дело № 2-3178/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ<дата> г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Иськовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Мытищинского муниципального района Московской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Пушкинскому муниципальному району УФССП России по Московской области,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Мытищинского муниципального района Московской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления заместителя начальника ОСП по Пушкинскому муниципальному району УФССП России по Московской области Назаровой И.И. от <дата> о возложении обязанности на администрацию Мытищинского муниципального района произвести регистрацию по установлению (определению) категории земли и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявления указал, что <дата> в администрацию Мытищинского муниципального района поступило оспариваемое постановление, из которого заявителю стало известно о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Билозор Т.Г. о взыскании в пользу взыскателя Быкова В.П. долга по договору займа. Судебным приставом-исполнителем было установлено, что должнице - Билозор Т.Г. принадлежит указанный выше земельный участок, переданный ей на основании приказа руководителя совхоза <данные изъяты>. В целях обращения взыскания на указанный земельный участок судебный пристав-исполнитель постановил обязать заявителя произвести регистрацию по установлению (определению) категории земли и вида разрешенного использования указанного выше земельного участка. Однако, на данный земельный участок не может быть обращено взыскание, поскольку Билозор Т.Г. в соответствии с положениями ЗК РСФСР, а также в соответствии с положениями Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», не приобрела право бессрочного пользования в отношении указанного земельного участка. Приказ руководителя совхоза не является правоустанавливающим документом, дающим право на получение земли в порядке приватизации.
Представитель администрации Мытищинского муниципального района Московской области Осадчук И.А. в судебном заседании заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Судебный пристав-исполнитель Спиридонова Н.Г. в судебном заседании возражала удовлетворению заявления, указав, что постановление от <дата> вынесено законно.
Представитель заинтересованного лица Быкова В.П. по доверенности Дмитриева О.В. возражала удовлетворению заявления.
Заинтересованное лицо -Билозор Т.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания судом извещалась.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
При рассмотрении данной жалобы судом проверяется законность действия судебного пристава-исполнителя в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что, исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия, в том числе: 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> возбуждено исполнительное производство в отношении должника Билозор Т.Г. в пользу взыскателя Быкова В.П. (л.д. 97).
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от <дата> и от <дата> возбуждены исполнительные производства в отношении должника Билозор Т.Г. в пользу взыскателя Коган И.Г. (л.д. 78, 83). <дата> возбуждено исполнительное производство в отношении должника Билозор Т.Г. в пользу Владимирова Л.К. (л.д. 88-89), <дата> в пользу взыскателя <данные изъяты> (л.д. 93-94), <дата> в пользу взыскателя Пятыгина О.М. (л.д. 102), <дата> в пользу взыскателя Остапенко Г.М. (л.д. 107-108, 112-113, 117-118, 122-123).
постановлениями судебного пристава от <дата> (л.д. 184-185) и от <дата> (л.д. 189-190) указанные исполнительные производства объединены в сводное.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> наложен арест на принадлежащее Билозор Т.Г. на праве собственности жилое помещение (л.д. 124-127). Постановлением <дата> наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении указанного выше земельного участка (л.д. 128-129). Указанное жилое помещение передано на торги (л.д. 186-188, 191-200).
В материалах дела имеется землеустроительное дело в отношение указанного земельного участка. Заказчиком работ по подготовке землеустроительного дела являлась должник Билозор Т.Г. (л.д. 132-176). Указанный выше земельный участок в результате его межевания был поставлен на кадастровый учет (л.д. 214).
В силу ст. 66 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Постановлением заместителя начальника ОСП по Пушкинскому муниципальному району Назаровой И.И. от <дата> в рамках исполнения судебного решения, вынесенного в пользу взыскателя Быкова В.П., на администрацию Мытищинского муниципального района возложена обязанность - произвести регистрацию по установлению (определению) категории земли и вида разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 178-179).
Указанное постановление в части возложения на администрацию обязанности по установлению (определению) категории земель в отношении указанного выше земельного участка противоречит действующему законодательству.
Статьей 8 ЗК РФ урегулированы вопросы отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. Согласно ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 4.1 ФЗ от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ.
Доказательств того, что генеральный план в Мытищинском муниципальном районе в установленном порядке утвержден, судебным приставом-исполнителем не представлено.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 3 Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» и в соответствии с положениями Закона Московской области от 24.07.2014 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» (в редакции от 24.07.2014 года) принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, иных правовых актов, в том числе и в отношении отнесения земель к той или иной категории, относится к полномочиям Правительства Московской области.
С учетом изложенного, администрация Мытищинского муниципального района не наделена полномочиями по установлению (определению) категории земель.
Постановление судебного пристава в части возложения обязанности на администрацию по установлению (определению) вида разрешенного использования вынесено судебным приставом в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу ст. 11 ЗК РФ (в редакции на день вынесения оспариваемого постановления) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).
В соответствии с положениями п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, в том числе по принятию решений относительно установления вида разрешенного использования земельного участка, по изменению одного вида разрешенного использования на другой вид.
С учетом изложенного, администрация Мытищинского муниципального района наделена полномочиями по установлению (определению) вида разрешенного использования.
Довод заявителя о незаконности принятого постановления со ссылкой на невозможность обращения взыскания на указанный выше земельный участок, поскольку Билозор Т.Г. права на оформление в собственность земельного участка не имеет, суд находит несостоятельным.
Указанный довод заявителя не имеет правового значения по рассматриваемому делу, поскольку постановлением судебного пристава исполнителя обращение взыскания на земельный участок не производится.
Приведенные заявителем доводы со ссылкой на положения ЗК РСФСР и Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ» имеют правовое значение в случае оспаривания постановления об обращении взыскания на указанный земельный участок или при рассмотрении требований об освобождении имущества от ареста. В данном случае такие требования по данному делу не рассматриваются.
Кроме того, суд учитывает, что Билозор Т.Г. администрацией Мытищинского района была выдана архивная справка от <дата> (л.д. 215), согласно которой в похозяйственных книгах <адрес> имеются сведения о хозяйстве, главой семьи которого значится Билозор Т.Г. о наличии в личном пользовании хозяйства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с положением ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу ст. 25.2 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок являются следующие документы: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Таким образом, отсутствие указания вида права у правообладателя не будет являться основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации, а выписка из похозяйственной книги будет являться основанием для прав должника Билозор Т.Г. на указанный земельный участок.
Оценив, представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав заявителя со стороны ОСП по Пушкинскому муниципальному району УФССП России по Московской области в части возложения обязанности на заявителя по установлению (определению) вида разрешенного использования, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения обязанности на ОСП по Пушкинскому муниципальному району УФССП России по Московской области по устранению нарушений прав администрации Мытищинского муниципального района в указанной части.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - <░░░░>.
░░░░░: