89RS0001-01-2019-003570-60
Апелл. дело № 33-1257/2020
Судья Лисиенков К.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2020 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.,
судей коллегии Нех Т.М., Акбашевой Л.Ю.,
при секретаре Коневой Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Артанзеева В.В., Артанзеевой М.Ю. на решение Салехардского городского суда ЯНАО от 02 марта 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований иска Артанзеева В.В., Артанзеевой М.Ю. к Администрации муниципального образования город Салехард, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным и отмене приказа Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.12.2019 года №-ОДЖ в части исключения семьи Артанзеевых из списка молодых семей-претендентов окружного мероприятия на получение социальных выплат в 2019 году, восстановлении на учете в составе мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям с даты подачи заявления 27.09.2016 года, признании незаконным свидетельства МСО № от 06.08.2019 года, выданного администрацией муниципального образования город Салехард на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в части его срока действия, возложении обязанности выдать новое свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья сроком действия не менее 7 месяцев, отказать.
Заслушав доклад судьи Нех Т.М., доводы в обоснование возражений на апелляционную жалобу представителя администрации МО г.Салехард Ефимовой Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артанзеев В.В., Артанзеева М.Ю. обратились в суд с иском (с учетом уточнений) к Администрации МО г.Салехард, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании незаконным и отмене приказа в части исключения их семьи из списка молодых семей-претендентов окружного мероприятия на получение социальных выплат в 2019 году, о восстановлении на учете в составе мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям с даты подачи заявления, о признании незаконным свидетельства, выданного на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в части срока его действия, о возложении обязанности выдать новое свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья сроком действия не менее 7 месяцев.
В обоснование требований иска указали, что обратились в Администрацию МО г.Салехард с заявлением о признании их семьи нуждающейся в жилых помещениях и включении в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО. 09 июля 2019 года их уведомили о том, что на основании решения Администрации МО г.Салехард их семья признана участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» в 2020 году. В связи с чем, 06 августа 2019 года им было выдано свидетельство МС-О № 27 о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, сроком действия до 20 ноября 2019 года. Однако, как следует из пункта 6.1. постановления Правительства ЯНАО от 12 февраля 2019 года № 112-П «О предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в ЯНАО», срок действия такого свидетельства составляет не более семи месяцев, с даты выдачи. Таким образом, в нарушение названной нормы Администрацией МО г.Салехард был необоснованно уменьшен срок действия свидетельства. При этом, на их заявление о продлении названного срока дан ответ о невозможности продления срока действия ранее выданного свидетельства. Данные обстоятельства послужили тому, что их семья приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО была исключена из списка претендентов окружного мероприятия на получение социальных выплат в 2019 году.
В связи с изложенным, просили о признании незаконным и отмене приказа Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 03 декабря 2019 года № 925-ОДЖ в части исключения семьи Артанзеевых из списка молодых семей-претендентов окружного мероприятия на получение социальных выплат в 2019 году, о восстановлении на учете в составе мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям с даты подачи заявления 27 сентября 2016 года, о признании незаконным свидетельства МС-О № 27 от 06 августа 2019 года на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в части срока его действия, а также о возложении обязанности выдать новое свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья сроком действия не менее 7 месяцев.
Истец Артанзеев В.В. в судебном заседании на требованиях иска, с учетом уточнений, настаивал. Пояснил, что причиной не реализации сертификата послужило отсутствие подходящего жилья, поскольку в настоящее время в г.Салехарде новое жилье не строится.
Истец Артанзеева М.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации МО г.Салехард Ефимова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требований иска не признала.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, требования иска удовлетворить. В обоснование жалобы приводят доводы, ранее изложенные в исковом заявлении. Настаивают на том, что Администрацией МО г.Салехард неправомерно уменьшен срок действия выданного им свидетельства. Оспаривая постановленные судом выводы, ссылаются на то, что в настоящее время в г.Салехарде не строится жилья по соответствующей программе для молодых семей, а также что срока, указанного в свидетельстве, недостаточно для приобретения квартиры в собственность. При этом, в силу пункта 6.13-1 постановления Правительства ЯНАО от 12 февраля 2019 года № 112-П молодые семьи - участники окружного мероприятия, получившие свидетельства после 01 сентября 2019 года и не реализовавшие право на получение социальной выплаты до 15 декабря 2019 года по причине отсутствия жилых помещений на рынке жилья, на основании заявления (в произвольной форме) подлежат включению в начало списка претендентов окружного мероприятия на 2020 год. Считают несостоятельным вывод суда о неприменении к правоотношениям сторон названной нормы ввиду того, что свидетельство было выдано им 06 августа 2019 года. Указывают, что Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО подтверждает отсутствие жилых помещений на рынке жилья, и для граждан, получивших свидетельства после 01 сентября 2019 года, дает возможность реализовать свое право на получение выплаты в 2020 году. Приводят иные доводы, полагая, что их семья исключена из состава участников подпрограммы при отсутствии предусмотренных законом оснований, что, безусловно, ведет к нарушению жилищных прав истцов.
