Решение по делу № 2-76/2014 (2-1802/2013;) от 07.11.2013

Дело № 2-76/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира

Каширский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аладышевой С.А.,

при секретаре судебного заседания Анохиной- Швец О.И.,

с участием истца Феофанова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Феофанова К.А. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», межрайонной инспекции ФНС России № 18 по Московской области о признании недействительными сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости о показателе кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения в ГКН о рыночной стоимости земельного участка и произвести перерасчет земельного налога,

у с т а н о в и л:

Истец Феофанов К.А. обратился с указанным иском к ответчикам и с учетом уточненных требований, мотивирует свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. вид разрешенного использования земельного участка был изменен с «для сельскохозяйственного производства» на « Для дачного строительства», категория земель сохранена : земли сельскохозяйственного назначения. ДД.ММ.ГГГГ. им было получено налоговое уведомление , согласно которому земельный налог за указанный земельный участок за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. Такой размер налога исчислен исходя из представленных ФГБУ « ФКП Росреестра» сведений о кадастровой стоимости, удельном показателе данного земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации, т.е. среднего по Московской области. Удельный показатель при этом составил <данные изъяты>. за 1 кв.м. Считает, что кадастровая стоимость его земельного участка внесенная в государственный кадастр недвижимости чрезмерно завышена, чем нарушает его права как землевладельца и налогоплательщика. Решением Каширского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. по его иску было принято решение о признании недействительными имеющиеся в Государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, принадлежащих Феофанову К.А. земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера : , , по состоянию на период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>. за 1 кв.м с момента их внесения; признана подлежащей применению для целей налогообложения Феофанова К.А. в налоговые периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. установленную Правительством Московской области нормативная цена земельных участков, предоставленных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, шестой оценочной зоны, равной <данные изъяты> руб. за 1 кв.м; признаны необоснованными требования МИФНС РФ №18 по Московской области в адрес Феофанова К.А. об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., исчисленного из кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которой в налоговый орган представлены филиалом ФГБУ « ФКП Росреестра» по Московской области; налоговый орган был понужден исчислить подлежащий уплате земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. из нормативной стоимости ( <данные изъяты> руб. за 1 кв.м) земельных участков. На основании данного решения суда орган кадастрового учета должен был исключить сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб. за 1 кв.м. Однако, этого сделано не было и признанный недействительным удельный показатель, в ДД.ММ.ГГГГ вновь был указан в сведениях государственного кадастра недвижимости. Согласно отчету об оценке земельного участка с К№ , его рыночная стоимость составляет <данные изъяты> руб. В обоснование иска ссылается на положения ст.ст.65,66 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 08.04.2000г. №316, Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006г. №222. Просит обязать ФГБУ « ФКП Росреестра» исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей за 1 кв.м с момента их внесения; обязать ФГБУ « ФКП Росреестра» внести в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с К№ в размере <данные изъяты>. за 1 кв.м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельного участка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для дачного строительства, местоположение: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ.; обязать МИФНС РФ № 18 по Московской области произвести перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за ДД.ММ.ГГГГ из расчета рыночной стоимости земельного участка с К№ равной <данные изъяты> рублей ( л.д.37- 41).

В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования и доводы, изложенные в нем, но при этом указал, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка необходимо внести в той сумме, которая установлена судебной экспертизой. Также пояснил, что земельный участок принадлежит ему на праве собственности на основании договора дарения. Еще до заключения договора вид разрешенного использования был изменен и стал « для дачного строительства». Сначала стоимость земельного участка соответствовала своим показателям, но впоследствии стоимость изменилась в сторону увеличения, была слишком завышена. Он уже обращался в суд с требованиями о внесении изменений в кадастр недвижимости относительно удельного показателя стоимости земельного участка. Суд удовлетворил его требования. Но впоследствии, за ДД.ММ.ГГГГ ему вновь было выставлено налоговое требование об уплате земельного налога, исчисленного из стоимости земельного участка, рассчитанного из удельного показателя стоимости <данные изъяты> рублей за 1 кв.м

Представитель ответчика ФГБУ « ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Ранее, представитель ответчика не признавал исковые требования и указывал на то, что оспариваемые сведения в ГКН внесены с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области, определенного соответствующим распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области.

Представитель ответчика МИФНС России №18 по Московской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. В предыдущих судебных заседаниях он не признавал исковые требования истца, т.к. земельный налог Феофанову исчислялся исходя из данных, полученных из ФГБУ «ФКП Росреестра». Никакого личного интереса в исчислении налога у налоговой инспекции не имеется. Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому со ссылкой на положения ст. ст. 389, 390, 391 Налогового кодекса РФ ответчик указал, что оценка кадастровой стоимости земельного участка входит в компетенцию органов осуществляющих кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При расчете налоговой базы для исчисления земельного налога, налоговым органом могут быть использованы только полученные из территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011г. №236- РМ « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области», находящегося в собственности заявителя, представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Феофанову К.А., находится на территории сельского поселения <данные изъяты>», основные налоговые доходы которого состоят из поступления налогов по земельному налогу. Согласно утвержденному Постановлению муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> сумма налога за данный земельный участок включена в плановые объемы налоговых доходов бюджета на ДД.ММ.ГГГГ. Просит в иске отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, учитывая мнение представителей ответчиков, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается, что Феофанов К.А. на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. и постановления администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> ( л.д.41 гражд. дело ).

В соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. вид разрешенного использования земельного участка с К№ «для сельскохозяйственного производства» изменен на вид разрешенного использования «для дачного строительства» ( л.д.45 гражд. дело ).

Решением Каширского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. признаны недействительными, имеющиеся в Государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, принадлежащих Феофанову К.А. земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера: , , , , по состоянию на период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере ДД.ММ.ГГГГ руб. за 1 кв.м, с момента их внесения и МИФНС №18 обязано исчислить подлежащий Феофановым К.А. земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. из нормативной стоимости ( <данные изъяты> руб. за 1 кв.м) <данные изъяты> руб. земельного участка с кадастровым номером ( л.д. 107-110, л.д. 124-125 гражд. дело ).

Из налогового уведомления МИФНС России № 18 по Московской области следует, что Феофанов К.А. обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить земельный налог за указанный земельный участок за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты>., в том числе за земельный участок с К№ <данные изъяты>., исходя из его стоимости <данные изъяты>. Налог исчислен исходя из указанной кадастровой стоимости, удельном показателе этого земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по Московской области, а именно из <данные изъяты> руб. за 1 кв.м.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

В силу ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до ведения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается и кадастровая стоимость земельного участка..

Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011г. № 275-О-О установлено, что закрепление в положении статьи 66 Земельного кодекса РФ двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка – либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №316 ( действовало до вступления в силу Федерального закона « О несении изменений в Федеральный закон « Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли В Российской Федерации.

Такое правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу.

Кроме того, в Определении указано, что Федеральным законом « О внесении изменений в Федеральный закон « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Частью 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135 – ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой 111.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки « Определение кадастровой стоимости», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010г. №508 было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000года №316, утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на квалификации земель по целевому назначению и виду функционального (разрешенного) использования (пункт4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценки земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ( пункт 11).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области) и теперь удельный показатель составляет <данные изъяты> рублей за 1 кв. м, с чем и не согласился истец.

Согласно пунктам 5, 9 Правил проведения государственной оценки земель кадастровая оценка земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости.

В соответствии с п. 2.3.1. Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 г. N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Согласно п. 3.2.2. и п. 4.1. Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка объединения осуществляется путем деления кадастровой стоимости эталонного земельного участка в составе объединения на площадь этого земельного участка.

Кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.

Земельный участок с К№ Феофанова К.А. не входит в состав дачных объединений, он только предназначен для дачного строительства.

