Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2019 г. Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Шамшутдиновой Г.К., рассмотрев в порядке упрощенного производства в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-1146/2019 по административному иску Мартыновой Елены Викторовны к администрации МО «Город Астрахань», управлению муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» о признании бездействий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Мартынова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что она является собственником 40/314 долей жилого дома, расположенного по адресу: г. <адрес>
В соответствии с распоряжением администрации г. Астрахани от 20 октября 2009 года №829-р, изданным на основании заключения городской межведомственной комиссии от 10 июля 2009 года, жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
При этом, распоряжением (п. 2) сроки отселения граждан установлены на период 2010-2011 гг..
02 марта 2016 года администрацией МО «Город Астрахань» вынесено
постановление №1243 «Об изъятии для муниципальных нужд доли земельного
участка и долей жилого дома <адрес>
В дальнейшем администрацией МО «Город Астрахань» во исполнение
вышеуказанного постановления обеспечено проведение оценки рыночной
стоимости названного недвижимого имущества.
Так, согласно отчету №7 от 30 июня 2016 года, подготовленному ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», рыночная стоимость принадлежащих доли жилого дома (40/314), площадью 314,3 кв.м и доли земельного участка (40/314), площадью 894 кв.м составила 1774400 рублей.
На основании постановления администрации МО «Город Астрахань» от
02 марта 2016 года №1243 (п.3.2) установлено, что после принятия настоящего
постановления и выполнения оценки рыночной стоимости недвижимого
имущества управлению муниципального имущества необходимо направить
правообладателям данного имущества проекты соглашений об изъятии
недвижимости для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» письмом с
уведомлением о вручении.
Однако, администрацией МО «Город Астрахань», несмотря на принятие
решения об изъятии вышеуказанного земельного участка и жилого дома для
муниципальных нужд и проведения оценки, до настоящего времени не приято мер к направлению в ее адрес проекта соглашения об изъятии недвижимости.
При этом, вышеуказанное бездействие со стороны административного
как органа существенным образом нарушает ее права и законные интересы, как гражданина Российской Федерации, так и собственника недвижимого имущества.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Город Астрахань», выразившееся в ненаправлении проекта соглашения об изъятии недвижимости -доли жилого дома (40/314), площадью 314,3 кв.м и доли земельного участка (40/314), площадью 894 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> обязать администрацию МО «Город Астрахань» направить ей проект соглашения об изъятии недвижимости (доли жилого дома (40/314), площадью 314,3 кв.м и доли земельного участка (40/314), площадью 894 кв.м), расположенной по адресу: <адрес>
В судебное заседание стороны и третье лицо не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, от административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
Как установлено судом административный истец Мартынова Е.В. является собственником 40/314 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с распоряжением администрации г. Астрахани от 20 октября 2009 года №829-р, изданным на основании заключения городской межведомственной комиссии от 10 июля 2009 года № 3, вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 распоряжения администрации г. Астрахани от 20 октября 2009 года №829-р установлен срок отселения граждан 2010-2011 гг..
02 марта 2016 года администрацией МО «Город Астрахань» вынесено
постановление №1243 «Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «Город Астрахань» доли земельного участка и долей жилого дома (литера «А») <адрес>
В дальнейшем администрацией МО «Город Астрахань» во исполнение
вышеуказанного постановления обеспечено проведение оценки рыночной
стоимости названного недвижимого имущества.
Так, согласно отчету № 7 от 30 июня 2016 года, подготовленному ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», рыночная стоимость принадлежащих доли жилого дома (40/314), площадью 314,3 кв.м, и доли земельного участка (40/314), площадью 894 кв.м, составила 1774400 рублей.
На основании постановления администрации МО «Город Астрахань» от
02 марта 2016 года № 1243 (п.3.2) установлено, что после принятия настоящего
постановления и выполнения оценки рыночной стоимости недвижимого
имущества управлению муниципального имущества необходимо направить
правообладателям данного имущества проекты соглашений об изъятии
недвижимости для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» письмом с
уведомлением о вручении.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской
Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в
связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или
муниципальных нужд.
На основании ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской
Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской
Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным
законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных
или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или
органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным
законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о
принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или
муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки,
размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие
земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются
соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение
об изъятии).
Как предусмотрено пп. 4 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской
Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для
государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом
1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в
случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком
земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции).
В соответствии с положением п. 4 той же статьи изъятие земельных участков
для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о
признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,
осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти
или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего
Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
Согласно ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект
соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом
исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими
решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются
земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого
имущества (п. 2).
В судебном заседании установлено, что администрацией МО «Город Астрахань», несмотря на принятие решения об изъятии вышеуказанного земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд и проведения оценки, вопреки положениям ч.2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ и п. 3.2 Постановления Администрации МО «Город Астрахань» от 02 марта 2016 года №1243, до настоящего времени не приято мер к направлению в адрес административного истца проекта соглашения об изъятии недвижимости, в то время как срок действия решения об изъятии не превышает трех лет.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что бездействием администрации МО «Город Астрахань» нарушаются права и законные интересы административного истца, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,227,293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации МО «Город Астрахань»,
выразившееся в ненаправлении в адрес Мартыновой Елены Викторовны проекта соглашения об изъятии объекта недвижимости (доли жилого дома 40/314 площадью 314,3 кв.м и доли земельного участка 40/314, площадью 894 кв.м), <адрес>
Обязать администрацию МО «Город Астрахань» устранить нарушение прав Мартыновой Елены Викторовны в течение месяца после вступления решения суда в законную силу, сообщив об исполнении решения суда в суд и административному истцу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: