Решение по делу № 2-680/2023 (2-7618/2022;) от 23.11.2022

66RS0003-01-2022-007108-51 <***>

Дело № 2-680/2023

Мотивированное решение изготовлено 27.03.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 20.03.2023

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Фридрих Д. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НПС "СОЛИДАРНОСТЬ" в интересах Дягилева Дмитрия Александровича, Логиновских Виктора Николаевича, Попова Владимира Михайловича, Костя Владимира Григорьевича к ЕМУП "Водоканал" о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

НПС "СОЛИДАРНОСТЬ", действуя в интересах Дягилева Д. А., Логиновских В. Н., Попова В. М., Костя В. Г., обратилось в суд к ЕМУП "Водоканал" с требованием о возложении обязанности.

В обосновании требований указывает, что Дягилев Д. А, Логиновских В. Н., Попов В. М., Кость В. Г. состоят в трудовых отношениях с МУП «Водоканал», работают в цехе гидротехнических сооружений по профессиям начальник участка, начальник смены, слесари-ремонтники 3 разряда соответственно.

В состав цеха гидротехнических сооружений, согласно постоянного технологического регламента, входят следующие гидротехнические объекты: Ново-Мариинский гидроузел, Верхне-Макаровский гидроузел; Волчихинский гидроузел; Насосная станция «Ревда»; рыбозашитные сооружения, Головной шлюз; старый самотечный канал; новый самотечный канал; аварийный водоспуск; шлюз-регулятор №3; насосная станция «СУГРЭС» и административные здания. Все объекты цеха гидротехнических сооружений предназначены для накопления (сбора) и подачи воды из водохранилищ в г. Екатеринбург и на Среднеуральскую ГРЭС.

Согласно пп. 1.5.1 Постановления администрации г.Екатеринбурга № 4077 от 30.12.2014 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «город Екатеринбург» до 2025 года» - Основным источником водоснабжения города Екатеринбурга является каскад Верхнемакаровского и Волчихинского водохранилищ бассейна реки Чусовой (Камский бассейн). Дополнительными источниками водоснабжения являются Ревдинское и Ново-Мариинское водохранилища на реке Ревде.

Дягилев Д. А. согласно должностной инструкции, осуществляет руководство персоналом Волчихинского гидроузла и насосной станции «Ревда», отвечает за исправность механической и электрической части этих объектов и за безопасность труда работников. Слесари-ремонтники 1 разряда Попов В. М. и Кость В. Г. выполняют ремонтные работы на насосной станции «Ревда» и по соглашению выполняют должностные обязанности операторов водозапорных сооружений 3 разряда на Волчихинском гидроузле. Начальник смены Логиновских В. Н. отвечает за эффективную и безопасную работу других гидротехнических сооружений, непосредственно связанных с Волчихинским водохранилищем и за безопасность труда работников.

Насосная станция «Ревда» расположена на краю города, в лесном массиве, на берегу Ревдинского водохранилища, местонахождение: ***. Предназначена для подачи воды из Ревдинского водохранилища в Волчихинское водохранилище для пополнения запасов воды, до 50 млн. куб. метро в/ год.

Ново-Маринское водохранилище, Ревдинское водохранилище, насосная станция «Ревда», Волчихинское водохранилище, Верхне-Макаровское водохранилище, канал исходящей воды, насосная станция «СУГРЭС» представляют собой единый технологический комплекс (каскад водохранилищ и насосных станций) для подачи воды в областной центр и на Средеуральскую ГРЭС. Данные всасывающие водоводы насосной станции «Ревда» находятся на глубине 7 метров на акватории Ревдинского водохранилища, являются санитарной зоной.

Территория насосной станции «Ревда» со стороны Ревдинского водохранилища не ограждена, протяженность не огражденной береговой линии 106 метров, не обеспечена государственной охраной.

Принимая во внимание, что гидротехническое сооружение относится к объектам повышенной опасности, авария на котором может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу работников (граждан), невыполнение эксплуатирующей организацией, возложенных на них законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения делает указанный объект особо уязвимым в террористическом отношении, выполнение требований законодательства по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения призвано обеспечить защиту граждан от актов терроризма.

Ответчик бездействует - не устанавливает стационарное ограждение территории насосной станции «Ревда» со стороны акватории Ревдинского водохранилища, бездействует в организации государственной охраны гидротехнического сооружения насосной станции «Ревда», поясняя, что хватит и тревожной кнопки по вызову вневедомственной охраны.

С 01.02.2022 на всех гидротехнических сооружениях цехов пропускной и внутриобъектовый режим осуществляет ФГУП «Охрана» Росгвардии по Свердловской области, за исключением насосной станции «Ревда» и гидротехнических сооружений Верхне-Макаровского узла.

Кроме того, гидротехнические сооружения, где выполняют должностные обязанности истцы, получают электрическое питание по воздушным линиям электропередач.

Волчнхинский гидроузел получает электропитание 10 КВ от подстанции «Ноябрьская». Гидротехнические сооружения, расположенные на площадке центральной гидротехнического сооружения - *** насосная станция первого подъема «СУ ГРЭС», Шлюз-регулятор №3, административные здания, получают основное электропитание 10 КВ воздушными линиями от подстанции «Решеты», резервное электропитание 10 КВ по воздушным линиям от подстанции Западной фильтровальной станции.

Все линии воздушных электропередач проходят по лесу. Все воздушным линии заросли деревьями и кустарниками, что создаст опасность для здоровья и жизни обслуживающего персонала, нарушает права и обязанности ответственных за безопасность персонала руководителей, так как поиск оборванных падающими деревьями проводов 10 КВ, в чаще леса, грозит поражением работников ударом тока - напряжение прикосновения, напряжение шаговое, напряжение наведенное, угрозой других травм.

Ответчик не обращается (бездействует) с заявлением в Ростехнадзор с приложением необходимых документов для согласования границ охранных зон воздушных линий электропередач и далее в Росреестр за регистрацией земельных участков под охранными зонами воздушных линий электропередач, поясняя, что нужно будет платить земельный налог. Иными словами ответчик отказывается очищать охранные зоны воздушных линий электропередач от деревьев и кустарников на требуемую ширину - 10 метров от крайнего провода в обе стороны.

НПС «СОЛИДАРНОСТЬ» направлялись письменные уточнения обстоятельств спора, согласно которым в данном случае НПС "СОЛИДАРНОСТЬ" отстаивает право истцов, членов профсоюза на государственные нормативные требования охраны труда, в том числе и государственную охрану гидротехнических сооружений, где осуществляют трудовую деятельность, что является нарушением именно трудовых прав (12.12.2022 т. 1 л. д. 49-52), (30.01.2023 т. 2 л.д. 33-34), (01.03.2023 т. 2 л.д. 128-131).

Таким образом, ЕМУП «Водоканал» нарушил ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, именно обязанность работодателя обеспечить безопасность работ при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования воздушных линий электропередач. На основании изложенного истцы, с учетом уточнения исковых требований (т. 2 л.д. 33-34), просят:

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал» в части необеспечения гидротехнического сооружения насосная станция «Ревда», адрес: Российская Федерация, Свердловская область, г. Ревда, ул. Константина Краснова д. 145 государственной охраной;

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал», в части необеспечения гидротехнические сооружения Верхне-Макаровского гидроузла (павильон подъемных механизмов и земляная плотина, протяженностью 743,6 метров, адрес: *** государственной охраной;

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал» в части необеспечения гидротехнического сооружения насосная станция «Ревда», адрес: ***, стационарным ограждением длиной 106 метров со стороны береговой линии Ревдинского водохранилища;

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал» по согласованию границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства цеха гидротехнических сооружений: воздушная линия основного электропитания 10 КВ от подстанции «Решеты» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия резервного электропитания 10 КВ от подстанции «ЗФС» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия электропередачи 10 КЕЗ от подстанции «Ноябрьская» до Волчихинского гидротехнического сооружения, адрес (местоположение): Свердловская область, юродской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища;

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал» в части необеспечения очистки от кустарников и деревьев охранной зоны воздушных линий электроснабжения цеха гидротехнических сооружений: воздушная линия основного электропитания 10 КВ от подстанции «Решеты» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия резервного электропитания 10 КВ от подстанции «ЗФС» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия электропередачи 10 КВ от подстанции «Ноябрьская» до Волчихинского гидротехнического сооружения, адрес (местоположение): Свердловская область, городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить гидротехническое сооружение цеха гидротехнических сооружений, насосная станция «Рейда», адрес: ***, государственной охраной;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить гидротехнические сооружения Верхне-Макаровского гидроузла (павильон подъемных механизмов земляная плотина, протяженностью 743,6 метров, адрес: *** государственной охраной;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить гидротехническое сооружение цеха гидротехнических сооружений насосную станцию «Ревда», адрес: *** стационарным ограждением длиной 106 метров со стороны береговой линии Ревдинского водохранилища;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу согласовать границы охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства цеха гидротехнических сооружений: воздушная линия основного электропитания 10 КВ от подстанции «Решеты» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия резервного электропитания 10 КВ от подстанции «ЗФС» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия электропередачи 10 КВ от подстанции «Ноябрьская» до Волчихинского гидротехнического сооружения, адрес (местоположение): Свердловская область, городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить очистку от деревьев и кустарников охранных зон воздушных линий электропередач цеха гидротехнических сооружений: воздушная линия основного электропитания 10 КВ от подстанции «Решеты» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия резервного электропитания 10 КВ от подстанции «ЗФС» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия электропередачи 10 КВ от подстанции «Ноябрьская» до Волчихинского гидротехнического сооружения, адрес (местоположение): Свердловская область, городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища.

В судебное заседание истцы Попов В. М., Кость В. Г., Дягилев Д.А. не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, направили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие о причинах не явки суду не сообщили.

В судебном заседании истец Логиновских В.,Н., действуя в своих интересах, а также в интересах НПС «СОЛИДАРНОСТЬ» исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и обстоятельствам, изложенным в иске.

Представители ответчика ЕМУП «Водоканал» Витенко Е. А., Старцева И. Ю., Воронков В. В. возразили против доводов иска, поддержали доводы, изложенные в отзыве (т. 1 л.д. 100-102), дополнительно приобщили дополнение к отзыву. Согласно доводам, изложенным в отзыве № 04-19-1164/22/1 от 20.12.2022, просят в иске отказать, поскольку истцами не указываются конкретные права и законные, которые нарушаются в сфере трудовых отношений. Кроме того, требования по соблюдения безопасных условий труда ответчиком обеспечиваются.

В судебном заседании 31.01.2023 (т. 2 л.д. 85-87) представитель ответчика Старцева И. Ю. пояснила, что сотрудники проходят медицинский осмотр, психологические освидетельствования. Работники проходят обучение по охране труда, проводится проверка знаний, составляется протокол о том, что работник прошел обучение. Также работники пользуются всеми средствами защиты. Средства защиты периодически меняются. На всех рабочих местах проведена специальная оценка условий труда. Приглашаются на безвозмездной основе экспертные организации с целью определения условий труда. Для каждого рабочего места работодатель обязал провести оценку рисков. Знакомит работников под подпись. Есть инструкции, с которыми знакомятся работники. Проводятся периодические проверки на состояние рабочих мест и условий труда. Проводится контроль исполнение этих предписаний.

В судебном заседании 31.01.2023 (т. 2 л.д. 85-87) представитель ответчика Дмитриев С. В. указал, что является начальником цеха, пояснил, что работники насосной станции обязаны находиться внутри помещения станции. На улицу выходят только в туалет, и открыть ворота. Насосная станция оборудована камерами. Прежде чем выйти сотрудники смотрят на камеру, если проход безопасный выходят.

В судебном заседании 31.01.2023 (т. 2 л.д. 85-87) представитель ответчика Бартель С. А., являющийся ведущим инженером, указал, что вопросы террористической защищенности предусмотрены постановлением. Согласно Постановлению министерство ЖКХ предоставляет список объектов, по которым подготовили акты и иные документы. Объекты, рассматриваемые по данному спору, не входят в этот перечень. Никаких требований этого постановления по охране нет.

Дополнением к отзыву, приобщенного в ходе судебного заседания, представители ответчика указывают, на несостоятельность доводов истцов о том, что насосная станция «Ревда» не обеспечена государственной охраной. Данный довод опровергается копией договора № 183/1 от 01.01.2013 о реагировании нарядов полиции в случае срабатывания тревожной сигнализации (т. 1 л.д. 214-215).

Верхне-Макаровская плотина объект охраняется в соответствии с требованиями законодательства, подтверждается договором № 67.21.S.00087 от 01.04.2011 (т. 2 л.д. 78-80). Кроме того, истцами не пояснено, в чем заключается нарушение их трудовых прав на безопасные условия труда, какими действиями работодателя нарушены их право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Представитель третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, о причинах не явки суду не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, представителей ответчика, оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 39, ч. 1).

Исходя Конституции Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (абзац пятый ст. 2 ТК РФ).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абзацы первый, второй, четвертый ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда (ч. 1 и 2 ст. 220 ТК РФ).

Так, судом установлено, что Дягилев Д. А, Логиновских В. Н., Попов В. М., Кость В. Г. состоят в трудовых отношениях с МУП «Водоканал», работают в цехе гидротехнических сооружений по профессиям начальник участка, начальник смены, слесари-ремонтники 3 разряда соответственно (1 л.д. 103-191).

Полагая свои права нарушенными, истцы, ссылаясь на обстоятельства несоблюдения работодателем трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий труда, обратились в суд, указывая, что объекты, где осуществляется их трудовая деятельность, должны обеспечиваться государственной охраной, стационарным ограждением. Также в целях обеспечения безопасных условий труда необходимо согласовать границу охранных зон, обеспечить очистку от деревьев и кустарников зоны воздушных линий гидротехнических сооружений.

Оценивая данные требования применительно к трудовому законодательству, суд приходит к следующему.

Спор из трудовых правоотношений - это спор из таких отношений, которые основаны на соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".)

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.

Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно частям 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Таким образом, специальная оценка условий труда устанавливает наличие вредных факторов на рабочих местах.

Согласно представленным в материалы дела документам, судом установлено, что при оценке условий труда начальника участка класс условий труда установлен – 2 (т. 1 л.д. 88-90), начальника смены – 2 (т. 1 л.д. 91-93), слесарей – ремонтников – 3.1 по фактору «шум» (т. 1 л.д. 94-99).

Помимо проведения специальной оценки условий труда работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для оценки уровней профессиональных рисков.

П. 3 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что безопасными являются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Вредным является фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника. Опасный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.

Из содержания ч. 1 ст. 13 ФЗ "О специальной оценке условий труда" следует, что к вредным и (или) опасным факторам производственной среды относятся:

- физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);

- химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;

- биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

Под опасностью согласно ч. 6 указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации понимается потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности. Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда от 31.01.2022 N 36. Например, объектами возникновения опасностей являются промышленные цеха, котельные; химическое, сварочное, медицинское оборудование; железнодорожный, воздушный транспорт.

В отдельное направление выделено предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, что связано с заботой государства о безопасности условия труда, гарантированной ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Примерный ведомственный план мероприятий по снижению производственного травматизма утвержден Приказом Минтруда от 29.10.2021 N 76н (т. 2 л.д. 89-119).

Исходя из представленных суду карт оценки профессиональных рисков по должностям, занимаемым истцами (т. 2 л.д. 65-77), результаты мер по снижению профессионального риска отражены в строке 050, при этом, в строке 030 отражены непосредственно сведения об источниках опасности применительно к рабочим местам.

Согласно доводам истцов, заявленные требования о признании незаконным бездействий и возложении обязанности связано с воздействием внешней среды, отсутствие охраны объекта, отсутствие ограждения, наличие кустарников по периметру ЛЭП.

Указанные риски предметом оценки на СОУТ, ни ОПР не являлись, в связи с чем, оснований полагать, что заявленные факторы связаны с индивидуально-трудовыми спорами в рамках трудовых отношений, защита которых осуществляется исходя из понятия ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации, - не имеется.

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены и подлежат восстановлению в случае удовлетворения его искового заявления.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования истцов подлежат отклонению в полном объеме, поскольку судом не установлено нарушений со стороны работодателя трудовых прав работников.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования НПС "СОЛИДАРНОСТЬ" в интересах Дягилева Дмитрия Александровича, Логиновских Виктора Николаевича, Попова Владимира Михайловича, Костя Владимира Григорьевича к ЕМУП "Водоканал" о возложении обязанности, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья <***> Е. В. Самойлова

66RS0003-01-2022-007108-51 <***>

Дело № 2-680/2023

Мотивированное решение изготовлено 27.03.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 20.03.2023

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Фридрих Д. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НПС "СОЛИДАРНОСТЬ" в интересах Дягилева Дмитрия Александровича, Логиновских Виктора Николаевича, Попова Владимира Михайловича, Костя Владимира Григорьевича к ЕМУП "Водоканал" о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

НПС "СОЛИДАРНОСТЬ", действуя в интересах Дягилева Д. А., Логиновских В. Н., Попова В. М., Костя В. Г., обратилось в суд к ЕМУП "Водоканал" с требованием о возложении обязанности.

В обосновании требований указывает, что Дягилев Д. А, Логиновских В. Н., Попов В. М., Кость В. Г. состоят в трудовых отношениях с МУП «Водоканал», работают в цехе гидротехнических сооружений по профессиям начальник участка, начальник смены, слесари-ремонтники 3 разряда соответственно.

В состав цеха гидротехнических сооружений, согласно постоянного технологического регламента, входят следующие гидротехнические объекты: Ново-Мариинский гидроузел, Верхне-Макаровский гидроузел; Волчихинский гидроузел; Насосная станция «Ревда»; рыбозашитные сооружения, Головной шлюз; старый самотечный канал; новый самотечный канал; аварийный водоспуск; шлюз-регулятор №3; насосная станция «СУГРЭС» и административные здания. Все объекты цеха гидротехнических сооружений предназначены для накопления (сбора) и подачи воды из водохранилищ в г. Екатеринбург и на Среднеуральскую ГРЭС.

Согласно пп. 1.5.1 Постановления администрации г.Екатеринбурга № 4077 от 30.12.2014 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «город Екатеринбург» до 2025 года» - Основным источником водоснабжения города Екатеринбурга является каскад Верхнемакаровского и Волчихинского водохранилищ бассейна реки Чусовой (Камский бассейн). Дополнительными источниками водоснабжения являются Ревдинское и Ново-Мариинское водохранилища на реке Ревде.

Дягилев Д. А. согласно должностной инструкции, осуществляет руководство персоналом Волчихинского гидроузла и насосной станции «Ревда», отвечает за исправность механической и электрической части этих объектов и за безопасность труда работников. Слесари-ремонтники 1 разряда Попов В. М. и Кость В. Г. выполняют ремонтные работы на насосной станции «Ревда» и по соглашению выполняют должностные обязанности операторов водозапорных сооружений 3 разряда на Волчихинском гидроузле. Начальник смены Логиновских В. Н. отвечает за эффективную и безопасную работу других гидротехнических сооружений, непосредственно связанных с Волчихинским водохранилищем и за безопасность труда работников.

Насосная станция «Ревда» расположена на краю города, в лесном массиве, на берегу Ревдинского водохранилища, местонахождение: ***. Предназначена для подачи воды из Ревдинского водохранилища в Волчихинское водохранилище для пополнения запасов воды, до 50 млн. куб. метро в/ год.

Ново-Маринское водохранилище, Ревдинское водохранилище, насосная станция «Ревда», Волчихинское водохранилище, Верхне-Макаровское водохранилище, канал исходящей воды, насосная станция «СУГРЭС» представляют собой единый технологический комплекс (каскад водохранилищ и насосных станций) для подачи воды в областной центр и на Средеуральскую ГРЭС. Данные всасывающие водоводы насосной станции «Ревда» находятся на глубине 7 метров на акватории Ревдинского водохранилища, являются санитарной зоной.

Территория насосной станции «Ревда» со стороны Ревдинского водохранилища не ограждена, протяженность не огражденной береговой линии 106 метров, не обеспечена государственной охраной.

Принимая во внимание, что гидротехническое сооружение относится к объектам повышенной опасности, авария на котором может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу работников (граждан), невыполнение эксплуатирующей организацией, возложенных на них законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения делает указанный объект особо уязвимым в террористическом отношении, выполнение требований законодательства по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения призвано обеспечить защиту граждан от актов терроризма.

Ответчик бездействует - не устанавливает стационарное ограждение территории насосной станции «Ревда» со стороны акватории Ревдинского водохранилища, бездействует в организации государственной охраны гидротехнического сооружения насосной станции «Ревда», поясняя, что хватит и тревожной кнопки по вызову вневедомственной охраны.

С 01.02.2022 на всех гидротехнических сооружениях цехов пропускной и внутриобъектовый режим осуществляет ФГУП «Охрана» Росгвардии по Свердловской области, за исключением насосной станции «Ревда» и гидротехнических сооружений Верхне-Макаровского узла.

Кроме того, гидротехнические сооружения, где выполняют должностные обязанности истцы, получают электрическое питание по воздушным линиям электропередач.

Волчнхинский гидроузел получает электропитание 10 КВ от подстанции «Ноябрьская». Гидротехнические сооружения, расположенные на площадке центральной гидротехнического сооружения - *** насосная станция первого подъема «СУ ГРЭС», Шлюз-регулятор №3, административные здания, получают основное электропитание 10 КВ воздушными линиями от подстанции «Решеты», резервное электропитание 10 КВ по воздушным линиям от подстанции Западной фильтровальной станции.

Все линии воздушных электропередач проходят по лесу. Все воздушным линии заросли деревьями и кустарниками, что создаст опасность для здоровья и жизни обслуживающего персонала, нарушает права и обязанности ответственных за безопасность персонала руководителей, так как поиск оборванных падающими деревьями проводов 10 КВ, в чаще леса, грозит поражением работников ударом тока - напряжение прикосновения, напряжение шаговое, напряжение наведенное, угрозой других травм.

Ответчик не обращается (бездействует) с заявлением в Ростехнадзор с приложением необходимых документов для согласования границ охранных зон воздушных линий электропередач и далее в Росреестр за регистрацией земельных участков под охранными зонами воздушных линий электропередач, поясняя, что нужно будет платить земельный налог. Иными словами ответчик отказывается очищать охранные зоны воздушных линий электропередач от деревьев и кустарников на требуемую ширину - 10 метров от крайнего провода в обе стороны.

НПС «СОЛИДАРНОСТЬ» направлялись письменные уточнения обстоятельств спора, согласно которым в данном случае НПС "СОЛИДАРНОСТЬ" отстаивает право истцов, членов профсоюза на государственные нормативные требования охраны труда, в том числе и государственную охрану гидротехнических сооружений, где осуществляют трудовую деятельность, что является нарушением именно трудовых прав (12.12.2022 т. 1 л. д. 49-52), (30.01.2023 т. 2 л.д. 33-34), (01.03.2023 т. 2 л.д. 128-131).

Таким образом, ЕМУП «Водоканал» нарушил ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, именно обязанность работодателя обеспечить безопасность работ при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования воздушных линий электропередач. На основании изложенного истцы, с учетом уточнения исковых требований (т. 2 л.д. 33-34), просят:

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал» в части необеспечения гидротехнического сооружения насосная станция «Ревда», адрес: Российская Федерация, Свердловская область, г. Ревда, ул. Константина Краснова д. 145 государственной охраной;

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал», в части необеспечения гидротехнические сооружения Верхне-Макаровского гидроузла (павильон подъемных механизмов и земляная плотина, протяженностью 743,6 метров, адрес: *** государственной охраной;

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал» в части необеспечения гидротехнического сооружения насосная станция «Ревда», адрес: ***, стационарным ограждением длиной 106 метров со стороны береговой линии Ревдинского водохранилища;

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал» по согласованию границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства цеха гидротехнических сооружений: воздушная линия основного электропитания 10 КВ от подстанции «Решеты» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия резервного электропитания 10 КВ от подстанции «ЗФС» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия электропередачи 10 КЕЗ от подстанции «Ноябрьская» до Волчихинского гидротехнического сооружения, адрес (местоположение): Свердловская область, юродской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища;

признать незаконным бездействие МУП «Водоканал» в части необеспечения очистки от кустарников и деревьев охранной зоны воздушных линий электроснабжения цеха гидротехнических сооружений: воздушная линия основного электропитания 10 КВ от подстанции «Решеты» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия резервного электропитания 10 КВ от подстанции «ЗФС» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия электропередачи 10 КВ от подстанции «Ноябрьская» до Волчихинского гидротехнического сооружения, адрес (местоположение): Свердловская область, городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить гидротехническое сооружение цеха гидротехнических сооружений, насосная станция «Рейда», адрес: ***, государственной охраной;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить гидротехнические сооружения Верхне-Макаровского гидроузла (павильон подъемных механизмов земляная плотина, протяженностью 743,6 метров, адрес: *** государственной охраной;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить гидротехническое сооружение цеха гидротехнических сооружений насосную станцию «Ревда», адрес: *** стационарным ограждением длиной 106 метров со стороны береговой линии Ревдинского водохранилища;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу согласовать границы охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства цеха гидротехнических сооружений: воздушная линия основного электропитания 10 КВ от подстанции «Решеты» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия резервного электропитания 10 КВ от подстанции «ЗФС» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия электропередачи 10 КВ от подстанции «Ноябрьская» до Волчихинского гидротехнического сооружения, адрес (местоположение): Свердловская область, городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища;

возложить обязанность на МУП «Водоканал» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить очистку от деревьев и кустарников охранных зон воздушных линий электропередач цеха гидротехнических сооружений: воздушная линия основного электропитания 10 КВ от подстанции «Решеты» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия резервного электропитания 10 КВ от подстанции «ЗФС» - насосная станция первого подъема «СУГРЭС» городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища; воздушная линия электропередачи 10 КВ от подстанции «Ноябрьская» до Волчихинского гидротехнического сооружения, адрес (местоположение): Свердловская область, городской округ Первоуральск, в районе Волчихинского водохранилища.

В судебное заседание истцы Попов В. М., Кость В. Г., Дягилев Д.А. не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, направили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие о причинах не явки суду не сообщили.

В судебном заседании истец Логиновских В.,Н., действуя в своих интересах, а также в интересах НПС «СОЛИДАРНОСТЬ» исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и обстоятельствам, изложенным в иске.

Представители ответчика ЕМУП «Водоканал» Витенко Е. А., Старцева И. Ю., Воронков В. В. возразили против доводов иска, поддержали доводы, изложенные в отзыве (т. 1 л.д. 100-102), дополнительно приобщили дополнение к отзыву. Согласно доводам, изложенным в отзыве № 04-19-1164/22/1 от 20.12.2022, просят в иске отказать, поскольку истцами не указываются конкретные права и законные, которые нарушаются в сфере трудовых отношений. Кроме того, требования по соблюдения безопасных условий труда ответчиком обеспечиваются.

В судебном заседании 31.01.2023 (т. 2 л.д. 85-87) представитель ответчика Старцева И. Ю. пояснила, что сотрудники проходят медицинский осмотр, психологические освидетельствования. Работники проходят обучение по охране труда, проводится проверка знаний, составляется протокол о том, что работник прошел обучение. Также работники пользуются всеми средствами защиты. Средства защиты периодически меняются. На всех рабочих местах проведена специальная оценка условий труда. Приглашаются на безвозмездной основе экспертные организации с целью определения условий труда. Для каждого рабочего места работодатель обязал провести оценку рисков. Знакомит работников под подпись. Есть инструкции, с которыми знакомятся работники. Проводятся периодические проверки на состояние рабочих мест и условий труда. Проводится контроль исполнение этих предписаний.

В судебном заседании 31.01.2023 (т. 2 л.д. 85-87) представитель ответчика Дмитриев С. В. указал, что является начальником цеха, пояснил, что работники насосной станции обязаны находиться внутри помещения станции. На улицу выходят только в туалет, и открыть ворота. Насосная станция оборудована камерами. Прежде чем выйти сотрудники смотрят на камеру, если проход безопасный выходят.

В судебном заседании 31.01.2023 (т. 2 л.д. 85-87) представитель ответчика Бартель С. А., являющийся ведущим инженером, указал, что вопросы террористической защищенности предусмотрены постановлением. Согласно Постановлению министерство ЖКХ предоставляет список объектов, по которым подготовили акты и иные документы. Объекты, рассматриваемые по данному спору, не входят в этот перечень. Никаких требований этого постановления по охране нет.

Дополнением к отзыву, приобщенного в ходе судебного заседания, представители ответчика указывают, на несостоятельность доводов истцов о том, что насосная станция «Ревда» не обеспечена государственной охраной. Данный довод опровергается копией договора № 183/1 от 01.01.2013 о реагировании нарядов полиции в случае срабатывания тревожной сигнализации (т. 1 л.д. 214-215).

Верхне-Макаровская плотина объект охраняется в соответствии с требованиями законодательства, подтверждается договором № 67.21.S.00087 от 01.04.2011 (т. 2 л.д. 78-80). Кроме того, истцами не пояснено, в чем заключается нарушение их трудовых прав на безопасные условия труда, какими действиями работодателя нарушены их право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Представитель третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, о причинах не явки суду не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, представителей ответчика, оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 39, ч. 1).

Исходя Конституции Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (абзац пятый ст. 2 ТК РФ).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абзацы первый, второй, четвертый ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда (ч. 1 и 2 ст. 220 ТК РФ).

Так, судом установлено, что Дягилев Д. А, Логиновских В. Н., Попов В. М., Кость В. Г. состоят в трудовых отношениях с МУП «Водоканал», работают в цехе гидротехнических сооружений по профессиям начальник участка, начальник смены, слесари-ремонтники 3 разряда соответственно (1 л.д. 103-191).

Полагая свои права нарушенными, истцы, ссылаясь на обстоятельства несоблюдения работодателем трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий труда, обратились в суд, указывая, что объекты, где осуществляется их трудовая деятельность, должны обеспечиваться государственной охраной, стационарным ограждением. Также в целях обеспечения безопасных условий труда необходимо согласовать границу охранных зон, обеспечить очистку от деревьев и кустарников зоны воздушных линий гидротехнических сооружений.

Оценивая данные требования применительно к трудовому законодательству, суд приходит к следующему.

Спор из трудовых правоотношений - это спор из таких отношений, которые основаны на соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".)

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.

Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно частям 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Таким образом, специальная оценка условий труда устанавливает наличие вредных факторов на рабочих местах.

Согласно представленным в материалы дела документам, судом установлено, что при оценке условий труда начальника участка класс условий труда установлен – 2 (т. 1 л.д. 88-90), начальника смены – 2 (т. 1 л.д. 91-93), слесарей – ремонтников – 3.1 по фактору «шум» (т. 1 л.д. 94-99).

Помимо проведения специальной оценки условий труда работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для оценки уровней профессиональных рисков.

П. 3 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что безопасными являются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Вредным является фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника. Опасный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.

Из содержания ч. 1 ст. 13 ФЗ "О специальной оценке условий труда" следует, что к вредным и (или) опасным факторам производственной среды относятся:

- физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);

- химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;

- биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

Под опасностью согласно ч. 6 указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации понимается потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности. Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда от 31.01.2022 N 36. Например, объектами возникновения опасностей являются промышленные цеха, котельные; химическое, сварочное, медицинское оборудование; железнодорожный, воздушный транспорт.

В отдельное направление выделено предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, что связано с заботой государства о безопасности условия труда, гарантированной ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Примерный ведомственный план мероприятий по снижению производственного травматизма утвержден Приказом Минтруда от 29.10.2021 N 76н (т. 2 л.д. 89-119).

Исходя из представленных суду карт оценки профессиональных рисков по должностям, занимаемым истцами (т. 2 л.д. 65-77), результаты мер по снижению профессионального риска отражены в строке 050, при этом, в строке 030 отражены непосредственно сведения об источниках опасности применительно к рабочим местам.

Согласно доводам истцов, заявленные требования о признании незаконным бездействий и возложении обязанности связано с воздействием внешней среды, отсутствие охраны объекта, отсутствие ограждения, наличие кустарников по периметру ЛЭП.

Указанные риски предметом оценки на СОУТ, ни ОПР не являлись, в связи с чем, оснований полагать, что заявленные факторы связаны с индивидуально-трудовыми спорами в рамках трудовых отношений, защита которых осуществляется исходя из понятия ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации, - не имеется.

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены и подлежат восстановлению в случае удовлетворения его искового заявления.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования истцов подлежат отклонению в полном объеме, поскольку судом не установлено нарушений со стороны работодателя трудовых прав работников.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования НПС "СОЛИДАРНОСТЬ" в интересах Дягилева Дмитрия Александровича, Логиновских Виктора Николаевича, Попова Владимира Михайловича, Костя Владимира Григорьевича к ЕМУП "Водоканал" о возложении обязанности, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья <***> Е. В. Самойлова

2-680/2023 (2-7618/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
НПС "Солидарность"
Логиновских Виктор Николаевич
Попов Владимир Михайлович
Кость Владимир Григорьевич
Дягилев Дмитрий Александрович
Ответчики
ЕМУП "Водоканал"
Другие
ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области"
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
23.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2022Передача материалов судье
29.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.12.2022Предварительное судебное заседание
26.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.05.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.05.2023Судебное заседание
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее