Дело №2-2986/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2015 г. г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Диденко Д.А.,
при секретаре – Салимовой Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Смолянец А.С., Симферопольскому городскому совету о признании недействительным ненормативного правового акта и свидетельства о праве собственности, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация г. Симферополя,-
УСТАНОВИЛ
Заместитель прокурора г. Симферополя – Кулибаба С.Е. обратился в суд с указанным иском. Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой г. Симферополя проверкой установлено, что п/п. 467 Приложения № 1 к п. 1 решения Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № Смолянец А.С. предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка по <адрес> напротив <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> для строительства и обслуживания жилого дома. Пп. 132 приложения № к решению Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № проект землеустройства утвержден, вышеуказанный земельный участок передан Смолянец А.С. в частную собственность. Решение Симферопольского городского совета № в части касающейся Смолянец А.С. реализовано путем государственной регистрации права собственности на земельный участок и получением свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ за № Решение Симферопольского городского совета № от 2ДД.ММ.ГГГГ принято в нарушение требований действующего земельного и градостроительного законодательства Украины и РФ и подлежит признанию недействительным, в связи с тем, что они приняты Симферопольским городским советом с превышением предоставленных полномочий. Смолянец А.С. передан в частную собственность земельный участок, площадью <данные изъяты>, расположенный в соответствии с Генеральным планом города на территории обслуживания учреждений и предприятий. В соответствии с планом зонирования г. Симферополя указанный земельный участок расположен в зоне О-4 «Культурно-спортивная зона», которая создана для организации досуга и отдыха населения и предназначена для расположения спортивно-зрелищных комплексов. Среди преобладающих, сопутствующих, допустимых видов использования земельных участков строительство и обслуживание жилых домов в предоставленной зоне не предусмотрено. Изменение вида функционального назначения спорной территории городским советом не принималось. При фактическом исследовании земельного участка установлено, что земельный участок расположен на территории спортивной детской площадки, на части земельного участка размещен памятник «Освободителям города Симферополя, павшим на этом рубеже 13 апреля 1944» с тыльной стороны примыкает к футбольному полю. Материалы проекта землеустройства по выделению земельного участка в собственность Смолянец А.С. содержат данные о выделении земельного участка из земель жилой и общественной застройки, однако в ходе проверки было установлено, что изменения в генеральный план и план зонирования территории в части изменения целевого назначения земельных участков по <адрес> в <адрес> не вносились. Таким образом, земельный участок предоставленный в собственность Смолянец А.С., находится на территории расположения культурно-спортивной зоны общего пользования, то есть представляет собой земли общего пользования рекреационного назначения населенного пункта. В нарушение норм права и действующей градостроительной документации, Симферопольским городским советом Смолянец А.С. предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> с целью строительства и обслуживания жилого дома без изменения его целевого назначения из земель рекреационного назначения на земли жилой застройки. Предоставление Смолянец А.С. земельного участка в собственность в нарушение земельного и градостроительного законодательства препятствует обеспечению устойчивого развития территорий с учетом государственных, общественных и частных интересов, а также приводит к нарушениям прав жителей жилого массива на использование земельного участка для спортивного использования. Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц в данном споре заключается в невозможности жителей города Симферополя и органа местного самоуправления использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, что приводит к нерациональному использованию земли рекреационного значения для спортивных нужд г. Симферополя. На основании изложенного, просит признать недействительным подпункт 132 приложения № 3 к решению Симферопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Смолянец А.С. проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка по <адрес> напротив <адрес> ориентировочной площадью <данные изъяты> и передачи земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома. Так же просит признать недействительным свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, напротив <адрес> кадастровым номером № с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, выданное регистрационной службой Симферопольского городского управления юстиции АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № серии № на имя Смолянец А.С.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что предоставление земельного участка в рекреационной зоне для строительства индивидуального жилого дома нарушает требования Закона Украины от 17.03.2011 г. «О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного назначения в городах и других населенных пунктах», которым был установлен запрет на такие действия сроком на 5 лет.
Кроме того, по мнению прокурора, уплотнение жилой застройки, которым ответчик обосновал свое решение, возможно только в пределах функциональной зоны существующей многоэтажной зоны индивидуальной жилой застройки, а не за счет земель функциональной зоны О-4 «Культурно-спортивная зона».
Представитель Симферопольского городского совета, извещавшийся о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил заявление о замене ответчика на администрацию города Симферополя. Заявление мотивировано тем, что согласно п. 5 решения 7-й сессии Симферопольского городского совета І созыва от 04.12.2014 г. № 102 «О вопросах правопреемства» определено, что правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам находящимся в стадии исполнения выступает Симферопольский городской совет в части дел, по спорам в отношении нормативных правовых актов Симферопольского городского совета, действующего на территории РК на день принятия в РФ РК и образования в составе РФ новых субъектов, Администрация г. Симферополя – в отношении иных споров с органами местного самоуправления. Таким образом, в случае рассмотрения судебным органом дела по иску об отмене акта Симферопольского городского совета, как органа местного самоуправления, действующего на территории РК на день принятия в РФ РК, правопреемником Симферопольского городского совета является Администрация г. Симферополя.
