Решение по делу № 2-276/2021 от 05.11.2020

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2021 года ....

Иркутский районный суд .... в составе: председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Ду-Цзин-Хуа А.Г.,

с участием представителя истца ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФКГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения 3 отдела» (....), Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения, ФГАУ «Росжилкомплекс» об увеличении нормативов общей площади жилого помещения для получения субсидии

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Центральное Региональное Управление Жилищного обеспечения» 3 отдел (....), Департаменту жилищного обеспечения Министерсвтва оброны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФИО7, согласно которому просит:

признать право собственности ФИО2 на жилой дом, назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью 31,8 кв.м., инв. , лит. А, адрес: ...., д. ...., д. Полевая ...., условный , ...., отсутствующим ;

увеличить норматив общей площади жилого помещения, установленный в целях расчета предоставляемой военнослужащему-гражданину РФ, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (гражданину РФ, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) ФИО2 и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения на 31,8 кв.м.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части . На сегодняшний день уволен с военной службы с одновременным обеспечением жильем по установленным нормам.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о предоставлении военнослужащему-гражданину РФ, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (гражданину РФ, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) от **/**/**** (далее Решение) ФИО2 и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения.

Указанным решением норматив общей площади жилого помещения, установленный в целях расчета предоставляемой субсидии, был уменьшен на 31,8 кв.м, в связи с принадлежащим военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, и (или) членам его семьи на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ...., д. Максимовщина, ...., кадастровый .

Данное жилое помещение по договору купли-продажи от **/**/**** приобретено истцом ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности № .... от **/**/****.

Согласно договору купли-продажи от **/**/**** ФИО2 продал указанный дом ФИО9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **/**/****.

Вместе с тем из справки о пожаре от **/**/**** , заключения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от **/**/**** усматривается, что дом, расположенный по данному адресу в результате пожара, произошедшего **/**/**** уничтожен полностью. Таким образом, фактически истец ФИО2 собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., д. ...., ...., кадастровый не был. Однако, в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о жилом доме, как объекте недвижимости. С целью реализации прав, предоставленных собственнику земельного участка, а именно прекращения прав на несуществующий объект недвижимости, истец обращался в орган кадастрового учета с заявлением о снятии жилого дома с кадастрового учета, однако последнему было отказано (отказы имеются в материалах землеустроительного дела).

С **/**/**** Федеральным законом от **/**/**** №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен ряд случаев, при которых государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав должны быть осуществлены одновременно. Так, при прекращении существования объекта недвижимости, право на который зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. В связи с чем, на настоящий момент существование объекта, расположенного по адресу: ...., д. ...., ...., кадастровый , прекращено.

В рассматриваемом случае наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на жилой дом, расположенный по адресу: ...., д. ...., ...., кадастровый ограничило право истца ФИО2 на получение жилищной субсидии в полном объеме. В случае утраты свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имуществом в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2 ст. 209 ГК РФ).

Вместе с тем, сам факт государственной регистрации права собственности истца на отсутствующее в натуре имущество нарушает его права на получение жилищной субсидии. Нарушенное право восстанавливается исключением из реестра записи о праве собственности ответчика на объект.

По мнению истца, в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Частью 2 ст.16 ЖК РФ установлено, что жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Право на жилищную субсидию установлено п. п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от **/**/**** N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации Постановлением от **/**/**** N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;

на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;

на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от **/**/**** N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается: на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

Содержание названной правовой нормы указывает на то, что при расчете размера жилищной субсидии учету, наряду с другими, подлежат действия военнослужащего за последние 5 лет, в результате которых произошло отчуждение жилого помещения.

Данное положение, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от **/**/**** , основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.

Решение ответчика нельзя признать законным, что вопрос обеспечения ФИО2 жилищной субсидией должен решаться с учётом его доли 31,80 кв.м, общей площади жилого помещения, приобретенного в д. ...., ...., так как данное строение нельзя считать пригодным для постоянного проживания.

Таким образом, обязанность государства по обеспечению ФИО2 жильем в полной мере не реализована путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом его общей продолжительности военной службы и состава семьи, а уполномоченный орган не правильно учел приходящуюся на истца долю в размере 31,80 кв.м, в принадлежавшем ему доме, и принял незаконное решение о предоставлении субсидии исходя из норматива площади жилого помещения 58,20 кв.м., что не может не свидетельствовать о нарушении прав заявителя.

