Дело № 33-2757/2019 судья в первой
Категория 132г инстанции Милошенко Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2019 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Володиной Л.В.,
судей Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре Выскребенцевой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 16 апреля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Красота М.М. (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, товарищество собственников недвижимости «Жилищно-строительное товарищество «Зевс») о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, признании права собственности отсутствующим, об истребовании земельного участка из незаконного владения в государственную собственность,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к Красота М.М., в котором просил признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок, выданный Красота М.М., признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, истребовать в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика указанный земельный участок.
В обоснование своих требований указал, что земельный участок относится к землям лесного фонда, перешёл в собственность ответчика, члена <данные изъяты>», с нарушением закона. Решение об изъятии участка из земель лесного фонда не принималось, земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 16 апреля 2019 года в иске Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано.
С таким решением суда Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не согласен и в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме по доводам, аналогичным содержанию искового заявления.
В своих возражениях Красота М.М. в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, Правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Красота М.М., её представитель Гарбар А.В., действующий по устному ходатайству, председатель <данные изъяты>» Тарасенко В.В. решение суда просили оставить без изменения.
Выслушав ответчика, его представителя, представителя третьего лица, проверив материалы дела, законность и обоснованность вынесенного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № № дано согласие <данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 25,7 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Решением Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № восстановлен срок действия решения Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №; утверждён <данные изъяты>» проект землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Этими же решениями гражданам – членам ОК ЖСКИЗ «Зевс» переданы в собственность земельные участки площадью по 0,1 га для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в соответствии с приложением № 1, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки. В числе прочих Красота М.М. как члену <данные изъяты> передан в собственность земельный участок, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>.
В подтверждении чего, ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии №, зарегистрированный в Книге записей государственных актов о праве собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №, определен вид целевого назначения – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
В Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учёт как актуальный, ранее учтённый, присвоен кадастровый №. 13 февраля 2017 года сведения о праве собственности Красота М.М. на спорный земельный участок внесены в ЕГРН.
По данным ЕГРН и информации Севприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №/СПН земельный участок относится к категории земель населённых пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, квартал №, выделы №, квартал № выделы №, квартал № выдел №, квартал №, квартал № выделы №, квартал № выдел №, квартал №, квартал №, квартал № выдела № квартал №, квартал №, квартал № выделы №, квартал № выдел № квартал № выделы №, квартал № выделы №, квартал № выделы №, квартал № выделы № <адрес>, площадью 14 708 265 +/-1 342 кв.м. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт 06 октября 2016 года на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 11 июля 2016 года № 2171-РДЗ с отнесением к категории «земли населённых пунктов» с видом разрешённого использования «отдых (рекреация)» (код 5.0); «использование лесов» (код 10.0). Сведений о регистрации права собственности на него за городом Севастополем не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, суд первой инстанции исходил из недоказанности незаконного приобретения ответчиком права собственности на спорный земельный участок, а также того, что он на момент его передачи в собственность не являлся земельным участком лесного фонда, следовательно, мог быть передан в собственность Красота М.М.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах законодательства и материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о том, что при предоставлении земельного участка ответчику в собственность нарушены положения законодательства Украины, регулирующего порядок использования земель лесного фонда, действовавшего на день принятия Решения Инкерманским городским Советом, которым незаконно изменено целевое назначение спорного земельного участка, являлись предметом судебного разбирательства и обоснованно были отклонены ввиду следующего.
Согласно статье 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, включающие, в том числе, земли лесного фонда.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).
В силу положений части 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Частью 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины установлено, что порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом.
В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.
Исходя из положений статьи 63 Лесного кодекса Украины, основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, осуществления комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет, составной частью охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд.
Учитывая изложенное, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.
В силу положений статьи 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом.
На основании изложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, Земельного кодекса Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 апреля 2008 года № 610-р с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключение участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Абзацем 3 указанного распоряжения Кабинета Министров Украины отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
Согласно статье 27 Лесного кодекса Украины Кабинет министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесных отношений, передает в собственность, предоставляет в постоянное пользование для не лесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью более 1 гектара, находящиеся в государственной собственности. То есть фактически Кабинет министров Украины выступает от лица собственника в отношении лесных участков площадью более 1 гектара.
На основании материалов предварительного согласования местоположения и целевого назначения земельного участка для индивидуальной жилой застройки ОК ЖСТИЗ «Зевс» судом установлено, что первоначально проект землеустройства по отводу земельного участка был разработан на отвод участков общей площадью 25,7 га. Однако при согласовании проекта отвода установлено, что земельный участок частично накладывается на земли Мекензиевского лесничества. В частности, в заключении Главного управления охраны окружающей природной среды в городе Севастополе от 31 марта 2008 года № 1575/11-06 и в заключении Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе от 03 апреля 2008 года указано, что в соответствии с градостроительной документацией земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки и зоне лесов и других лесопарковых территорий.
После чего была произведена корректировка проекта землеустройства, учтены все замечания, площадь испрашиваемого участка уменьшена до 15,2089 га.
Исправленный проект в соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 118 Земельного кодекса Украины, статей 50, 62 Закона Украины «О землеустройстве», пунктом 10 Порядка разработки проектов относительно отведения земельных участков, утверждённого постановлением Кабинета министров Украины от 26 мая 2004 года № 677, а также статьями 1-6, 24-26, 31-33 и статьёй 35 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» прошёл все необходимые согласования, получил положительное заключение государственной экспертизы землеустроительной документации.
В заключении государственной экспертизы землеустроительной документации от 18 июня 2009 года № 3239/09 указано, что наложение на земли Мекензиевского лесничества устранено, земельный участок, который в соответствии с Генеральным планом города предназначен для размещения парка (лесопарковой зоны), исключен из границ испрашиваемого участка. Это заключение согласно части 4 статьи 35 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» послужило основанием для принятия Инкерманским городским Советом ДД.ММ.ГГГГ решения № об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, и для предоставления спорного земельного участка ответчику.
Кроме того, суд первой инстанции учёл, что по сообщению Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 27 марта 2019 года спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утверждённым решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной.
При таких обстоятельствах, приведённые выше доводы жалобы о вхождении спорного земельного участка в земли леса на момент его предоставления в собственность ответчика, основанные на несогласии с постановленным решением и иной оценке представленных доказательств, отклоняются.
Право частной собственности охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 07 августа 2014 года № 202, к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданам земельного участка.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как верно отметил суд первой инстанции, право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло на основании акта местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка и впоследствии данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости Российской Федерации. Государственная регистрация права собственности ответчика на земельный участок свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала. Со стороны государственных органов Украины каких-либо действий, направленных на возвращение в собственность государства или города Севастополя спорного земельного участка, с 2009 года предпринято не было. Целесообразность возврата земельного участка в собственность г. Севастополя истцом не обоснована.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что сам по себе факт приобретения спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования (города Севастополя), принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа, при наличии зарегистрированного права собственности ответчика, подтвержденного документом, выданным государственным органом города Севастополя, не может являться достаточным основанием для удовлетворения исковых требований.
С такими выводами судебная коллегия также соглашается. Кроме того, обращает внимание, что самостоятельным основанием для отказа истцу в иске явилось пропуск Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя срок исковой давности, поскольку о нарушенном праве г.Севастополя Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя должен был узнать не позднее 29 июля 2014 года, а с иском в суд обратился 10 января 2019 года.
На заявленные требования истца распространяется общий срок исковой давности, установленный пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляющий три года.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начиналось со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления (пункт 6 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43).
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, подписанный в Москве 18 марта 2014 года.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года №7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество, и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.
Правительство города Севастополя - (Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя) не являются правопреемником государственных органов г. Севастополя Украины.
29 июля 2014 года Правительством Севастополя издано Постановление № 164 «О создании Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество». В соответствии с пунктом 4 названного постановления за Учреждением закреплено на праве оперативного управления территория лесного фонда общей площадью 34 332 га, в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года и со схемой, согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.
Таким образом, по состоянию на 29 июля 2014 года все лесные участки города Севастополя, кварталы, выделы были обозначены на Схеме территорий лесного фонда общей площадью 34 332 га, закрепляемых за государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество», являющейся Приложением № 2 к постановлению Правительства от 29 июля 2014 года № 164).
Кроме того, как следует из пункта 1.1.1 Лесохозяйственного регламента Севастопольского лесничества города федерального значения Севастополя, утверждённого приказом Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя № 30 от 10 февраля 2016 года, границы Севастопольского лесничества, количество участковых лесничеств, входящих в состав лесничества, определены приказом Рослесхоза от 03 июля 2014 года № 227.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» леса Севастопольского лесничества отнесены к Крымскому горному району зоны горного Северного Кавказа и горного Крыма.
Приказом Управления лесного и охотничьего хозяйства г.Севастополя от 24 декабря 2014 года № 16 леса города Севастополя распределены по целевому назначению.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что после определения границ Севастопольского лесничества, количества участковых лесничеств, входящих в состав лесничества (приказ Рослесхоза от 03 июля 2014 года № 227), и составления Схемы территорий лесного фонда (Приложение № 2 к Постановлению Правительства от 29 июля 2014 года № 164), то есть не позднее 29 июля 2014 года, субъект федерации – город Севастополь в лице уполномоченного органа должен был узнать о нарушении его прав на спорный земельный участок, после чего Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя должен был в установленные законом сроки, не позднее 29 июля 2017 года, обратиться в суд за защитой своего права, однако обратился в суд только 10 января 2019 года, то есть в нарушении сроков исковой давности, о применении которых стороной ответчика заявлено.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба не содержит доводов о незаконности приведённых выше выводов суда первой инстанции, а равно указаний на соблюдение срока исковой давности, то правовых оснований отмены или изменения постановленного решения суда не имеется.
В связи с чем, апелляционная жалоба Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Л.В. Володина
Судьи: А.В. Ваулина
Е.В. Герасименко