Смолянец А.С., извещавшаяся о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, заявлений и ходатайств не предоставила.
Представитель Администрации г. Симферополя, извещавшийся о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство с просьбой отложить судебное заседание по причинам, признанным судом неуважительными.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, извещавшийся о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Госкомрегистра, а так же письменные разъяснения о полномочиях и порядке осуществления функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Решением Симферопольского городского совета 56-й сессии VI созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами» Смолянец А.С. предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: <адрес> напротив <адрес> ориентировочной площадью <данные изъяты>. (л.д.11)
Решением Симферопольского городского совета 75-1 сессии VI созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами» утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность Смолянец А.С. техническая документация по установлению границ земельного участка и передано в собственность Смолянец А.С. земельный участок по <адрес> напротив <адрес> площадью 0<данные изъяты> для строительства и обслуживания жилого дома из земель жилой и общественной застройки (л.д.12)
Как следует из сообщения Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Планом зонирования территории г. Симферополя, утвержденного решением 55-1 сессии Симферопольского городского совета 6-го созыва от 21.02.2013 г. № 610, предоставленный земельный участок по <адрес> напротив <адрес> расположен в «Культурно-спортивной зоне». Территория, за счет которой была разрешена разработка проектов землеустройства по отводу земельного участка. согласно плану зонирования предназначена для расположения спортивно-зрелищных комплексов, концертных залов, кинотеатров, создается для организации досуга и отдыха населения (л.д.13).
Согласно выкопировке из плана зонирования территории г. Симферополя, утвержденного решением 55-1 сессии Симферопольского городского совета 6-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> напротив <адрес> располагается в зоне «О-4», которая согласно пояснительной записке к плану зонирования территории является культурно-спортивной зоной, предназначенной для расположения спортивно-зрелищных комплексов, концертных залов, кинотеатров. Создается для организации досуга и отдыха населения. (л.д.17-22).
КК следует из заключения Симферопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проекта землеустройства по отводу и передаче земельного участка - представленный ООО «Спец-Проект» проект землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по <адрес> напротив <адрес> выполнен в соответствии с решениями Генерального плана <адрес>, утвержденного решением 23-й сессии Симферопольского городского совета 6-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ № с технико-экономическими показателями, с учетом технических разночтений к Генеральному плану г. Симферополя, с учетом заключения о соответствии месторасположения земельного участка генеральному плану города и иной градостроительной документации. (л.д. 40).
ДД.ММ.ГГГГ Смолянец А.С. выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> напротив <адрес>, кадастровый номер № (л.д.63), что также подтверждается извлечением из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности (л.д.64-65).
На момент принятия спорных решений и выдачи свидетельства о праве собственности Смолянец А.С. порядок приобретения земельных участков в собственность гражданами на территории Республики Крым был определен нормами земельного законодательства Украины.
Ст. 39 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что использование земель жилищной и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным паном населенного пункта, другой градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.
Согласно ч. 1 ст. 116 ЗК Украины граждане приобретают права собственности на основании решений органов местного самоуправления в соответствии с предоставленными органы полномочиями.
Ч. 6 ст. 118 ЗК Украины предусмотрено, что граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков и земель государственной или коммунальной собственности, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными ст. 122 ЗК Украины.
Согласно ч. 7 ст. 118 ЗК Украины ходатайство рассматривается органом местного самоуправления с предоставлением мотивированного отказа в предоставлении разрешения либо разрешением на разработку проекта землеустройства относительно отведения земельного участка.
Ст. 2 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» предусмотрено, что планирование и застройка территорий это в том числе деятельность органов местного самоуправления, которая предусматривает: определение и рациональное взаимное расположение зон жилой и общественной застройки, производственных, рекреационных, природоохранных, оздоровительных, историко-культурных и других зон и объектов.
Согласно ч. 1 ст. 17 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности» генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснования долгосрочной стратегии планировки и застройки территории населенного пункта. В составе генерального плана разрабатывается план зонирования территории населенного пункта.
В соответствии со ст. 18 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности» план зонирования территории разрабатывается на основании генерального плана населенного пункта с целью определения условий и ограничений использования территории для градостроительных нужд в пределах определенных зон. План зонирования территории устанавливает функциональное назначение, требования к застройке отдельных территорий (функциональных зон) населенного пункта, их ландшафтной организации.
Согласно ст. 24 ЗУ «О градостроительной деятельности» застройка земельного участка осуществляется в пределах ее целевого назначения, установленного в соответствии с законодательством. Изменение целевого назначения земельного участка, который не соответствует плану зонирования территории и/или детальному плану территории запрещается.
Как следует из ч. 2 ст. 20 ЗК Украины изменение целевого назначения земель производится органами местного самоуправления, принимающими решения о передаче этих земель в собственность, утверждением проектов землеустройства.
Согласно ст. 51 ЗК Украины земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта относятся к землям рекреационного назначения, на которые законодателем установлены ограничения в использовании.
Ст. 52 ЗК Украины установлено, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель.
Согласно п.«а» ч. 4 ст. 83 ЗК Украины земельные участки, запроектированные генеральным планом г. Симферополя по функциональному назначению под рекреационные земли, не могут б передаваться в частную собственность.
Указанные нормы корреспондируются с законодательством РФ.
Как следует из ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к конкретным территориальным зонам, в том числе рекреационной зоне, указанные земельные участки в соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации.
Кроме того, Законом Украины от 17 марта 2011 года №3159-VI «О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного назначения в городах и других населенных пунктах» (в редакции Закона Украины от 23.02.2012 года №4444-VI) введен мораторий сроком на пять лет на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного назначения независимо от формы собственности в городах и других населенных пунктах, а именно: земельных участков зеленых зон и зеленых насаждений; земельных участков объектов физической культуры и спорта.
План зонирования территории г.Симферополя утвержден решением 55-й сессии Симферопольского городского совета 6-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ № и, как следует из представленных истцом документов, земельный участок, переданный в собственность Смолянец А.С. по <адрес> в <адрес> расположен в зоне «О-4» «Культурно-спортивная зона», которая создана для организации досуга и отдыха населения, и предназначена для расположения спортивно-зрелищных комплексов.
Среди преобладающих, сопутствующих и допустимых видов использования земельных участков строительство и обслуживание жилых домов в данной зоне не предусмотрено.
Решение об изменении и/или определении вида функционального назначения вышеуказанной территории городским советом не принималось.
Так же, согласно ст. 111 ЗК Украины обременение прав на земельный участок устанавливается законом или актом уполномоченного на это органа государственной власти, должностного лица, или договором путем установления запрета на пользование и/или распоряжение, в том числе путем отчуждения.
Как следует из ст. 50 ЗУ «О землеустройстве» проект землеустройства об отведении земельного участка включает в себя в частности перечень обременений в использовании земельного участка.
Согласно материалам землеустройства спорный земельный участок находится в охранной зоне электрических сетей – ВЛ -0,4 кВ площадью <данные изъяты>, при этом договор на установление ограничений прав на земельный участок со специализированной организацией не заключен.
Таким образом, проект землеустройства по отводу Смолянец А.С. в собственность земельного участка выполнен с нарушениями требований норм земельного законодательства.
При таких обстоятельствах решение Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № в части утверждения Смолянец А.С. проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка по <адрес> и передачи земельного участка в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома противоречит подлежит признанию недействительным, поскольку противоречит закону и нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 328 ГК Украины право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом. Право собственности считается приобретенным правомерно, если иное не выплывает из закона либо незаконность приобретения установлена судом.
Как следует из ст. 378 ГК Украины право собственности на землю может быть прекращено на основании решения суда.
Согласно ст. 345 ГК Украины физическое лицо может приобрести право собственности при приватизации имущества, находящегося в коммунальной собственности. Приватизация осуществляется в порядке, установленном законом.
Как следует из ст. 18 ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничении» свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество подтверждает возникновение права собственности при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и выдается согласно п. 8-1 указанной статьи физическим лицам в случае бесплатной передачи им земельных участков коммунальной собственности на основании решений органов местного самоуправления.
В связи с признанием недействительным решения о передаче спорного земельного участка в собственность Смолянец А.С., требования иска о признании недействительным и свидетельства о праве собственности, выданного на ее имя, подлежат удовлетворению.
На основании Земельного кодекса Украины, Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», Закона Украины «О землеустройстве», Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 11, 12, 56, 67, 194, 195, 198, 245, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора г.Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Смолянец А.С., Симферопольскому городскому совету о признании недействительным ненормативного правового акта и свидетельства о праве собственности– удовлетворить.
Признать недействительным подпункт 132 приложения № к решению Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении Смолянец А.С. проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка по <адрес>, напротив <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> га и передаче земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома.
Признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, выданное регистрационной службой Симферопольского городского управления юстиции АР Крым ДД.ММ.ГГГГ за № серии № на имя Смолянец А.С..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.07.2015 г.
Судья Д.А.Диденко