В ходе рассмотрения гражданского дела истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные исковые требования, согласно которым просит суд:

признать право собственности ФИО2 на жилой дом, назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью 31,8 кв.м., инв. , лит. А, адрес: .... ...., условный , ...., отсутствующим с **/**/****;

увеличить норматив общей площади жилого помещения, установленный в целях расчета предоставляемой военнослужащему-гражданину РФ, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (гражданину РФ, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) ФИО2 и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения на 31,8 кв.м.

Определением Иркутского районного суда .... от **/**/**** произведена замена ненадлежащего ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ на надлежащего ФГАУ «Росжилкомплекс».

Определением Иркутского районного суда .... от **/**/**** производство по настоящему гражданскому делу в части исковых требования по иску ФИО2 к ФИО7 о признании права собственности отсутствующим прекращено в связи со смертью ответчика.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представитель ФИО10, действующая в судебном заседании на основании доверенности исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представители ответчиков ФКГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения 3 отдела» (....), Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения, ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Третьи лица ФИО4, ФИО3, ФИО6, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

В связи с тем, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, в порядке ст. 167 ГПК РФ, поскольку неявка лиц, извещенных о месте и времени слушания дела надлежаще, не является препятствием к разбирательству дела.

Изучив письменные материалы дела, заслушав пояснения истца, допросив свидетеля, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов гражданского дела следует, а также судом установлено, что ФИО2 проходил военную службу на основании контракта о прохождении военной службы от **/**/****.

Решением от **/**/**** ФИО2 и членам его семьи ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере руб. При этом, при определении размера субсидии учтено наличие жилого помещения, принадлежащего военнослужащему и членам его семьи на праве собственности общей площадью 31,80 кв.м.

Установлено, что решение о предоставлении жилищной субсидии истец ФИО2 получили **/**/****, что подтверждается подписью последнего.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от **/**/****, заключенного с ФИО7 являлся собственником жилого дома, общей площадью 31.8 кв.м., расположенного по адресу: ...., д. ...., ...., кадастровый .

**/**/**** в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности на вышеуказанный жилой дом на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от **/**/****, заключенного между ФИО2 и ФИО9

**/**/**** по сведениям ГКН жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...., д. ...., .... снят с учета на основании заявления ФИО9 о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с прекращением его существования.

**/**/**** в ЕГРН запись о праве собственности ФИО9 на жилой дом, с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...., д. ...., .... прекращена.

Право на жилищную субсидию установлено п. п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от **/**/**** N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации Постановлением от **/**/**** N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Согласно п. 4 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;

на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;

на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от **/**/**** N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается: на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

Содержание названной правовой нормы указывает на то, что при расчете размера жилищной субсидии учету, наряду с другими, подлежат действия военнослужащего за последние 5 лет, в результате которых произошло отчуждение жилого помещения. Указанные требования ответчиком при принятии были обосновано применены, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает. Кроме того, суд принимает во внимание, что решение ФГКУ «Центррегионжилье» получено **/**/****, при этом истец указал, что денежные средства им получены, претензий он не имеет. С указанного времени истец мер к обжалованию решения ФГКУ «Центррегионжилье» не предпринимал.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 – 199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ФКГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения 3 отдела» (....), Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения, ФГАУ «Росжилкомплекс» об увеличении нормативов общей площади жилого помещения для получения субсидии – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.И. Столповская

В окончательной форме решение суда принято **/**/****.

2-276/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Марон Игорь Эрикович
Ответчики
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальнойинфраструктуры (комплекса)" МО РФ
ФГКУ ЦРУ Жилищного обеспечения 3 отдел г.Иркутск
Министерство обороны РФ Департамент жилищного обеспечения
Перфильев Виктор Алексеевич
Другие
Марон Людила Сергеевна
Капичникова Евгения Юрьевна
Марон Светлана Валентиновна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Рыкун Лидия Олеговна
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Столповская Д.И.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
05.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2020Передача материалов судье
12.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2020Подготовка дела (собеседование)
08.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.12.2020Предварительное судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
04.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее