Дело № 2а-933/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2020 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Матвеевой Н.А., при секретаре Цыбеновой В.В., помощнике судьи Занданове А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-933/2020 по иску Наджафаров Н.Ф.о к Призывной комиссии ... о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Наджафаров Н.Ф.о с административным исковым заявлением в котором просит: признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии ... от ДД.ММ.ГГГГг., обязать ответчика зачислить его в запас на законном основании и устранить нарушения прав истца, выдать военный билет.
В обоснование заявленных требований указал, что Наджафаров Н.Ф.о ДД.ММ.ГГГГг. получил гражданство РФ. ДД.ММ.ГГГГг. обратился с заявлением в военный комиссариат о прохождении медицинского осмотра. Однако ему разъяснили, что встать на воинский учет он не может, поскольку отсутствует регистрация. В связи с отсутствием документов на жилое помещение истец зарегистрировался по месту жительства только ДД.ММ.ГГГГг. В апреле 2019г. он повторно обратился в военный комиссариат, ДД.ММ.ГГГГг. был приглашен на заседание призывной комиссии и в отношении него было вынесено решение о зачислении в запас, как не прошедшего военную службу. Считает, что решение от ДД.ММ.ГГГГг. нарушает его права. Просит учесть, что он обучался в институте.
Истец Наджафаров Н.Ф.о в судебном заседании требования иска поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представитель Призывной комиссии ... и Военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов ... по доверенности Степаненко О.А. просила в удовлетворении требований истца отказать, ссылаясь на представленный письменный отзыв.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия), и данными решениями, действиями (бездействиями) были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ гр. Наджафаров Н.Ф.о отделом УФМС России по ... в ... был выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ гр. Наджафаров Н.Ф.о МВД по ... было выдано свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
ДД.ММ.ГГГГг. истец прошел медицинский осмотр, признан «годен к военной службе».
Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГг., учитывая, что 18.10.2017г. истец достиг возраста 27 лет, Призывная комиссия решила: Наджафаров Н.Ф.о зачислить в запас, как гражданина не прошедшего военную службу по призыву не имея на то законных оснований по достижению им возраста 27 лет; выдать справку взамен военного билета.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации определено что, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом №53-ФЗ призыв на военную службу осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно требованиям ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, по месту их пребывания); явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Вместе с тем, согласно выписки из учетно-алфавитной книги призывников ДД.ММ.ГГГГ года рождения Наджафаров Н.Ф.о, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на воинском учете призывников в военном комиссариате Железнодорожного и Советского районов ... не состоял.
Согласно п. 34 раздела III Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы истца о том, что ему должны предоставить отсрочку суд находит несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663" (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ N 10454), в призывную комиссию представляются документы установленной формы.
Пунктом 39 Инструкции предусмотрено, что решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к настоящей Инструкции.
В частности, названным Приложением утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (в военный комиссариат), к числу которых относится подлинник справки согласно приложению N 2 к настоящему Перечню, подписанной руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о его зачислении в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы. Справка заверяется печатью образовательного или научного учреждения.
Вместе с тем, документов подтверждающих наличие у истца оснований для предоставления ему отсрочки не представлено.
Имеющиеся в деле справки, не только не содержат информации о направления подготовки (специальности), обучении по очной форме, но и о наличии государственной аккредитации по данному направлению подготовки (номер и дата свидетельства о государственной аккредитации, срок действия), лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского образования с указанием номера и дата выдачи лицензии, наименования органа, выдавшего лицензию.
Более того, доводы истца со ссылкой пп. "е" п. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ о том, что право на отсрочку предоставлено также следующим лицам покинувшим место жительства на территории иностранного государства и прибывшим на территорию РФ, обратившимся с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами - на срок со дня регистрации указанного ходатайства до дня его рассмотрения или на срок до трех месяцев со дня признания вынужденным переселенцем; до приобретения гражданства РФ признанным в РФ беженцами - на срок до шести месяцев со дня приобретения гражданства РФ, суд также находит несостоятельными.
Дополнение пп."е" п. 2 ст.24 и п. 2.1 были внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
Вместе с тем, документов подтверждающих, что истец отнесен к указанным выше категориям граждан, ни призывной комиссии, ни суду не представлено.
Данное право предоставляется лицу только один раз при условии, что ходатайство о признании вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения возраста семнадцати лет и шести месяцев (п. 2.1 ст. 24 Закона N 53-ФЗ).
Граждане данной категории подлежат призыву на военную службу, если они отказались от права на отсрочку от призыва, подав соответствующее заявление в призывную комиссию (п. 2.1 ст. 22 Закона N 53-ФЗ).
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств, суд находит доводы административного искового заявления необоснованными и, учитывая, что оспариваемое решение приняты лицом, в рамках, предоставленных действующим законодательством полномочий, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы истца, оснований для признания оспариваемого решения незаконным у суда не имеется.
Пункт 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предписывает суду при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями проверять соблюдение сроков обращения в суд.
В соответствии со ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме того, в соответствии с п.7 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения(вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Как следует из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Наджафаров Н.Ф.о обратился в военный комиссариат Железнодорожного и Советского районов ... Республики Бурятия с заявлением о выдаче выписки из протокола заседания призывной комиссии и выдаче копии медицинского обследования.
В соответствии с п.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - по письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявлениягражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении).
18.07.2019г. Наджафаров Н.Ф.о лично, под роспись получена выписка из протокола заседания призывной комиссии ... а также копию карты медицинского освидетельствования.
С настоящим иском Наджафаров Н.Ф.о обратился в суд только 19.02.2020г.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд, при этом, каких либо уважительных причин в судебном заседании Наджафаров Н.Ф.о не приведено.
Следует отметить, что начало течения срока обращения за судебной защитой процессуальный закон связывает с моментом, когда лицо обладало достаточным объемом информации о предполагаемом нарушении своих прав. При этом своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в установленный законом срок, поэтому оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, не имеется, как и оснований для его восстановления.
Остальные доводы иска правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеют, потому основаниями для признания оспариваемого решения незаконным не являются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Наджафаров Н.Ф.о Фарман оглы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Советский районный суд ....
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А.Матвеева