Дело № 2-414/2021
УИД № 18RS0026-01-2021-000808-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Селты 29 сентября 2021 года
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Базилевских М.С.,
при секретаре Алексеевой О.В.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора Селтинского района Удмуртской Республики Воронова А.В.,
представителя ответчика – директора МУП «Тепловодосети» М.Е.В., представителя ответчика Т.Н.В. участвующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Селтинского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МУП «Тепловодосети» МО «Селтинский район» УР (далее по тексту ответчик) о понуждении к совершению действии,
установил:
Прокурор Селтинского района Удмуртской Республики обратился в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ответчику с требованием о понуждении к выполнению требований законодательства об охране окружающей природной среды.
Исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой Селтинского района в августе 2021 года выявлены нарушения требований законодательства об охране и использовании водных объектов в деятельности Муниципального унитарного предприятия «Тепловодосети» (далее – МУП «Тепловодосети»), выразившиеся в сбросе сточных вод в <адрес> с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект.
В соответствии с п.19 ст.1 ВК РФ под сточными водами понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, к дополнительному виду деятельности МУП «Тепловодосети» относится в том числе сбор и обработка сточных вод.
Согласно Уставу МУП «Тепловодосети» предприятие осуществляет деятельность в сфере производства пара и горячей воды (тепловой энергии), их передачу, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.
МУП «Тепловодосети» имеет участок водопользования на территории Селтинского Района к северу на расстоянии 0,400 км от с. Селты предназначены для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод (очистные сооружения канализации). Сброс сточных вод располагается на расстоянии 0,264 км от устья водотока на правом берегу <адрес>. С центральной канализационной насосной станции хозяйственно-бытовые стоки по асбестоцементной трубе блинной 1200 м поступают в 1-й биопруд с насыпной обваловкой, затем по стальной трубе длинной 3 м стоки поступают во 2-й биопруд с насыпной обваловкой, далее по стальной трубе длиной 3 м стоки поступают в 3-й биопруд, затем аналогичным образом в 4-й и 5-й биопруды.
Из пятого биопруда очищенные сточные воды по стальной трубе длиной 5 м оборудованной железобетонным лотком и далее по фильтрующему каналу с протяженностью 12 м, поступают в <адрес>.
Координаты места выпуска сточных вод в <адрес> <данные изъяты>северной широты, <данные изъяты>восточной долготы.
Согласно предоставленному МУП «Тепловодосети» протоколу № от 07.04.2021г. результатов количественного химического анализа сточной воды, отобранной на выпуске в <адрес> (дата отбора пробы 15.03.2021г.), установлено превышение содержания загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия по показателям взвешенные вещества, аммоний-ион, железо.
По данному факту Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики 17.06.2021 МУП «Тепловодосети» привлечено по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ – нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение и (или) истощение. Решением Сюмсинского районного суда постановление оставлено по существу без изменения.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что МУП «Тепловодосети» при осуществлении сброса сточных вод должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды, количество веществ, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты,
По результатам количественного химического анализа установлено, что количество сброшенных МУП «Тепловодосети» в <адрес> загрязняющих веществ превышает установленные нормативы допустимого воздействия на данный водный объект.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что МУП «Тепловодосети», осуществив сброс сточных вод в <адрес> с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект, нарушило требования, предусмотренные ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Основной причиной данных нарушений является отсутствия необходимой технологии очистки сточных вод, вследствие чего требуется реконструкция очистных сооружений.
На основании изложенного, просит обязать муниципальное унитарное предприятие «Тепловодосети» приостановить с 01.01.2024 года сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ по показателям взвешенных веществ, аммоний-ионов, железа в <адрес> и произвести реконструкцию очистных сооружений, обеспечивающей очистку сбрасываемых сточных вод до установленных нормативов сброса.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Селтинского района Воронов А.В., исковые требования поддержал по доводам, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика - директор МУП «Тепловодосети» М.Е.В., и представитель ответчика Т.Н.В. участвующая на основании доверенности, исковые требования не признали, но при этом, соглашаясь с обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении, но полагают, что в настоящее время в виду отсутствия финансовых возможностей невозможно построить стационарное очистное сооружение, кроме того, в случае пуска станции по очистке строчных вод, тариф по оплате сброса сточных вод, будет повышенным и повлечет для населения его неплатежеспособность.
Выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены Водным кодексом РФ.
В соответствии с частями 1, 4 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, выполнять, предусмотренные Водным Кодексом РФ обязанности. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (пункты 1, 6 ч.2 ст.39, ч. 1 ст.44 ВК РФ).
В соответствии с п.19 ст.1 ВК РФ под сточными водами понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, к дополнительному виду деятельности МУП «Тепловодосети» относится в том числе сбор и обработка сточных вод.
Согласно Уставу МУП «Тепловодосети» предприятие осуществляет деятельность в сфере производства пара и горячей воды (тепловой энергии), их передачу, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.
МУП «Тепловодосети» имеет участок водопользования на территории Селтинского Района к северу на расстоянии <данные изъяты> км от с. Селты предназначены для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод (очистные сооружения канализации). Сброс сточных вод располагается на расстоянии 0,264 км от устья водотока на правом берегу <адрес>. С центральной канализационной насосной станции хозяйственно-бытовые стоки по асбестоцементной трубе блинной 1200 м поступают в 1-й биопруд с насыпной обваловкой, затем по стальной трубе длинной 3 м стоки поступают во 2-й биопруд с насыпной обваловкой, далее по стальной трубе длиной 3 м стоки поступают в 3-й биопруд, затем аналогичным образом в 4-й и 5-й биопруды.
Из пятого биопруда очищенные сточные воды по стальной трубе длиной 5 м оборудованной железобетонным лотком и далее по фильтрующему каналу с протяженностью 12 м, поступают в <адрес>.
Координаты места выпуска сточных вод в <адрес> <данные изъяты>северной широты, <данные изъяты>восточной долготы.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых сбросов.
Согласно ч. 3 ст. 35 ВК РФ утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», согласно которому нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатывает и утверждает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты,
Согласно данным государственного водного реестра, <адрес> относится к бассейну р. Вятка, к водохозяйственному участку от в/п пгт. Аркуль до г. Вятские Поляны.
Нормативы допустимого воздействия по бассейну р. Вятка утверждены приказом Федерального агентства водных ресурсов № от 17.12.2008г., срок действия нормативов до 31.12.2023г.
В соответствии с п. 20 подраздела 2.3 Решения, использование водного объекта (его части), указанного в п. 3.1 Решения, может производиться МУП «Тепловодосети» при выполнении им условий ежеквартального представления не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным кварталом бесплатно, с сопроводительным письмом, на бумажном носителе или в электронном виде в Минприроды УР отчетов, в том числе о результатах учета объема сброса сточных вод и показателей их качества.
Согласно предоставленному МУП «Тепловодосети» протоколу № от 07.04.2021г. результатов количественного химического анализа сточной воды, отобранной на выпуске в <адрес> (дата отбора пробы 15.03.2021г.), установлено превышение содержания загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия по показателям взвешенные вещества, аммоний-ион, железо.
По данному факту Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики 17.06.2021 МУП «Тепловодосети» привлечено по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ – нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение и (или) истощение. Решением Сюмсинского районного суда постановление оставлено по существу без изменения.
Требования к охране водных объектов установлены Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 3 ВК РФ в Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием, использование водный объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч. 4 ст.35 ВК РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что МУП «Тепловодосети» при осуществлении сброса сточных вод должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды, количество веществ, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты,
По результатам количественного химического анализа установлено, что количество сброшенных МУП «Тепловодосети» в <адрес> загрязняющих веществ превышает установленные нормативы допустимого воздействия на данный водный объект.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что МУП «Тепловодосети», осуществив сброс сточных вод в <адрес> с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект, нарушило требования, предусмотренные ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Основной причиной данных нарушений является отсутствия необходимой технологии очистки сточных вод, вследствие чего требуется реконструкция очистных сооружений.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абзацами 1, 2, 3 ст. 3, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По требованию ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при нарушении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Осуществляя на территории Селтинского района сброс сточных вод в <адрес> с содержанием загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы, МУП «Тепловодосети» нарушает указанные требования федерального законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Данная ситуация, представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает неблагоприятную среду обитания человека. Кроме того, допускаемые нарушения требований закона к охране водных объектов влекут нарушение права Российской Федерации как собственника водных объектов на их охрану, на предотвращение негативного воздействия на них при сбросе сточных вод.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнение обязанностей в натуре.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
С учетом изложенного, данные исковые требования подлежат удовлетворению.
В части доводов представителей ответчика, что повышенные тарифы могут повлечь неплатежеспособность населения в будущем, ни чем не подтверждены и не могут быть приняты во внимание по данному иску, как не являющиеся основанием к его рассмотрению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление прокурора Селтинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МУП «Тепловодосети» МО «Селтинский район» УР о понуждении к совершению действии, удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Тепловодосети» МО «Селтинский район» УР приостановить с 01.01.2024 года сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ по показателям взвешенных веществ, аммоний-ионов, железа в <адрес> и произвести реконструкцию очистных сооружений, обеспечивающей очистку сбрасываемых сточных вод до установленных нормативов сброса.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2021 года.
Председательствующий судья: М.С.Базилевских
Копия верна: судья М.С.Базилевских
Секретарь с/з: О.В.Алексеева