Судом по ходатайству истца с целью установления стоимости спорного земельного участка была проведена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению эксперта кадастровая (рыночная) стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, с момента ее внесения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ., в ГКН оспариваемых сведений о кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> рублей (л.д.53-76). В ходе проведения экспертизы определена стоимость 1 кв.м – <данные изъяты> руб. ( л.д.63).

При разрешении исковых требований и определении кадастровой стоимости участка, суд принимает в качестве надлежащего доказательства заключение эксперта, т.к. оно в полной мере отвечает требованиям Федерального закона « О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», является мотивированным, неясностей и разночтений не содержит, эксперту до проведения экспертизы разъяснены положения ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером равна его рыночной стоимости, то и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка за один квадратный метр также является равным рыночной стоимости одного квадратного метра.

Положения п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ указывают на то, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Суд считает, что внесение ФГБУ "ФКП Росреестра" филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка повлекли неправильное исчисление земельного налога, а также нарушает права и законные интересы истца, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.

Ответчиком ФГБУ « ФКП Россреестра» не представлены доказательства, опровергающие достоверность рыночной стоимости, определенной на основании результатов проведенной экспертизы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194- 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Уточненные исковые требования Феофанова К.А. удовлетворить.

Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с момента их внесения.

Обязать ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> за 1 кв.м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости в размере - <данные изъяты> рублей с момента внесения - ДД.ММ.ГГГГ.

3.Обязать межрайонную инспекцию ФНС РФ №18 по Московской области произвести перерасчет земельного налога, подлежащего уплате Феофановым К.А. за ДД.ММ.ГГГГ из расчета рыночной стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья С.А. Аладышева

Дело № 2-76/14 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира

Каширский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аладышевой С.А.,

при секретаре судебного заседания Анохиной- Швец О.И.,

с участием истца Феофанова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Феофанова К.А. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», межрайонной инспекции ФНС России № 18 по Московской области о признании недействительными сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости о показателе кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения в ГКН о рыночной стоимости земельного участка и произвести перерасчет земельного налога,

у с т а н о в и л:

Истец Феофанов К.А. обратился с указанным иском к ответчикам и с учетом уточненных требований, мотивирует свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. вид разрешенного использования земельного участка был изменен с «для сельскохозяйственного производства» на « Для дачного строительства», категория земель сохранена : земли сельскохозяйственного назначения. ДД.ММ.ГГГГ. им было получено налоговое уведомление , согласно которому земельный налог за указанный земельный участок за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. Такой размер налога исчислен исходя из представленных ФГБУ « ФКП Росреестра» сведений о кадастровой стоимости, удельном показателе данного земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации, т.е. среднего по Московской области. Удельный показатель при этом составил <данные изъяты>. за 1 кв.м. Считает, что кадастровая стоимость его земельного участка внесенная в государственный кадастр недвижимости чрезмерно завышена, чем нарушает его права как землевладельца и налогоплательщика. Решением Каширского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. по его иску было принято решение о признании недействительными имеющиеся в Государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, принадлежащих Феофанову К.А. земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера : , , по состоянию на период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>. за 1 кв.м с момента их внесения; признана подлежащей применению для целей налогообложения Феофанова К.А. в налоговые периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. установленную Правительством Московской области нормативная цена земельных участков, предоставленных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, шестой оценочной зоны, равной <данные изъяты> руб. за 1 кв.м; признаны необоснованными требования МИФНС РФ №18 по Московской области в адрес Феофанова К.А. об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., исчисленного из кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которой в налоговый орган представлены филиалом ФГБУ « ФКП Росреестра» по Московской области; налоговый орган был понужден исчислить подлежащий уплате земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. из нормативной стоимости ( <данные изъяты> руб. за 1 кв.м) земельных участков. На основании данного решения суда орган кадастрового учета должен был исключить сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб. за 1 кв.м. Однако, этого сделано не было и признанный недействительным удельный показатель, в ДД.ММ.ГГГГ вновь был указан в сведениях государственного кадастра недвижимости. Согласно отчету об оценке земельного участка с К№ , его рыночная стоимость составляет <данные изъяты> руб. В обоснование иска ссылается на положения ст.ст.65,66 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 08.04.2000г. №316, Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006г. №222. Просит обязать ФГБУ « ФКП Росреестра» исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей за 1 кв.м с момента их внесения; обязать ФГБУ « ФКП Росреестра» внести в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с К№ в размере <данные изъяты>. за 1 кв.м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельного участка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для дачного строительства, местоположение: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ.; обязать МИФНС РФ № 18 по Московской области произвести перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за ДД.ММ.ГГГГ из расчета рыночной стоимости земельного участка с К№ равной <данные изъяты> рублей ( л.д.37- 41).