В возражениях относительно жалобы представитель Администрации МО г.Салехард полагает решение суда законным и обоснованным, доводы истцов - не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации МО г.Салехард Ефимова Ю.А. на доводах возражений против апелляционной жалобе настаивала.
Иные участвующие в деле лица не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем,руководствуясь статьями 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия, находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно неё.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё по правилам вышеуказанной нормы,судебная коллегия приходит к следующему.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований обусловлен условиями Подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.2013 года №-П, Порядке предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденном Постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 N 112-П "О предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе", действующих на дату возникновения спорных правоотношений.
Из материалов дела следует, что Артанзеев В.В. и Артанзеева М.Ю. 27 сентября 2016 года подали документы на включение в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семья.
Приказом департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2019 года №-ОДЖ, семья Артанзеевых включена в список молодых семей-претендентов окружного мероприятия на получение социальных выплат в 2019 году.
Молодой семье Артанзеевых 06 августа 2019 года было выдано свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья МСО №, сроком действия до 20 ноября 2019 года, то есть 3 месяца 14 дней.
Согласно п.6.1 Порядка выдача свидетельств молодым семьям осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы или окружного мероприятия органом местного самоуправления, отобранным для участия в мероприятии ведомственной целевой программы или окружном мероприятии, в соответствии с выпиской из утвержденного департаментом списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Срок действия свидетельства составляет не более семи месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Как правильно указал суд, мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа» «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы» являются мерой дополнительной социальной поддержки молодым семьям в целях улучшения ими имеющихся жилищных условий, оказываемой автономным округом, а потому условия оказания данных дополнительных мер социальной поддержки могут устанавливаться самим субъектом Российской Федерации - Ямало-Ненецким атомным округом, в соответствии с его полномочиями, определенными в ч.3 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На дату возникновения спорных правоотношений (период окончания срока действия свидетельства) не был установлен механизм продления срока действия свидетельства в нормативно-правовых актах субъекта, регулирующих данные правоотношения, определен лишь максимальный срок его действия, который составил 7 месяцев.
Согласно п.1.3 Порядка социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружного мероприятия являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета.
Истцы, ссылаясь на невозможность реализации выданного свидетельства по причине отсутствия жилых помещений на рынке жилья, доказательства наличия данных причин не привели.
Судебной коллегией принимаются выводы суда о том, что в течение срока действия выданного семье истцов свидетельства, они могли реализовать свое право обусловленное им, в соответствии с приведенными в п.1.3 Порядка целями, помимо приобретения жилого помещения.
Оснований не согласиться с выводами суда о законности свидетельства МСО № от 06.08.2019 года, выданного администрацией муниципального образования город Салехард на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в части его срока действия, у судебной коллегии не имеется.
Требования иска о выдаче нового свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья сроком действия не менее 7 месяцев производны от разрешенного судом выше, а потому также обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
Согласно п.п. «в» п.4.10 Порядка в течение финансового года в утвержденные федеральный и окружной сводные списки претендентов по мере необходимости вносятся изменения в следующих случаях, если молодые семьи не смогли воспользоваться социальной выплатой в течение срока действия свидетельства. Молодые семьи, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, подлежат исключению из федерального или окружного сводного списка претендентов, а также утрачивают право на участие в данных мероприятиях, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.13-1 настоящего Порядка.
Согласно п.6.13-1 молодые семьи - участники окружного мероприятия, получившие свидетельства после 01 сентября 2019 года и не реализовавшие право на получение социальной выплаты до 15 декабря 2019 года по причине отсутствия жилых помещений на рынке жилья, на основании заявления (в произвольной форме) подлежат включению в начало списка претендентов окружного мероприятия на 2020 год. Ранее выданные свидетельства на основании решения органа местного самоуправления о включении таких молодых семей в список претендентов на 2020 год признаются утратившими силу, о чем орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет молодую семью и банк, в который молодая семья сдала свидетельство с целью заключения договора банковского счета. Выдача свидетельств таким молодым семьям в 2020 году осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Поскольку свидетельство семье Артанзеевых было выдано 06 августа 2019 года, то положения пункта 6.13-1 Порядка к данным правоотношениям не подлежит применению.
С учетом изложенного вывод суда о законности исключения семьи Артанзеевых из списка молодых семей-претендентов окружного мероприятия на получение социальных выплат в 2019 году и об отсутствии оснований для восстановления их на учете в составе мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям с даты подачи заявления 27.09.2016 года сделан на основании правовых норм закона субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, действующих в период выдачи свидетельства истцам на 06 августа 2019 года.
При этом, суд разъяснил истцам, что они не лишены права повторно участвовать в мероприятиях по получению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в соответствии с указанным Порядком повторно, при подаче нового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: