РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2017 года Дело № 2-4807/2017 г. Абакан, РХ
Абаканский городской суд в составе председательствующего судьи Балашовой Т.А. при секретаре Миндибековой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к индивидуальному предпринимателю Недбаеву А.С. о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в Абаканский городской суд с иском к ИП Недбаеву А.С., в котором просит обязать выполнить лесовосстановительные мероприятия до ДД.ММ.ГГГГ по договору лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, за период ДД.ММ.ГГГГ, в следующих объемах: подготовка почвы под искусственное лесовосстановление будущего года -16 (га); естественное лесовосстановление (проведение мер СЕВ леса) - 37,76 (га); заготовка семян древесных пород – 108 (кг), указывая, что между агентством лесной отрасли Красноярского края и ИП Недбаевым А.С. заключен договор аренды лестного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии подп. «ж» п. 13 договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроках, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № за счет собственных средств. Согласно сводному акту по воспроизводству лесов от ДД.ММ.ГГГГ ИП Недбаев А.С. не выполнил следующие работы: подготовка почвы под искусственное лесовосстановление - 16 (га); естественное лесовосстановление (проведение мер СЕВ леса) -37,76 (га); заготовка семян древесных пород - 108 (кг). На сегодняшний день ИП Недбаев А.С. лесовосстановительные мероприятия за период ДД.ММ.ГГГГ не выполнил в нарушение требований п. 4 приказа Минприроды России от 29.06.2016 № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления», п. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 307, 309 ГК РФ.
В судебное заседание представитель истца направлен не был, от представителя истца по доверенности Русак Я.А. суду поступила просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края.
Ответчик ИП Недбаев А.С. в судебное заседание не явился, судебные повестки, направленные на имя ответчика по известному суду адресу возвратились в суд с почтовой отметкой «по истечении срока хранения».
Третье лицо КГБУ «Курагинское лесничество» в судебное заседание своего представителя не направило, будучи извещенным о нем надлежащим образом.
В порядке ч. 2 ст. 117, ч.ч. 3,4,5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика ИП Недбаева А.С., поскольку судом предприняты исчерпывающие меры к его извещению, представителей истца и третьего лица.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендодателю (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
Согласно п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
ДД.ММ.ГГГГ между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ИП Недбаевым А.С. заключен договор аренды лесного участка №, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии
со ст.ст. 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании
протокола от ДД.ММ.ГГГГ № о результатах аукциона по продаже права на
заключение договора аренды лесного участка, находящегося в
государственной собственности, обязался предоставить, а арендатор
обязался принять во временное пользование на срок 49 лет, лесной участок,
определенный п. 2 настоящего договора.
Согласно п. 2 договора лесной участок из состава земель лесного фонда, площадью <данные изъяты> га, предоставляемый в аренду для заготовки древесины, имеет местоположение: <адрес>, в кварталах: №, с номером учетной записи в государственном лесном реестре №.
Границы лесного участка определены на кадастровой схеме
расположения лесного участка согласно Приложению №, являющейся
неотъемлемой частью настоящего Договора. Характеристика лесного участка
приводится в Приложении № (п. 3 договора).
Пунктом 26 установлен срок действия настоящего договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По акту приёма-передачи лесной участок, из состава земель лесного фонда, площадью <данные изъяты> га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, в кварталах: №, передан ИП Недбаеву А.С. в аренду.
В соответствии с подп. «а» п. 12 арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесных участков в аренду, и представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесных участков в соответствии с условиями настоящего договора.
Из положений ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основываются в том числе на таких принципах как сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.
Статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 8 Приказа Минприроды России от 29.06.2016 № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления» лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.
Из письма исх. № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя КГБУ «Курагинское лесничество», направленного на имя ИП Недбаева А.С. следует, что согласно проекта освоения лесного участка, переданного в аренду ИП Недбаеву А.С., ежегодный объем лесовосстановительных мероприятий проектируемых на арендуемом ответчиком участке состоит из: подготовка почвы под лесные культуры текущего года (ДД.ММ.ГГГГ.) – 16,2 га; создания лесных культур 16,2 га; подготовки почты под лесные культуры будущего года – 16,2 га; содействия естественному возобновлению – 37,8 га; заготовка лесных семян (кедр) – 108 кг.
В соответствии подп. «ж» п. 13 договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроках, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № за счет собственных средств.
Приложением к договору установлено, что содействие естественному возобновлению леса на арендованном участке исполняется ежегодно.
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ ИП Недбаев А.С. уведомил заместителя Министра природных ресурсов и экологии Красноярского края о том, что ДД.ММ.ГГГГ на лесном участке, арендуемом по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенном в Курагинском лесничестве, не удалось выполнить, подготовительные мероприятия необходимые для воспроизводства лесов, а именно подготовку почвы под лесные культуры, так как территория лесного участка в весенний период, в виду заболоченности местности, является крайне труднодоступной. Просил перенести соответствующие лесовосстановительные работы с территории арендуемого лесного участка на территорию Курагинского лесничества вне арендуемого участка по согласованию с КГБУ «Курагинское лесничество» объемов и мест проведения работ.
В порядке исключения, заместителем министра природных ресурсов и экологии Красноярского края, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ИП Недбаеву А.С. было разрешено провести подготовку почвы и посадку лесных культур ДД.ММ.ГГГГ за пределами арендного участка по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории лесного фонда свободного от аренды в КГБУ «Курагинское лесничество».
В силу пунктов "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство.
В соответствии с пунктами 36, 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора), а также установление порядка осуществления государственного пожарного надзора в лесах и осуществление государственного пожарного надзора и мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В силу пунктов 4, 6, 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе созданию и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 данного Кодекса; установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В соответствии с частью 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 2.1 части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 этого Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 данного Кодекса.
Согласно п.п. 3 п. 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного Правительством Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №п, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края создано на основании распоряжения Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № с передачей ему полномочий министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений.
Согласно п. 2 указанного Распоряжения Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Таким образом, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правомочным органом по осуществлению надзора за соблюдением лесного законодательства на территории Красноярского края.
В ходе осуществления надзора, выявлено, что ИП Недбаевым А.С. в ДД.ММ.ГГГГ в нарушение подп. «ж» п. 13 договора аренды не в полном объеме выполнил обязанности по проведению мероприятий по лесовосстановлению и уходу за лесами, а именно (приложение № к договору аренды лесных участков): объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках
Целевое назначение лесов |
Виды мероприятий |
Единица измерения |
Средне годовой объем |
Срок исполнения |
Подготовка почвы по лесные культуры* |
га |
57,3 |
2,3 кв. |
|
Создание лесных культур* |
га |
57,3 |
2,3 кв. |
|
Проведение мер содействия естественному возобновлению леса |
га |
90,8 |
3,4 кв. |
|
Уход за лесными культурами* |
га |
229,2 |
2,3 кв. |
|
Дополнение лесных культур* |
га |
57,3 |
2 кв. |
|
Выращивание (приобретение) посадочного материала* |
тыс.шт. |
247,5 |
_ |
|
Заготовка лесных семян (ель) |
кг |
410 |
3 кв. |
|
Ввод молодняков в категорию хозяйственно ценных древесных насаждений** |
га |
|||
в том числе за счет: искусственного лесовосстановления (лесных культур) |
га |
|||
- естественного лесовосстаноления (мер содействия естественному возобновлению леса) |
га |
* объемы корректируются ежегодно, исходя из площадей пригодных для создания лесных культур, наличия лесных культур, требующих проведения данного вида мероприятия,
** объем корректируется ежегодно, исходя из наличия лесных культур, участков с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса, подлежащих переводу в покрытую лесом площадь.
Согласно сводному акту по воспроизводству лесов № от ДД.ММ.ГГГГ арендатором ИП Недбаевым А.С. мероприятия по воспроизводству лесов по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ выполнены в следующих объемах:
Наименование мероприятия |
Единица изменения |
Объем работ |
||
План 2016 года |
Факт выполнения |
|||
За отчетный период |
С начала года |
|||
Искуственное лесовосстановление (посев, посадка лесных культур) |
га |
- |
- |
- |
Подготовка почвы под искуственное лесовосстановление - всего |
га |
16 |
- |
- |
в том числе: текущего года |
га |
- |
- |
- |
будущего года |
га |
16 |
- |
- |
Естественное лесовосстановление (проведение мер СЕВ леса) |
га |
37,76 |
- |
- |
Агротехнические уходы за лесными культурами в переводе на однократный |
га |
- |
- |
- |
Дополнение лесных культур |
га |
- |
- |
- |
Заготовка семян древесных пород |
кг |
108 |
- |
- |
Сводный акт по воспроизводству лесов № от ДД.ММ.ГГГГ для внесения информации в государственный лесной реестр и ее изменения содержит аналогичные сведения о мероприятиях по воспроизводству лесов не выполненных ИП Недбаевым А.С. по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт того, что в ДД.ММ.ГГГГ не были проведены мероприятия по лесовосстановлению арендованного земельного участка, в ходе судебного разбирательства ответчиком опровергнут не был.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Таким образом, арендатор лесного участка ИП Недбаев А.С. в нарушение условий договора в ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по воспроизводству лесов не произвел, допущенные нарушения лесного законодательства до настоящего времени не устранил.
Поскольку в судебном заседании установлено нарушение ответчиком лесного законодательства, а именно требований ст. 61, 62 Лесного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства Красноярского края и возложении на ИП Недбаева А.С. обязанности провести лесовосстановительные работы на арендованном лесном участке в следующих объемах: подготовка почвы под искусственное лесовосстановление -16 (га); естественное лесовосстановление (проведение мер СЕВ леса) - 37,76 (га); заготовка семян древесных пород – 108 (кг).
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что срок, в течение которого должны быть устранены нарушения - до ДД.ММ.ГГГГ не является достаточным. Указанный срок полагает разумным определить в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика в доход с местного бюджета в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Недбаева А.С. в трехмесячный срок выполнить лесовосстановительные мероприятия по Договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з, заключенному между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ИП Недбаевым А.С., за период ДД.ММ.ГГГГ, в следующих объемах: подготовка почвы под искусственное лесовосстановление будущего года - 16 га; естественное лесовосстановление (проведение мер СЕВ леса) - 37,76 га; заготовка семян древесных пород – 108 кг.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Недбаева А.С. государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования город Абакан в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано через Абаканский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Хакасия.
СУДЬЯ Т.А. БАЛАШОВА
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.