (сети электроснабжения, водоснабжения), что препятствует его использованию для целей индивидуального жилищного строительства, и соответственно, реализации многодетными гражданами мер социальной поддержки по обеспечению жильём.

С учётом изложенного, истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> по отсутствию инженерно-технических коммуникаций: электрических сетей, а также сетей водоснабжения на земельном участке с кадастровым номером 34:13:130032:3274, расположенном по адресу: <адрес>, з/у 2; возложить на администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> обязанность по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры - электроснабжением, водоснабжением земельного участка с кадастровым номером 34:13:130032:3274, расположенного по адресу: <адрес>, з/у 2, в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Истец прокурор <адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Третье лицо ФИО13, будучи надлежащим образом извещённой, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

ДД.ММ.ГГГГ судом на основании положений статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены АО "Волгоградоблэлектро", МУП "Водоканал" Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес>, Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса <адрес>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, МУП "Водоканал" Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес>, будучи надлежащим образом извещённым, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица АО "Волгоградоблэлектро" Морозова А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в части обеспечения сетями электроснабжения данного земельного участка. Пояснила, что АО "Волгоградоблэлектро" является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям. Техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <адрес>, з/у 2 имеется, однако в соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. В случае если в соответствии с настоящими Правилами в целях технологического присоединения предусматриваются разработка и согласование схемы выдачи мощности объекта по производству электрической энергии (далее - схема выдачи мощности) или схемы внешнего электроснабжения энергопринимающего устройства (далее - схема внешнего электроснабжения), заявка подается в сетевую организацию, определенную в соответствии с рекомендуемым вариантом прилагаемой к заявке схемы выдачи мощности или схемы внешнего электроснабжения. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7(1) любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал). Сети АО «Волгоградоблэлектро» находятся на расстоянии 391 метр, а сети филиала ПАО «Россети Юг»-«Волгоградэнерго» расположены на расстоянии 193 метра, соответственно, заявителю необходимо обращаться в филиал ПАО «Россети Юг»-«Волгоградэнерго» за технологическим присоединением. Мероприятий по подключению данного заявителя со стороны АО «Волгоградоблэлектро» не проводилось. В случае необходимости осуществления технологического присоединения данного участка необходимо строительство ЛЭП-10 кВ ориентировочной протяженностью 0,350 км, установка СКТП-10/0,4 кВ 25кВА, строительство ВЛИ-0,4 кВ ориентировочной протяженностью 70 метров. Ввиду того, что в соответствии с пунктом 17 Правил ТП заявитель находится на расстоянии далее 300 метров от объектов электросетевого хозяйства АО «Волгоградоблэлектро», вышеуказанные мероприятия подлежат включению в стоимость договора технологического присоединения. Обращений от ФИО13 в адрес АО «Волгоградоблэлектро» в части технологического присоединения до настоящего времени не поступало. В границах кадастрового квартала по адресу: <адрес>, з/у 2 имеются сети двух сетевых организаций АО «Волгоградоблэлектро» и ПАО «Россети Юг»-«Волгоградэнерго». В остальной части иска не возражала против удовлетворения.

Представитель третьего лица Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса <адрес> ФИО8 в судебном заседании при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.

ДД.ММ.ГГГГ судом на основании положений статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Россети ЮГ" - "Волгоградэнерго".

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, ПАО "Россети ЮГ" - "Волгоградэнерго", будучи надлежащим образом извещённым, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований признания незаконным бездействия администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> по отсутствию сетей водоотведения на земельном участке с кадастровым номером 34:13:130032:3274, расположенном по адресу: <адрес>, з/у 2; возложения обязанности на администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> обеспечить земельный участок с кадастровым номером 34:13:130032:3274, расположенного по адресу: <адрес>, з/у 2, объектами инженерной инфраструктуры по водоотведению в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда прекращено, в связи отказом от указанных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, представителей третьих лиц, допросив свидетелей ФИО11, ФИО9 суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (часть 1 статьи 7), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (часть 1 статьи 38, статья 64).

В силу указанных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с частью 2 статьи 9, частями 1 и 2 статьи 36 и частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путём предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определённым категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Приказ Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены "Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", которые разработаны в соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

В соответствии с пунктом 39 "Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В пункте 17 "Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей"

В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать, в том числе, критерий существующей обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребности в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходов на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно

Во исполнение пунктов 6 и 7 статьи 39.5 и статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", который устанавливает случаи и порядок предоставления гражданам Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории <адрес> в собственность бесплатно, а также порядок постановки граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, на учет и снятия с учета, основания для отказа в таком предоставлении и предельные размеры предоставляемых земельных участков.

На основании части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории <адрес> (далее - земельные участки) в собственность граждан Российской Федерации (далее - граждане) бесплатно предоставляются для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей (далее - граждане, имеющие трех и более детей).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, социальной поддержке многодетных семей в деятельности администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Матерью несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Булавиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Умаровой Я.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО13, что подтверждается свидетельствами о рождении детей.

Постановлением администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 в собственность бесплатно предоставлен земельный участок из категории земель населённых пунктов, общей площадью 1 000 кв. м, с кадастровым номером 34:13:130032:3274, расположенный по адресу: <адрес>, з/у 2.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что на земельном участке отсутствует необходимая коммунальная инфраструктура (сети электроснабжения, водоснабжения), что препятствует его использованию для целей индивидуального жилищного строительства, и соответственно, реализации многодетными гражданами мер социальной поддержки по обеспечению жильём, что не отрицалось сторонами.

В сопроводительном письме на имя прокурора <адрес> глава Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> ФИО10 указывает, что администрацией Котельниковского городского поселения во исполнение полномочий по водоснабжению населения принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы Реформирование и модернизация коммунального хозяйства КГП КМР <адрес> на 2024-2026 годы» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ). В рамках данной программы администрация осуществляет работы по проведению централизованной инженерной системы водоснабжения к земельным участкам, расположенным в 32 квартале и предоставленным льготной категории граждан, предусмотренных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно". Ранее аналогичная программа была принята на 2022-2024 годы, денежные средства из которой были использованы, в том числе, для водоснабжения 29 квартала, где земельные участки также были предоставлены льготной категории граждан. Работы по водоснабжению в 32 квартале администрацией запланированы во 2-3 кварталах 2024 года. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации за администрацией Котельниковского городского поселения закреплено право на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и соответственно понуждение администрации к совершению указанных действий в тот или иной срок является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Также сообщается, что согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> по организации в границах муниципальных образований <адрес> электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации" полномочия по электроснабжению переданы в субъект Российской Федерации - <адрес> и, соответственно, электроснабжение требуемых земельных участков администрацией Котельниковского городского поселения осуществлено быть не может.

Как указано в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П и др.).

При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.

Вместе с тем, суд не находит правовых основания для удовлетворения иска.

В соответствии со статьёй 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные особенности не применяются в случаях технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям. Технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования (далее - технические условия), определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - правила подключения (технологического присоединения), и являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - договоры о подключении (технологическом присоединении), заключаемым лицом, указанным в части 5 или 6 настоящей статьи, с лицом, владеющим соответствующей сетью на праве собственности или ином законном основании (далее - правообладатель сети инженерно-технического обеспечения).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Порядок подключения (технологического присоединения) проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства), в том числе порядок выдачи технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, применяемых в целях архитектурно-строительного проектирования, и условия перераспределения (уступки права на использование) высвобождаемой подключенной мощности (нагрузки) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения определяется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 21 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , закреплено, что при наличии у лиц, указанных в пункте 9 настоящих Правил, сведений и документов, указанных в пунктах 25 и 26 настоящих Правил, такие лица вправе обратиться за заключением договора о подключении, которое осуществляется на основании заявления о подключении, подаваемого исполнителю.

В силу пункта 22 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в случае если для подключения подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения выданы технические условия, срок действия которых не истек, исполнителем по договору о подключении является организация, выдавшая технические условия, или правопреемники указанной организации, а в случае ликвидации организации, выдавшей технические условия, организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, на подключение к которым выданы технические условия.

Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявления о подключении в случае:

необходимости подключения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, не подключенного к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при перераспределении (уступке права на использование) высвобождаемой подключенной мощности (нагрузки);

необходимости увеличения подключенной мощности (нагрузки) ранее подключенного подключаемого объекта;

реконструкции, модернизации или капитального ремонта ранее подключенного подключаемого объекта, при которых не осуществляется увеличение подключенной мощности (нагрузки) такого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при изменении точки подключения (пункт 23 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами (пункт 24 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

По сообщению МУП "Водоканал" Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вблизи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, з/у 2, проходит центральная линия водоснабжения.

Сведений о том, что ФИО13 обращалась в МУП «Водоканал» с заявлением о технологическом присоединении земельного участка к линии водоснабжения, а также, что МУП «Водоканал» отказал ей в предоставлении данной услуги, материалы дела не содержит.

Постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездно из муниципальной собственности Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> принято имущество, перечень которого указан в приложении 1 к указанному нормативно-правовому акту, в собственность <адрес>, в том числе, обеспечение <адрес> инженерными коммуникациями и сооружениями, протяжённостью 15 000 м, жилой район «Дубовая Роща», зона А и Б.

Постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездно из муниципальной собственности Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> принято имущество, перечень которого указан в приложении 3 к указанному нормативно-правовому акту, в собственность <адрес>, в том числе, обеспечение <адрес> инженерными коммуникациями и сооружениями, протяжённостью 5 850 м.

Земельные участки, входящие в жилой район «Дубовая Роща», находятся в кадастровом квартале 34:13:130032, так же как и спорный земельный участок.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждено "Положение о комитете промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса <адрес>", пунктом 2.8 которого предусмотрено, что Комитет в сфере обеспечения функционирования организаций топливно-энергетического комплекса осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов <адрес>, указанных в пунктах 1, 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> по организации в границах муниципальных образований <адрес> электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации" (далее именуется - Закон N 223-ОД), по организации в границах городских поселений и городских округов <адрес> электроснабжения населения, за исключением полномочий по проектированию, строительству, реконструкции объектов электроснабжения.

В силу пункта 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> по организации в границах муниципальных образований <адрес> электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района по организации в границах городских поселений электроснабжения населения осуществляют органы исполнительной власти <адрес>, уполномоченные <адрес>.

Как указывает в своём письменном отзыве на исковое заявление Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса <адрес>, полномочия органов местного самоуправления городских поселения и городских округов <адрес> по организации в границах городских поселений электроснабжения населения в части проектирования, строительства, реконструкции объектов электроснабжения возложены на комитет строительства <адрес>.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», которые определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

На основании пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13, 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, которые используются физическими лицами для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1 (для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме согласно приложению N 1(1), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Пунктом 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, закреплено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. В случае если в соответствии с настоящими Правилами в целях технологического присоединения предусматриваются разработка и согласование схемы выдачи мощности объекта по производству электрической энергии (далее - схема выдачи мощности) или схемы внешнего электроснабжения энергопринимающего устройства (далее - схема внешнего электроснабжения), заявка подается в сетевую организацию, определенную в соответствии с рекомендуемым вариантом прилагаемой к заявке схемы выдачи мощности или схемы внешнего электроснабжения. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7(1) любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).

Как указывает в своём письменном отзыве на исковое заявление Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса <адрес>, ФИО13 за технологическим присоединением своего земельного участка к электрическим сетям не обращалась в территориальные сетевые организации, осуществляющие деятельность на территории Котельниковского городского поселения.

По сообщению АО "Волгоградоблэлектро", техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <адрес>, з/у 2 имеется, однако в соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Сети АО «Волгоградоблэлектро» находятся на расстоянии 391 метр, а сети филиала ПАО «Россети Юг»-«Волгоградэнерго» расположены на расстоянии 193 метра, соответственно, заявителю необходимо обращаться в филиал ПАО «Россети Юг»-«Волгоградэнерго» за технологическим присоединением. Мероприятий по подключению данного заявителя со стороны АО «Волгоградоблэлектро» не проводилось. В случае необходимости осуществления технологического присоединения данного участка необходимо строительство ЛЭП-10 кВ ориентировочной протяженностью 0,350 км, установка СКТП-10/0,4 кВ 25кВА, строительство ВЛИ-0,4 кВ ориентировочной протяженностью 70 метров. Ввиду того, что в соответствии с пунктом 17 Правил ТП заявитель находится на расстоянии далее 300 метров от объектов электросетевого хозяйства АО «Волгоградоблэлектро», вышеуказанные мероприятия подлежат включению в стоимость договора технологического присоединения. Обращений от ФИО13 в адрес АО «Волгоградоблэлектро» в части технологического присоединения до настоящего времени не поступало.

Свидетель ФИО9, допрошенный в судебном заседании, пояснил, что работает начальником участка МУП "Водоканал" Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес>. В <адрес> происходит застройка частного сектора, организация осуществляет технологическое подключение абонентов к сетям водоснабжения.

Свидетель ФИО11, допрошенный в судебном заседании, пояснил, что работает директором МБУ «Управление» Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес>. Сети водоснабжения в городе имеются, технологическая возможность позволяет подключать абонентов к сети.

При таких обстоятельствах, с учётом того, что полномочия по электроснабжению переданы в субъект Российской Федерации - <адрес> и, соответственно, электроснабжение требуемых земельных участков администрацией Котельниковского городского поселения осуществлено быть не может; вблизи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, з/у 2, проходит центральная линия водоснабжения; присоединение к соответствующим сетям инженерно-технического обеспечения носит заявительный характер, ФИО13 за технологическим присоединением своего земельного участка к электрическим сетям и сетям водоснабжения не обращалась в территориальные сетевые организации, осуществляющие деятельность на территории Котельниковского городского поселения, суд не находит оснований для удовлетворения иска прокурора <адрес> к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельного участка.

Таким образом, какого-либо бездействия администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> в виде не обеспечения объектами инженерной инфраструктуры - электроснабжением, водоснабжением земельного участка с кадастровым номером 34:13:130032:3274, расположенного по адресу: <адрес>, з/у 2, не допущено, поскольку такие полномочия у органа местного самоуправления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, в интересах несовершеннолетних Умаровой Я. Я. и Булавиной А. А., к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельного участка, - отказать.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                 Лапина И.В.

2-329/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Котельниковского района Волгоградской области
Ответчики
Администрация Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области
Другие
Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области
МУП "Водоканал" Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области
ПАО "Россети Юг" - "Волгоградэнерго"
Умарова Ольга Александровна
АО "Волгоградоблэлектро"
Суд
Котельниковский районный суд Волгоградской области
Судья
Лапина И.В.
Дело на сайте суда
kotel.vol.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2024Передача материалов судье
25.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.07.2024Предварительное судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
16.09.2024Судебное заседание
14.10.2024Судебное заседание
08.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Судебное заседание
02.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее