УИД: 48RS0001-01-2021-001941-87
2-2359/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
Председательствующего Устиновой Т.В.,
при секретаре Левчук Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Липецка о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района города Липецка, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации города Липецка о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ, указывая, что в ходе проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установлено, что на пересечении улиц Папина и улицы Неделина (кольцеваяя развязка) г. Липецка имеется выбоина размерами: глубина 14 см, ширина 140 см, длина 65 см. Просил обязать ответчика организовать работы по приведению покрытия проезжей части дорог общего пользования на указанном участке в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения образовавшихся на данном участке дефектов дорожного покрытия.
Судом к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Советского района Ильин А.М. исковые требования поддержал, ссылаясь на те же доводы.
Представитель ответчика – администрации города Липецка, Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка по доверенности Казьмина Н.М. исковые требования не признала, указывала, что в настоящее время все недостатки дорожного покрытия устранены, подтвердив данный факт документально, в случае удовлетворении иска, просила не приводить в исполнение решение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995г. О безопасности дорожного движения” права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Федеральный закон N"2196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдении интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 196-ФЗ проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий).
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или муниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения: утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 3 Положения «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории г. Липецка» (утв. решением Липецкого городского Совета депутатов от 18.07.2006 г. № 377), содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на территории города Липецка являются муниципальными нуждами города Липецка и выполняются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, которые обязаны решать органы местного самоуправления поселения относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу п. 5 ст. 8 Устава г. Липецка, принятого решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 24.02.2015 №990, к вопросам местного значения города Липецка относятся, в том числе, и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании положения п. 1 ст. 1 Положения «О департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка» (утв. Решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 26.01.2017 №342) департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка является отраслевым (функциональным) органом - структурным подразделением администрации города Липецка, осуществляющим полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также организации благоустройства территории города Липецка.
В соответствии со ст. 2 Положения к основным задачам Департамента относится организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Липецка.
Из ст. 3 Положения следует, что в функции Департамента входит организация выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Липецка и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно требованиям п.п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения! Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, глубине - 5 см, ширине - 4 см при площади равной 0,06 кв. м. и более.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Липецка совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Липецку 15.03.2021 года проведено обследование автодороги на пересечении улиц Папина и улицы Неделина (кольцевая развязка) г. Липецка.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требованйи ГОСТ в сфере дорожной деятельности, а именно: на указанном участке имеется выбоина размерами: глубина 14 см, ширина 140 см, длина 65 см.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки, а также фотоматериалом, сделанным в ходе проверки.
Из приведенных доказательств следует, что на момент подачи искового заявления прокурора Советского района г. Липецка дефекты дорожного покрытия проезжей части дороги общего пользования на пересечении улиц Папина и улицы Неделина (кольцевая развязка) г. Липецка не были устранены и требовали ремонта, осуществление которого, как следует из приведенных актов, изначально возложено на департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка.
Доказательств обратного суду не представлено.
В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Липецка о возложении на департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка обязанности по приведению покрытия проезжей части дороги общего пользования на пересечении улиц Папина и улицы Неделина (кольцевая развязка) г. Липецка в соответствии с требованиям ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения образовавшихся на данном участке выбоин.
Вместе с тем со стороны Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка суду были представлены доказательства исполнения требований прокурора в полном объеме, предоставив соответствующие фотоматериалы.
Принимая во внимание тот факт, что требования прокурора Советского района города Липецка исполнены до постановки судебного решения, суд считает возможным решение в данной части в исполнение не приводить
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░ 2021 ░░░░.