Дело № 33а-13198/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2021 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Федина К.А.,
судей Захаровой О.А., Рудакова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анохиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1495/2021 по административному исковому заявлению Мартюшевой Наталии Дмитриевны к Администрации Новоуральского городского округа о признании незаконным постановления
по апелляционной жалобе административного истца Мартюшевой Наталии Дмитриевны
на решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 27 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Захаровой О.А., судебная коллегия
установила:
Мартюшева Н.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Новоуральского городского округа о признании незаконным постановления № 1850-а от 11 сентября 2020 года об утверждении схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале <№>.
В обоснование заявленных требований указала, что согласно генеральному плану города Новоуральска в кадастровом квартале <№> в районе улицы Ясная напротив земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№> располагается зона Ж-1, предназначенная для застройки жилыми домами усадебного типа. В настоящее время данная территория занята древесно-кустарниковой растительностью, что позволяет гражданам обращаться в Администрацию города Новоуральска с заявлениями о предоставлении земельных участков в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
11 сентября 2020 года Администрацией Новоуральского городского округа вынесено постановление № 1850-а об утверждении схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале <№>, которое, по мнению административного истца, носит незаконным характер, поскольку решением о комплексном освоении территории изменяется правовой статус данной территории, исключая граждан из круга субъектом, имеющих право претендовать на предоставление этих земельных участков для индивидуального жилищного строительства в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, административный истец также ссылается на нарушение процедуры принятия оспариваемого постановления в связи с отсутствием сведений о его опубликовании. Также указывает, что характер территории, занятой исключительно древесно-кустарниковой растительностью, не позволяет принять решение относительно ее комплексного освоения.
Решением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 27 мая 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Мартюшевой Н.Д.
Не согласившись с решением суда, административный истец Мартюшева Н.Д. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, указывает на допущенные судом процессуальные нарушения и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Также ссылается на нарушение своих прав оспариваемым постановлением, поскольку письмом Администрации Новоуральского городского округа № 5426/125-01-38 от 03 июня 2021 года ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на данной территории по причине наличия ранее утвержденной схемы расположения земельного участка.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Мартюшева Н.Д., представитель административного ответчика Администрация Новоуральского городского округа, представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа не явились. О времени и места заседания суда по апелляционной жалобе извещены путем направления извещения по электронной почте, телефонограммой 11 августа 2021 года, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. От представителя административного истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью. Учитывая отсутствие доказательств невозможности участия в судебном заседании по причине болезни, а также принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является постановление Администрации Новоуральского городского округа № 1850-а от 11 сентября 2020 года об утверждении схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале <№>.
Из данного постановления следует, что оно принято по итогам рассмотрения заявления Комитета по управлению муниципальным имуществом, схемы расположения земельных участков на кадастром плане территории на основании статей 11.3, 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, Приказа Минэконоразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастром плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, Правил землепользования и застройки Новоуральского городского округа, утвержденными решением Думы Новоуральского городского округа от 25 февраля 2015 года № 20, Положением о порядке присвоения, изменения, аннулирования адресов объектов адресации на территории Новоуральского городского округа, утвержденных Постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 07 декабря 2015 года № 2569-а, Устава Новоуральского городского округа.
Данным постановлением утверждена схема расположения земельных участков, категория земель – земли населенных пунктов, образуемых из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале <№>: ЗУ1 проектной площадью 13907 кв.м.; ЗУ2 проектной площадью 20458 кв. м. Земельные участки расположены в территориальной зоне застройки жилыми домами усадебного типа Ж-1, разрешенное использование - комплексное освоение территории в целях жилищного строительства. Земельным участкам, указанным в пункте 1 постановления, установлено местоположение: Российская Федерация, Свердловская область, Новоуральский городской округ, город Новоуральск, МКР-21. Комитету по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа предоставляется право обращаться без доверенности с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета данных земельных участков, обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков. Также в постановлении указано, что оно действует в течение двух лет с даты его принятия.
Оставляя без удовлетворения требования административного истца о признании незаконным данного постановления, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с отсутствием доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым постановлением. Также суд первой инстанции указал, что данное постановление, по своей сути, не является решением о комплексном освоении территории, а лишь дает возможность осуществить кадастровые работы по образованию земельных участков и внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости с целью дальнейшего принятия решения о развитии территории, в границах которой расположены образуемые земельные участки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При разрешении данного спора судом первой инстанции верно были применены положения пунктов 3, 5 статьи 39.11, статей 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также порядок обращения органа местного самоуправления с заявлениями об утверждении схемы земельного участка.
В соответствии пунктом 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Устава Новоуральского городского округа Свердловской области, принятым Решениями городской Думы города Новоуральска от 21 июня 2005 года № 61, от 29 июня 2005 года № 62, от 27 сентября 2005 года № 87, от 16 ноября 2005 года № 112 структуру органов местного самоуправления городского округа составляют Дума Новоуральского городского округа, Глава Новоуральского городского округа, администрация Новоуральского городского округа, Контрольно-счетная комиссия Новоуральского городского округа.
В соответствии Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа, утвержденным решением Думы Новоуральского городского округа от 30 марта 2016 года № 32 (далее по тексту – Положение), Комитет по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа является функциональным органом Администрации Новоуральского городского округа, наделен правами юридического лица.
Полномочия собственника имущества по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе земельными ресурсами, приобретению и осуществлению имущественных прав и обязанностей от имени Новоуральского городского округа осуществляет Администрация Новоуральского городского округа в лице КУМИ.
В соответствии с пунктом 11 Положения основными задачами создания и деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом являются, в том числе реализация полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях выполнения возложенных на него задач Комитет по управлению муниципальным имуществом осуществляет полномочия общего характера, в том числе от имени Новоуральского городского округа осуществляет полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пункт12 Положения).
В сфере управления и распоряжения земельными ресурсами Комитет по управлению муниципальным имуществом осуществляет полномочия по организации и проведению аукционов по продаже земельных участков, а также аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена (подпункт 3 пункта 14 Положения).
Согласно пункту 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления вправе быть инициатором образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона.
При этом подготовка к аукциону осуществляется определенным Земельным кодексом Российской Федерации порядком, что предполагает в первую очередь подготовку и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории (подпункт 1 пункта 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка является основанием для осуществления кадастрового учета образуемого объекта.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
Материалами дела подтверждается, что Комитет по управлению муниципальным имуществом, являющийся юридическим лицом и наделенный полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе, земельными ресурсами, обратился в Администрацию Новоуральского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Муниципальная услуга по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предоставляется Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации Новоуральского городского округа в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 05 марта 2020 года № 425-а.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Новоуральского городского округа №м 176 от 16 декабря 2009 года, утвержденными решением Думы Новоуральского городского округа, образуемые земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-1, в которой градостроительным регламентом предусмотрен основной вид разрешенного использования – комплексное освоение территории в целях жилищного строительства.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемое постановление подготовлено с целью утверждения схемы расположения земельных участков. Принятое постановление подготовлено на основании статей 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации с целью проведения кадастровых работ по образованию земельных участков и внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости с целью дальнейшего обеспечения данной территории объектами транспортной и коммунальной инфраструктуры.
Также судебная коллегия отмечает, что, по сути, доводы административного истца сводятся к несогласию с видом разрешенного использования земельных участков (комплексное освоение территории в целях жилищного строительства), однако оспариваемое постановление, вопреки ошибочному мнению представителя административного истца, не определяет вид разрешенного использования.
Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемое постановление носит незаконным характер, поскольку решением о комплексном освоении территории изменяется правовой статус данной территории, исключая граждан из круга субъектом, имеющих право претендовать на предоставление этих земельных участков для индивидуального жилищного строительства в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вместе с тем, административный истец не лишен возможности получить земельный участок в ином порядке (как через торги, так как и в случае, если в течение двух лет с момента вынесения оспариваемого постановления работы не будут произведены, он вправе претендовать на его предоставление в установленном законом порядке).
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановления прав административного истца не нарушает, поскольку на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции Мартюшева Н.Д. правообладателем ни смежных земельных участков, ни спорного не являлась. Сведений о наличии объектов недвижимости, расположенных на данных участках, правообладателем которых является административный истец, материалы дела не содержат, равно как не содержат сведений об обращении административного истца за предоставлением земельного участка на момент вынесения оспариваемого постановления. Настоящий административный иск поступил в суд 29 марта 2021 года, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Мартюшева Н.Д. обратилась только 11 мая 2021 года.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований представляется судебной коллегии правомерным; он основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; является мотивированным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения; не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права; они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Каких-либо требований, предписывающих органам местного самоуправления осуществлять опубликование решения об утверждении схемы расположения земельного участка в информационно-телекоммуникативной сети «Интернет» и печатных изданиях, действующее законодательство не предусматривает.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 27 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Мартюшевой Наталии Дмитриевны – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение и решение суда могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Федин К.А.
Судьи Захарова О.А.
Рудаков М.С.