Решение по делу № 2-637/2019 от 13.05.2019

Дело № 2- 637/ 2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Большой Камень                                                           11 июля 2019года

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи    Т.М. Шамхаловой,

при секретаре Крывуша К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кандакова Вадима Валериевича к ФГБУЗ Медико-санитарная часть №98 ФМБА России о защите прав потребителя, компенсации морального вреда,

установил:

        Кандаков Вадим Валериевич обратился с настоящим иском в суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Федерального медико-биологического агентства».

Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ медицинской организацией ФГБУЗ МСЧ № 98 ФМБА России г.Большой Камень истцу было отказано в оказании бесплатной медицинской помощи по страховому полису ОМС, в ответ на его обращение в поликлинику МСЧ № 98 за получением талона на прием к врачу офтальмологу, хотя он нуждался в оказании неотложной медицинской помощи, у него появились боли в глазах, присутствовали резь в уголках обоих глаз, а по месту его проживания в <адрес> в МСЧ отсутствовал нужный ему врач.

Просит признать неправомерными действия ответчика в связи с нарушением прав истца на своевременный прием офтальмолога; взыскать с ФГБУЗ МСЧ № 98 ФМБА России компенсацию морального вреда в размере 100 000,00 рублей.

        В судебное заседание истец Кандаков В.В., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился; в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

        Представители ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 98 Федерального медико-биологического агентства» на основании доверенности Зубенко Н.Б., Коваль О.Н. возражали против иска, полагая, что права пациента не нарушены действиями медицинской организации, поскольку истец как житель <адрес> прикреплен для получения медико-санитарной помощи к ФГБУЗ МСЧ ФМБА России(в <адрес>), поэтому за первичной медико-санитарной помощью ему следовало обратиться в поликлинику по месту его жительства. Так как по месту жительства истца отсутствовал нужный ему врач, истец вправе был получить в МСЧ направление на оказание первичной специализированной медицинской помощи в другой медицинской организации, но такого направления Кандаков В.В. в регистратуру поликлиники МСЧ № 98 не представил, поэтому ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано в плановом бесплатном посещении врача. При этом ему не было отказано в предоставлении неотложной медицинской помощи, поскольку неотложной помощью считается медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. В приемное отделение ФГБУЗ МСЧ № 98, где оказывается экстренная и неотложная медицинская помощь, истец с жалобами на острые боли в глазах не обращался, он приезжал из <адрес> в г. Большой Камень на рейсовом автобусе именно для записи на плановый прием к врачу. Считают, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

        Выслушав пояснения представителей ответчика по существу спора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

         В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона застрахованные лица имеют право на: бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая: на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования; на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования; выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования; замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию; выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 года Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, согласно которому выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь(пункт 3).

Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации(пункт 4 Порядка).

         Пунктом 13 Порядка определено, что выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом, которое содержит следующие сведения: 1) наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальная программа), в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь; 2) дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

          При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой(п. 14 Порядка).

         Таким образом, указанным нормативным правовым актом Министерства здравоохранения Российской Федерации предусмотрен порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи.

         Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ истец Кандаков В.В.(житель <адрес>) обратился в регистратуру поликлиники ФГБУЗ МСЧ № 98 в г. Большой Камень для оказания медицинской помощи, ссылаясь, что у него появились боли в глазах и ему требуется прием офтальмолога. Получив ответ регистратора об отсутствии талонов к врачу на этот день, Кандаков В.В. прибыл в поликлинику на следующий день – ДД.ММ.ГГГГ в 7 часов 50минут, но истцу было отказано в плановом бесплатном посещении врача.

         Из искового заявления следует, что по месту проживания истца в <адрес> в МСЧ отсутствовал нужный ему врач, поэтому он обратился в другую медицинскую организацию - ФГБУЗ МСЧ № 98 в г. Большой Камень.

        ДД.ММ.ГГГГ Кандаковым В.В. подана досудебная претензия начальнику ФГБУЗ МСЧ с требованием обеспечить его прием у офтальмолога в суточный срок и компенсировать ему причиненный моральный вреда в сумме 100000,00рублей.

         Согласно протоколу служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ по факту неоказания медицинской помощи истцу, усматривается, что Кандаков В.В. – житель <адрес> прикреплен для получения медико-санитарной помощи к ФГБУЗ МСЧ ФМБА России, обратился в регистратуру городской поликлиники ФГБУЗ МСЧ № 98 в <адрес> записаться на прием к офтальмологу, но направления на консультацию к врачу офтальмологу из поликлиники ФГБУЗ МСЧ не представил. Пациенту было предложено обратиться в регистратуру по месту проживания за направлением.

        Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь.

        Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах.

        Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

       Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

          Понятие "медицинская организация" используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

        Медицинская помощь оказывается в следующих формах:

экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

плановая - медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

         Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.

        Разрешая спор, суд исходит из того, что выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению, выданному лечащим врачом.

        Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. при обращении в поликлинику ФГБУЗ МСЧ № 98 для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме врача офтальмолога, истец не представил направления, выданного лечащим врачом базовой медицинской организации МСЧ .

        В приемное отделение ФГБУЗ МСЧ № 98, где оказывается экстренная и неотложная медицинская помощь, истец с жалобами на острые боли в глазах не обращался.

        В этой связи доводы иска о том, что истцу было отказано в оказании неотложной медицинской помощи не подтверждены допустимыми доказательствами.

       Суд учитывает, что согласно информации, предоставленной ФГБУЗ МСЧ ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда в связи с настоящим делом, истцу Кандакову В.В. ДД.ММ.ГГГГ. участковым врачом терапевтом было выдано направление на плановую консультацию в ФГБУЗ МСЧ к врачу офтальмологу, приложена копия направления от ДД.ММ.ГГГГ.

        По информации ГБУЗ «<адрес>вая больница » от ДД.ММ.ГГГГ , Кондаков В.В. обратился на консультативный прием в ККП ГБУЗ «ПКК » к врачу офтальмологу ДД.ММ.ГГГГ. и повторно ДД.ММ.ГГГГ., по результатам осмотра ему был выставлен диагноз, пациенту подобраны очки. В ходе осмотра офтальмолога пациент имел возможность задать интересующие его вопросы, претензий не имел, о чем имеется запись в амбулаторной карте.

       Порядок направления на консультации и отдельные диагностические исследования взрослого населения при оказании первичной медико-санитарной помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Приморского края определен приказом Департамента здравоохранения Приморского края от ДД.ММ.ГГГГг.

       Согласно названного Порядка, первичная специализированная медико-санитарная помощь (далее - ПСМСП) в амбулаторных условиях на территории Приморского края оказывается на двух уровнях. При этом под уровнем оказания медицинской помощи понимается определенный ее этап в зависимости от целей и задач (лечебно-диагностическая, консультативная), степени сложности лечебно-диагностического процесса, приближенности к населению.        ПСМСП на 2-м уровне оказывают краевые консультативные поликлиники, центры специализированной помощи и диспансеры.        Направлению на консультации к врачам-специалистам подлежат пациенты, медицинская помощь которым не может быть оказана в медицинской организации 1-го уровня, которую застрахованный гражданин выбрал в соответствии с Порядком выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - базовая медицинская организация), в том числе в сложных клинических ситуациях, нуждающиеся в проведении специальных методов диагностики и лечения, а также для уточнения показаний к высокотехнологичной медицинской помощи, определения профиля ВМП, методической помощи при детализации конкретного вида и метода ВМП.       С целью выполнения порядков и стандартов медицинской помощи базовая медицинская организация, направляет прикрепленного к ней застрахованного гражданина на отдельные диагностические исследования, которые не может выполнить самостоятельно, согласно направления установленной формы, выданного лечащим врачом базовой медицинской организации.

        Таким образом, права истца как пациента, имеющего право на оказание плановой бесплатной медицинской помощи, действиями ответчика ФГБУЗ МСЧ № 98 ФМБА России не нарушены, поскольку при обращении в данную медицинскую организацию истцом не соблюден установленный порядок выбора гражданином медицинской организации.

       В соответствии с п.п. 12, 13 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы.

       Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.

         Согласно приказу департамента здравоохранения Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ маршрутизация пациентов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи (далее - ПСМСП) взрослому населению Приморского края (за исключением Владивостокского городского округа) в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) предполагает двухуровневую систему медицинской помощи, когда под уровнем оказания медицинской помощи понимается определенный ее этап в зависимости от целей и задач (лечебно-диагностическая, консультативная), степени сложности лечебно-диагностического процесса, приближенности к населению.

        При оказании ПСМСП медицинская помощь на 1-м уровне оказывается в медицинской организации, которую застрахованный гражданин выбрал в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 406н (далее - базовая медицинская организация). В случае отсутствия необходимого специалиста (отсутствие должности в штатном расписании в связи с низкой численностью прикрепленного населения, неукомплектованная штатная должность, временное отсутствие специалиста на период отпуска, временной нетрудоспособности, др.) ПСМСП данного профиля на 1-м уровне оказывается территориальным центром краевого государственного учреждения здравоохранения в соответствии с зоной ответственности, определенной департаментом здравоохранения Приморского края, или путем направления застрахованного гражданина в медицинские организации, оказывающие в рамках территориальной программы ОМС только диагностические и (или) консультативные услуги, а также в медицинские организации, оказывающие в рамках основной деятельности дополнительно отдельные диагностические услуги. При направлении гражданина в медицинские организации, оказывающие в рамках территориальной программы ОМС только диагностические и (или) консультативные услуги, а также медицинские организации, оказывающие в рамках основной деятельности дополнительно отдельные диагностические услуги, базовая медицинская организация обеспечивает оформление направления.       ПСМСП на 2-м уровне оказывают краевые консультативные поликлиники и центры специализированной помощи.       Направлению на 2-й уровень оказания ПСМСП подлежат пациенты с консультативной целью в сложных клинических ситуациях, нуждающиеся в проведении специальных методов диагностики и лечения, медицинская помощь которым не может быть оказана в медицинских организациях 1-го уровня, в том числе для уточнения показаний к высокотехнологичной медицинской помощи, определения профиля ВМП, методической помощи при детализации конкретного вида и метода ВМП.

        Истец(после подачи настоящего иска) воспользовался своим правом на оказание плановой бесплатной медицинской помощи, в том числе консультативной, обратившись в медицинские организации на 1-м и 2-м уровне оказания медицинской помощи с соблюдением установленного порядка выбора гражданином медицинской организации, что подтверждается информацией указанных выше медицинских организаций.

        Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

        Поскольку действиями ответчика личные неимущественные права истца не нарушены, правовых оснований компенсации морального вреда не установлено.

         Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

         Исковые требования Кандакова Вадима Валериевича к ФГБУЗ Медико-санитарная часть ФМБА России о защите прав потребителя, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ.

        Председательствующий                                                      Т. М. Шамхалова

2-637/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
ФГБУЗ "МСЧ №98 ФМБА"
Кандаков В.В.
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Судья
Шамхалова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
shkotovsky.prm.sudrf.ru
13.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2019Передача материалов судье
17.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2019Судебное заседание
11.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее