Судья: Яхина Е.С. 24RS0056-01-2024-007958-42
Дело №33-13276/2024
2.104
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 ноября 2024г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Левицкой Ю.В., Охременко О.В.,
помощника судьи: Коцаревой И.Г.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску прокурора Советского района г.Красноярска в интересах Геворкяна Арсена Камоевича к Администрации г.Красноярска о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Администрации г.Красноярска,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 16 августа 2024г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Советского района г.Красноярска в интересах ФИО1, <дата> года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации № №, выдан отделом УВД Советского района г.Красноярска <дата>) удовлетворить.
Возложить на Администрацию г.Красноярска (ИНН 2451000840) обязанность предоставить ФИО2, <дата> года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации №, выдан отделом УВД Советского района г.Красноярска <дата>) во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г.Красноярска общей площадью не менее нормы предоставления с учетом его права на дополнительную площадь, отвечающее требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Советского района г.Красноярска, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Администрации г.Красноярска о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является инвалидом с детства, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, а также имеет право на дополнительную жилую площадь. Распоряжением Администрации г.Красноярска от 24 апреля 2024г. ФИО1 был принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Однако право ФИО1 на внеочередное обеспечение жильем до настоящего времени не реализовано. В этой связи прокурор просил суд возложить на Администрацию г.Красноярска обязанность предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в пределах г. Красноярска с учетом права на дополнительную площадь, отвечающее требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016г. №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Красноярска Покидышева М.В. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Она указывает на то, что предоставление жилых помещений связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных и денежных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и процедура их распределения. Она полагает, что предоставление истцу жилого помещения незамедлительно, во внеочередном порядке будет нарушать права иных лиц, состоящих на учете. Также указывает на то, что требования, предъявляемые к жилому помещению с учетом потребностей инвалидов, установленные Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016г. №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», не применяются при предоставлении гражданам жилого помещения в рамках улучшения их жилищных условий.
В судебное заседание ФИО1, представители Администрации г. Красноярска, Администрации Советского района в г.Красноярске, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя процессуального истца прокурора Отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцевой М.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение в части возложения на Администрацию г.Красноярска обязанности предоставить ФИО1 жилого помещения, отвечающего требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016г. №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», подлежащим отмене, в остальной части - оставлению без изменения.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 1 ч.1 ст.51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне соответствующих заболеваний, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
Из материалов дела видно и судом установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Советского районного суда г.Красноярска от 08 октября 2019г. ФИО3, <дата>г.рождения, признан недееспособным, его опекуном назначен ФИО4.
Приказом УСЗН Администрации г.Красноярска от 01 марта 2024г. №152-усзн ФИО3 признан малоимущим.
Распоряжением Администрации Советского района в г.Красноярске от 24 апреля 2024г. №675 ФИО1, зарегистрированный по адресу: <адрес>, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по единому списку граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.
Согласно выписки из домовой книги на регистрационном учете по адресу: <адрес> состоят: ФИО12, <дата>г.рождения, ФИО13, <дата>г.рождения, ФИО14, <дата>г.рождения, ФИО4, <дата>г.рождения, ФИО3, <дата>г.рождения. Данное жилое помещение площадью 47,7 кв.м принадлежит ФИО5 на праве собственности
Согласно справке МСЭ-2011 № ФИО3 является инвалидом II группы, инвалидность установлена бессрочно.
В соответствии со справкой КГБУЗ «Красноярский краевой Психоневрологический диспансер №1» от 19 апреля 2024г. №896 ФИО3 имеет заболевание по коду F 21.4, которое включено в перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012г. №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012г. №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь».
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, установил, что истец состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, является инвалидом 2 группы, до настоящего времени отдельным жилым помещением не обеспечен, в связи с чем пришел к выводу о том, что он относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма во внеочередном порядке.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно возложил на Администрацию г.Красноярска обязанность по предоставлению ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на территории г.Красноярска с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений, для приобретения которых предусмотрена особая процедура, требующая существенных временных и денежных затрат, судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные, поскольку федеральное законодательство не содержит таких дополнительных условий реализации прав инвалида на предоставление жилья в установленном законом порядке, как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, в связи с чем истец не может быть лишен права на обеспечение жилым помещением в том порядке, который гарантирован ему федеральным законом.
Судебная коллегия также считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на ответчика обязанности по немедленному предоставлению жилого помещения влечет нарушение прав иных граждан, состоящих на учете на предоставление жилых помещений в этой же категории, что и истец, право на получение жилья у которых возникло ранее.
Действующее законодательство не предполагает обязательного включения лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, в какую-либо очередь. Обязанность органа исполнительной власти по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, включенными в Перечень, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения очередности среди лиц равной категории. В связи с этим предоставление жилого помещения истцу на основании судебного решения, не свидетельствует о нарушении прав иных лиц, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, из общего порядка очередности предоставления жилых помещений.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Администрацию г.Красноярска обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016г. №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» по следующим основаниям.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.12, ч.1 ст.130 и ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч.1 ст.2, п.6 ч.1 ст.14, п.6 ч.1 ст.16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.1 ч.1 ст.50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст.51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно абз.1 п.8 Регламента взаимодействия органов и территориальных подразделений администрации города по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда города Красноярска гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного распоряжением Администрации г.Красноярска от 13 декабря 2012г. №259-р, гражданам, состоящим на жилищном учете, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, включенные в Реестр муниципальной собственности города Красноярска в качестве муниципальных жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования.
Пунктом 14 Регламента установлено, что в случае принятия Комиссией решения о включении жилого помещения в муниципальный жилищный фонд социального использования Управление в течение 15 рабочих дней со дня принятия данного решения определяет кандидатуру гражданина, состоящего на жилищном учете, на соответствующее жилое помещение в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ и Закона края, руководствуясь Единым списком, с учетом общей площади данного помещения, количества членов семьи кандидата, права на внеочередное обеспечение жильем, даты включения в список на внеочередное предоставление жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016г. №649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме. Согласно положениям абзаца второго пункта 2 данных Правил устанавливается порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Из указанных выше норм следует, что реализация мер социальной защиты по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов относится к расходным обязательствам РФ, субъекта РФ. К полномочиям органа местного самоуправления относится предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для возложения на Администрацию г.Красноярска обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, отвечающего требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора Советского района г.Красноярска, действующего в интересах ФИО1, о возложении обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016г. №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 16 августа 2024г. в части возложения на Администрацию г.Красноярска обязанности предоставить ФИО2 жилого помещения, отвечающего требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016г. №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», отменить.
Принять по делу в этой части новое решение.
В удовлетворении иска прокурора Советского района г.Красноярска в интересах ФИО1 к Администрации г.Красноярска в части возложения обязанности предоставить ФИО2 жилое помещение, отвечающее требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016г. №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации г.Красноярска Покидышевой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 ноября 2024г.