В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования и доводы, изложенные в нем, но при этом указал, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка необходимо внести в той сумме, которая установлена судебной экспертизой. Также пояснил, что земельный участок принадлежит ему на праве собственности на основании договора дарения. Еще до заключения договора вид разрешенного использования был изменен и стал « для дачного строительства». Сначала стоимость земельного участка соответствовала своим показателям, но впоследствии стоимость изменилась в сторону увеличения, была слишком завышена. Он уже обращался в суд с требованиями о внесении изменений в кадастр недвижимости относительно удельного показателя стоимости земельного участка. Суд удовлетворил его требования. Но впоследствии, за ДД.ММ.ГГГГ ему вновь было выставлено налоговое требование об уплате земельного налога, исчисленного из стоимости земельного участка, рассчитанного из удельного показателя стоимости <данные изъяты> рублей за 1 кв.м

Представитель ответчика ФГБУ « ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Ранее, представитель ответчика не признавал исковые требования и указывал на то, что оспариваемые сведения в ГКН внесены с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области, определенного соответствующим распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области.

Представитель ответчика МИФНС России №18 по Московской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. В предыдущих судебных заседаниях он не признавал исковые требования истца, т.к. земельный налог Феофанову исчислялся исходя из данных, полученных из ФГБУ «ФКП Росреестра». Никакого личного интереса в исчислении налога у налоговой инспекции не имеется. Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому со ссылкой на положения ст. ст. 389, 390, 391 Налогового кодекса РФ ответчик указал, что оценка кадастровой стоимости земельного участка входит в компетенцию органов осуществляющих кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При расчете налоговой базы для исчисления земельного налога, налоговым органом могут быть использованы только полученные из территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011г. №236- РМ « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области», находящегося в собственности заявителя, представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Феофанову К.А., находится на территории сельского поселения <данные изъяты>», основные налоговые доходы которого состоят из поступления налогов по земельному налогу. Согласно утвержденному Постановлению муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> сумма налога за данный земельный участок включена в плановые объемы налоговых доходов бюджета на ДД.ММ.ГГГГ. Просит в иске отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, учитывая мнение представителей ответчиков, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается, что Феофанов К.А. на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. и постановления администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> ( л.д.41 гражд. дело ).

В соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. вид разрешенного использования земельного участка с К№ «для сельскохозяйственного производства» изменен на вид разрешенного использования «для дачного строительства» ( л.д.45 гражд. дело ).

Решением Каширского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. признаны недействительными, имеющиеся в Государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, принадлежащих Феофанову К.А. земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера: , , , , по состоянию на период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере ДД.ММ.ГГГГ руб. за 1 кв.м, с момента их внесения и МИФНС №18 обязано исчислить подлежащий Феофановым К.А. земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. из нормативной стоимости ( <данные изъяты> руб. за 1 кв.м) <данные изъяты> руб. земельного участка с кадастровым номером ( л.д. 107-110, л.д. 124-125 гражд. дело ).

Из налогового уведомления МИФНС России № 18 по Московской области следует, что Феофанов К.А. обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить земельный налог за указанный земельный участок за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты>., в том числе за земельный участок с К№ <данные изъяты>., исходя из его стоимости <данные изъяты>. Налог исчислен исходя из указанной кадастровой стоимости, удельном показателе этого земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по Московской области, а именно из <данные изъяты> руб. за 1 кв.м.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

В силу ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до ведения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается и кадастровая стоимость земельного участка..

Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011г. № 275-О-О установлено, что закрепление в положении статьи 66 Земельного кодекса РФ двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка – либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №316 ( действовало до вступления в силу Федерального закона « О несении изменений в Федеральный закон « Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли В Российской Федерации.

Такое правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу.

Кроме того, в Определении указано, что Федеральным законом « О внесении изменений в Федеральный закон « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Частью 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135 – ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой 111.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки « Определение кадастровой стоимости», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010г. №508 было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000года №316, утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на квалификации земель по целевому назначению и виду функционального (разрешенного) использования (пункт4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценки земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ( пункт 11).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области) и теперь удельный показатель составляет <данные изъяты> рублей за 1 кв. м, с чем и не согласился истец.

Согласно пунктам 5, 9 Правил проведения государственной оценки земель кадастровая оценка земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости.

В соответствии с п. 2.3.1. Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 г. N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Согласно п. 3.2.2. и п. 4.1. Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка объединения осуществляется путем деления кадастровой стоимости эталонного земельного участка в составе объединения на площадь этого земельного участка.

Кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.

Земельный участок с К№ Феофанова К.А. не входит в состав дачных объединений, он только предназначен для дачного строительства.

Судом по ходатайству истца с целью установления стоимости спорного земельного участка была проведена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению эксперта кадастровая (рыночная) стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, с момента ее внесения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ., в ГКН оспариваемых сведений о кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> рублей (л.д.53-76). В ходе проведения экспертизы определена стоимость 1 кв.м – <данные изъяты> руб. ( л.д.63).

При разрешении исковых требований и определении кадастровой стоимости участка, суд принимает в качестве надлежащего доказательства заключение эксперта, т.к. оно в полной мере отвечает требованиям Федерального закона « О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», является мотивированным, неясностей и разночтений не содержит, эксперту до проведения экспертизы разъяснены положения ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером равна его рыночной стоимости, то и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка за один квадратный метр также является равным рыночной стоимости одного квадратного метра.

Положения п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ указывают на то, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Суд считает, что внесение ФГБУ "ФКП Росреестра" филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка повлекли неправильное исчисление земельного налога, а также нарушает права и законные интересы истца, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.

Ответчиком ФГБУ « ФКП Россреестра» не представлены доказательства, опровергающие достоверность рыночной стоимости, определенной на основании результатов проведенной экспертизы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194- 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Уточненные исковые требования Феофанова К.А. удовлетворить.

Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с момента их внесения.

Обязать ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> за 1 кв.м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости в размере - <данные изъяты> рублей с момента внесения - ДД.ММ.ГГГГ.

3.Обязать межрайонную инспекцию ФНС РФ №18 по Московской области произвести перерасчет земельного налога, подлежащего уплате Феофановым К.А. за ДД.ММ.ГГГГ из расчета рыночной стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья С.А. Аладышева

2-76/2014 (2-1802/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Феофанов Константин Арсеньевич
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
МИФНС № 18
Суд
Каширский городской суд Московской области
Дело на странице суда
kashira.mo.sudrf.ru
07.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2013Передача материалов судье
08.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.11.2013Предварительное судебное заседание
11.12.2013Предварительное судебное заседание
14.01.2014Предварительное судебное заседание
14.04.2014Производство по делу возобновлено
14.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2014Судебное заседание
21.05.2014Судебное заседание
27.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2014Дело оформлено
08.08.2014Дело передано в архив
21.05.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее