РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2022 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Сергеева Ю.С.
при секретаре Пилипенко А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Санниковой Ольги Владимировны к Администрации города Минусинска о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах Санниковой О.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Минусинска о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди Санниковой О.В., на территории муниципального образования города Минусинск по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что была проведена проверка по обращению Санниковой О.В. о нарушении жилищных прав. В ходе проведенной проверки было установлено, что материальный ситец вместе с супругом и тремя детьми проживали по адресу: <адрес> Постановлением администрации горда Минусинска от 15.02.2019 года № № многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу в силу ухудшения эксплуатационных характеристик в результате пожара, произошедшего 08.01.2019 года. Согласно справке о пожаре, в результате пожара огнем уничтожена кровля дома, потолочное перекрытие по всей площади, кв. 5 уничтожена огнем. В марте 2019 года Санникова О.В. и члены её семьи были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п.п 3, п.1 ст. 51 ЖК РФ и пользуются правом внеочередного предоставления жилого помещения (постановление № № от 15.03.2019 года). Истица обращалась в администрацию города Минусинска с заявлением о предоставлении жилья, жилье не предоставлено по причине отсутствия свободного и дефицитом бюджета. Прокурор полагает, что позиция ответчика как органа местного самоуправления противоречит действующему жилищному законодательству поскольку Санникова О.В. встала на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, в связи с чем подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования. По мнению прокурора, у администрации города Минусинска существует обязанность по предоставлению Санниковой О.В. и членам её семьи жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд требования удовлетворить.
Санникова О.В. поддержала позицию прокурора и просила суд требования к удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в суд представителя не направил, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях возражал против удовлетворения требований и просил отказать в удовлетворении иска полностью. В суд, стороной ответчика были предоставлены письменные возражения (л.д. 28).
Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Поскольку в исковом заявлении в качестве обоснования иска истец называет именно аварийность жилья, то суд рассматривает требования применительно к данному обоснованию.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.
Согласно п.1 ч.2 ст.16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Судом установлены фактические обстоятельства дела, а именно Санникова О.В. и члены её семьи проживали по адресу№ и были зарегистрированы по данному адресу. Квартира принадлежала Санникову А.И. на основании договора купли-продажи от 24.03.2014 года.
Согласно справки МЧС России (л.д. 20) 08.01.2019 года произошло возгорание по адресу: № огнем уничтожена кровля дома, потолочное перекрытие по всей площади. Уничтожена квартира №.
Заключением межведомственной комиссией г. Минусинска от 23 января 2019 года № № об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, так как дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению вследствие ухудшения его эксплуатационных характеристик в связи с пожаром, в результате которого уничтожены: кровля, чердачное перекрытие, часть стен здания (л.д. 16, 17).
Постановлением администрации города Минусинска от 15.02.2019 года № № жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 14 оборот).
Распоряжением УСЗН администрации города Минусинска от 20.02.2019 года Санникова О.В. в составе семьи 5 человек признаны малоимущими (л.д. 24).
Постановлением администрации города Минусинска от 15.03.2019 года № № Санникова О.В. принята на учет в качестве нуждающейся и включена в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений (л.д. 13 оборот). Количество членов семьи указано «5» - л.д. 14.
Так, реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.
Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются ст. 85, 86, 89 ЖК РФ, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.
Если лицо является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, то разрешение вопроса об улучшении его жилищных условий возможно только с одновременным разрешением вопроса о судьбе данного жилого помещения и земельного участка, на котором расположено жилое помещение, то есть при решении вопроса об изъятии жилого помещения и земельного участка.
Общий порядок изъятия жилого помещения предусмотрен ст. 32 ЖК РФ, согласно которой при изъятии жилого помещения производится возмещение за жилое помещение посредством выкупа жилого помещения по рыночной стоимости. Возможность представления собственнику иного жилого помещения взамен изымаемого допускается по соглашению (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данное соглашение возможно только при наличии согласия не только со стороны собственника, то и со стороны лица, для чьих нужд изымается земельный участок.
Исключением являются случаи, когда жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого дома в силу п. 3 ст. 2. ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Вместе с тем, жилой дом истца не включен в региональную программу. Также в отношении земельного участка, на котором расположен жилой дом, органом местного самоуправления не принималось решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Доказательств обратному суду не представлено.
Постановлением Правительства Красноярского каря от 29.03.2019 года № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» н 2019-2025 годы.
В указанной программе не имеется сведений о включении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> что установлено судом в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, суд, при установленных обстоятельствах приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором в интересах Санниковой О.В. требований.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Санниковой Ольги Владимировны к Администрации города Минусинска о возложении обязанности предоставить жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 30.12.2022 года