Судья – Мягкова Е.А. гражданское дело № 33-5678/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2019 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,
судей Волковой И.А., Жабиной Н.А.,
при секретаре С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску С к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, администрации Центрального района г. Волгограда, ФГОБУ СПО «Волгоградский строительный техникум», МУП «Центральное межрайонное БТИ», МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» о включении жилого помещения в состав муниципальной имущественной казны Волгограда, возложении обязанности по внесению в реестр муниципального имущества сведений об объекте, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма бессрочно, возложении обязанности заключить типовой договор социального найма бессрочно, сохранении жилого помещения в перепланированном, переустроенном состоянии,
по апелляционной жалобе С
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 января 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований С к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, администрации Центрального района г. Волгограда, ФГОБУ СПО «Волгоградский строительный техникум», МУП «Центральное межрайонное БТИ», МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» о включении жилого помещения, общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в состав муниципальной имущественной казны Волгограда, возложении обязанности совершить действия по внесению в реестр муниципального имущества Волгограда сведений об объекте недвижимого имущества – жилом помещении, общей площадью <.......> кв.м., расположенном по адресу: <адрес> путём подачи документов в регистрирующий орган для регистрации прав муниципального образования город-герой Волгоград на указанное имущество, признании права пользования жилым помещением, общей площадью <.......>.м., расположенного по адресу: Волгоград, <адрес> на условиях договора социального найма бессрочно, возложении обязанности заключить типовой договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Волгоград, <адрес>, комната <адрес> на условиях договора социального найма бессрочно, сохранении жилого помещения, общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: Волгоград, <адрес> в перепланированном, переустроенном состоянии, отказано.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Волгограда С, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
С обратилась в суд с иском к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, администрации Центрального района г. Волгограда, ФГОБУ СПО «Волгоградский строительный техникум», МУП «Центральное межрайонное БТИ», МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» о включении жилого помещения в состав муниципальной имущественной казны Волгограда, возложении обязанности по внесению в реестр муниципального имущества сведений об объекте, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма бессрочно, возложении обязанности заключить типовой договор социального найма бессрочно, сохранении жилого помещения в перепланированном, переустроенном состоянии.
В обоснование требований указала, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <.......> кв.м. и проживает в указанном помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 09 июня 2009 года за ней было признано право пользования жилым помещением комнаты <.......> по <адрес>, в остальной части требований об изменении правового режима жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии было отказано.
По мнению истца, она занимает комнату в виде жилого помещения, однако данный объект, как жилое помещение в реестре муниципального имущества Волгограда не значится, не состоит на кадастровом учёте, право муниципальной собственности на указанное помещение не зарегистрировано, в связи, с чем она не может его приватизировать.
Просила включить жилое помещение, общей площадью <.......> кв.м., расположенное по адресу: Волгоград, <адрес> в состав муниципальной имущественной казны Волгограда, обязать ответчиков совершить действия по внесению в реестр муниципального имущества Волгограда сведений об указанном объекте недвижимого имущества, путём подачи документов в регистрирующий орган для регистрации прав муниципального образования город-герой Волгоград на указанное имущество, признать за ней право пользования жилым помещением, общей площадью <.......> кв.м., расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма бессрочно, обязать ответчиков заключить типовой договор социального найма спорного жилого помещения на условиях договора социального найма с ней бессрочно, сохранить жилое помещение в перепланированном, переустроенном состоянии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьёй 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ г. переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проёмов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счёт вспомогательных помещений, ликвидацию тёмных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абзац третий пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170).
Статьёй 29 ЖК РФ предусмотрено, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ (часть 1).
Под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (статья 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя Российской Федерации № 170 от 27 сентября 2003 года, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1); переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного в нём оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются (пункт 1.7.2); перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (пункт 1.7.3).
На основании части 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии со статьёй 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признаётся часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С проживает в помещении, расположенном на <.......> этаже, девятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 09 июня 2009 года за С признано право пользования жилым помещением комнаты <.......> общежития № <адрес>, в остальной части требований об изменении правового режима жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии отказано.
На основании постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О принятии безвозмездно из государственной собственности <адрес> в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград имущества» здание общежития по адресу: <адрес> котором расположено занимаемое истцом помещение, передано в муниципальную собственность в статусе многоквартирного жилого дома.
До момента принятия в муниципальную собственность помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, в отношении помещений в указанных домах были проведены перепланировки и переустройство. Прежним балансодержателем данных зданий ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» не были внесены изменения в техническую документацию в связи с перепланировками и переустройствами жилых и нежилых помещений, поэтому при передаче из государственной собственности Волгоградской области в муниципальную собственность Волгограда ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» были предоставлены технические паспорта по результатам инвентаризации, проведённой специалистами МУП «Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации» с соответствующими отметками на каждой странице поэтажных планов об отсутствии разрешительной документации на проведённые перепланировки и переустройство жилых и нежилых помещений и соответственно право государственной собственности и оперативного управления было зарегистрировано 18 августа 2014 года не на жилые помещения пообъектно, как требовал ЖК РФ с 01 марта 2005 года, а на здание общежития с назначением жилой дом и на здание общежития с назначением многоквартирный жилой дом.
Право муниципальной собственности Волгограда в 2016 году было также зарегистрировано на здание общежития с назначением жилой дом и на здание общежития с назначением многоквартирный жилой дом.
С целью дальнейшего распоряжения не зданиями общежитий, а жилыми помещениями в указанных зданиях, департамент муниципального имущества администрации Волгограда распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № <...>р внёс изменения в бюджетный и реестровый учёт в части пообъектного учёта жилых и нежилых помещений на основании сведений, имеющихся в МУП «Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации» по техническим паспортам 1980 и 1981 годов, то есть на дату строительства зданий и в связи с отсутствием документов, подтверждающих законность произведённых перепланировок и переустройств помещений в зданиях, и, соответственно, зарегистрировано право муниципальной собственности на каждое жилое и нежилое помещения.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества Волгограда не значится, не состоит на кадастровом учёте, право муниципальной собственности на указанное помещение не зарегистрировано.
Разрешая требования С о сохранении жилого помещения в перепланированном, переустроенном состоянии, суд первой инстанции исходил из следующего.
Для проведения перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, а также для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственнику соответствующего помещения или уполномоченному им лицу необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование и (или) перевод помещений, по месту нахождения переустраиваемого, перепланируемого и (или) переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Порядок предоставления указанных услуг на территории городского округа город-герой Волгоград регламентирован административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений», утверждённым постановлением администрации Волгограда от 12 сентября 2012 года № 2700, административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утверждённым постановлением администрации Волгограда от 14 сентября 2012 года № 2714.
Согласно подпункту 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 Положения об администрации Центрального района Волгограда, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года № 40/1252, администрация Центрального района Волгограда в рамках полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда, решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки жилых помещений в жилых домах и нежилых помещений в жилых и нежилых зданиях, строениях, сооружениях, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в жилых и нежилых зданиях.
Как следует из пояснений сторон, данных в судебном заседании, в департамент муниципального имущества администрации Волгограда документы, подтверждающие согласование уполномоченным органом проведения переустройства, перепланировки помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и (или) перевода нежилого помещения по указанному адресу в жилое помещение, не поступали.
В случае отсутствия соответствующих документов проведённые работы по перепланировке и переустройству жилых и нежилых помещений, а также присоединение площадей общего пользования путём реконструкции являются самовольными.
В соответствии с положениями статьи 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно представленному техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленному МУП «Центральное межрайонное БТИ», С самовольно, без согласования и соответствующего разрешения собственника, произведена реконструкция коридора общего пользования, расположенного на <адрес>, с целью устройства помещения № <...>.
В реестре муниципального имущества Волгограда отсутствуют сведения о жилом помещении № <...>, расположенном по адресу: ул. <адрес>.
Сведения о зарегистрированных правах на указанное помещение в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...», в состав общего имущества многоквартирного дома включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные...».
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путём его реконструкции.
Таким образом, самовольная реконструкция и использование для личных нужд части коридора общего пользования, относящегося к общему имуществу и предназначенного для обслуживания всех собственников помещений данного многоквартирного дома, влечёт за собой нарушение прав и законных интересов других собственников многоквартирного дома по <адрес>.
Помещение № <...>, находящееся в пользовании С, представляет собой коридор общего пользования, что усматривается из представленного технического паспорта, истец провела перепланировку и переустройство коридора общего пользования, разделив его перегородками, и устроив жилую комнату, кухню, санузел и коридор, при этом до проведения работ по перепланировке и переустройству места общего пользования – коридора разрешение органов местного самоуправления С получено не было.
В результате произведённых работ площадь помещения № <...> составила <.......> из которой жилая <.......> кв.м., часть коридора общего пользования после перепланировки с переустройством организованы в кухню – <.......> кв.м, санузел – <.......> кв.м., коридор – <.......> кв.м., в связи с чем проведённые переустройство и перепланировка помещения, предусматривающие изменение их габаритов за счёт присоединения мест общего пользования – коридора, являются реконструкцией.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты), количества этажей, площади, показателей производственной мощности.
Обязательность получения разрешения на реконструкцию объектов капитального строительства предусмотрена частью 1 статьи 51 ГрК РФ, тогда как согласия основного собственника – муниципального образования в лице уполномоченного органа, в материалы дела представленоС не было.
С учётом требований приведённых выше норм права и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что исковые требования С о сохранении помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, равно как и требования о включении в состав муниципальной имущественной казны Волгограда помещения, общей площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также обязании ответчиков совершить действия по внесению в реестр муниципального имущества Волгограда удовлетворению и иные производные требования удовлетворению не подлежат, с чем судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что истцом не производилась фактически реконструкция помещения, а были произведены перепланировка и переоборудование помещения, позволяющие их узаконить судебным постановлением без соблюдения соответствующей процедуры, отклоняются судебной коллегией, поскольку материалами дела опровергаются.
Иных доводов, имеющих правовое значение для существа спора, апелляционная жалоба не содержит.
С учётом вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: