Дело № 2-818/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2018 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Антонове Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коноваленко Елены Владимировны, Акуловой Нины Григорьевны, Бурухина Анатолия Анатольевича, Качанова Дмитрия Владимировича, Леоновой Альбины Егоровны к АО «УК «Солнечногорск» об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Коноваленко Е.В., Акулова Н.Г., Бурухин А.А., Качанов Д.В., Леонова А.Е. обратились в суд с иском к АО «УК «Солнечногорск» об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками квартир в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором имеется индивидуальный тепловой пункт (далее ИТП), кроме того дом оборудован общедомовым прибором учета (далее ОДПУ). С момента введения дома в эксплуатацию в 2013 году и до настоящего времени приборы учета находятся в нерабочем состоянии. Расчет платы за отопление ведется по нормативу, применяемому к домам, не имеющим общедомовые приборы учета. Плата за отопление в Московской области в домах, которые не оборудованы ОДПУ устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. № 857 и Распоряжением Минстройжилкомхоза Московской области от 13.09.2012 г. № 33. Метод расчета, используемый АО «УК «Солнечногорск», применим только при оплате в отопительный сезон, однако управляющая организация выставляет данный расчет применительно ко всем месяцам календарного года. Ответчик производит отдельное начисление жителям за техобслуживание ИТП, являющегося общедомовым инженерным оборудованием, плата за обслуживание которого включена в тариф «обслуживание инженерного оборудования и конструктивных элементов МКД». АО «УК «Солнечногорск» неправомерно взимает с истцов дополнительно плату за техническое обслуживание ИТП. Согласно отчету АО «УК «Солнечногорск» о выполненных работах за период с июня 2015 года по июнь 2016 года жителям производили начисления за противопожарные мероприятия, однако, противопожарные мероприятия ответчиком не проводились. Противопожарное оборудование многоквартирного дома находится в нерабочем состоянии. Кроме того, жителям за текущий ремонт начислено 599618,86 руб., однако работы выполнены на сумму в размере 877,94 руб., в связи с чем отчет за 2016 года не соответствует действительности. Согласно отчету АО «УК «Солнечногорск» о выполненных работах за период с июня 2015 года по декабрь 2016 года, жителям не начислялась оплата за освещение мест общего пользования, а работы выполнены по данным показателям на сумму 29118,26 рублей, однако, согласно квитанциям за август, сентябрь, октябрь, декабрь 2015 года истцам производились начисления за освещение мест общего пользования в большем размере, тогда как работы по освещению мест общего пользования выполнено на сумму 29118,26 рублей, а расходов на электроэнергию, используемую на освещение кабин лифтов и двигательные нужды лифта, потрачено 38562,02 рублей, а в общей сложности 67680,28 рублей. Разница между суммой начислений и фактическими затратами по электроэнергии, расходуемой на общедомовые нужды составляет 43566,58 рублей. Таким образом, указанная сумма оказалась прибылью управляющей компании. Также согласно отчету ответчика о выполненных работах за указный выше период, жителям начислено за услугу по содержанию расчетного центра 114031,01 руб., однако расходы управляющей компании составили 209110,22 руб., что значительно превышает начисления, предусмотренные тарифом, а именно 95079,21 рублей сверх тарифа. Данное превышение затрат на содержание расчетного центра оплачено из денежных средств, начисленных собственникам на содержание и текущий ремонт дома. В квитанциях об оплате коммунальных услуг за ноябрь 2016 года присутствует начисление «долг прошлых периодов», расшифровка и назначение данного начисления отсутствуют.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просят суд обязать АО «УК «Солнечногорск» произвести перерасчет оплаты за отопление за период с октября 2015 года по апрель 2017 года; произвести перерасчет оплаты за техническое обслуживание индивидуального теплового пункта; произвести перерасчет оплаты за противопожарные мероприятия за период с июня 2015 года по апрель 2017 года; произвести перерасчет оплаты за текущий ремонт; произвести перерасчет по начислению «долг прошлых периодов» за ноябрь 2016 года.
В судебном заседании истец Акулова Н.Г. и представитель истцов по доверенности – Гончарова Н.А. поддержали заявленные требования, пояснив их по существу.
Представитель ответчика АО «УК «Солнечногорск» в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на исковые требования с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо - Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилых помещения, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Коноваленко Е.В. на праве собственности принадлежит квартира № 144, Акуловой Н.Г. – квартира № 222, Бурухину А.А. – квартира № 269, Качанову Д.В. – квартира № 234, Леоновой А.Е. – квартира № 243.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет АО «УК «Солнечногорск» на основании договора № 1 управления многоквартирным домом от 18 мая 2015 года. В доме имеется индивидуальный тепловой пункт, кроме того дом оборудован общедомовым прибором учета. С момента введения дома в эксплуатацию в 2013 году и до настоящего времени приборы учета находятся в нерабочем состоянии.
Истцы в обоснование заявленных требований указывают, что расчет платы за отопление ведется ответчиком по нормативу, применяемому к домам, не имеющим общедомовые приборы учета и применим только при оплате в отопительный сезон, однако управляющая организация выставляет данный расчет применительно ко всем месяцам календарного года.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением администрации городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.05.2016 г. № 176 «Об установления оплаты жилищных услуг населением муниципального образования городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района и нормативов потребления коммунальных услуг для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги населению городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района», норматив потребления тепловой энергии на отопление общей площади жилья составляет в месяц - 0,016 Гкал./кв. м.
Согласно распоряжению Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 13.09.2012 г. №33 «О применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги на территории Московской области» при расчетах должны применяться утвержденные нормативы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 6 преамбулы постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» признано утратившим силу, за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения № 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016 г.
В силу пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с решением Верховного суда Российской Федерации от 08.06.2012 г. № АКПИ12-604 в рамках отношений, регулируемых этим Постановлением, управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу.
В связи с отсутствием общедомового прибора учета тепловой энергии для отопления, стоимость отопления рассчитывается населению равными частями в течение календарного года (исходя из 1/12) с учетом установленного норматива.
В постановлении администрации городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.05.2016 г. № 176 также не указано, что оплата должна производиться иным образом.
Согласно п. 2 Постановлению Правительства РФ от 29.06.2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
На территории Московской области указанные нормативные правовые акты не принимались, в связи с чем, расчет платы по услуге отопление, производиться согласно редакции Постановления Правительства № 304, действовавшей в июле 2016 года, а именно, по формуле: Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, расчет платы услуг за отопление производился ответчиком согласно редакции Постановления Правительства РФ № 304, действовавшей в июле 2016 года и является правомерным, в связи с чем, законных оснований удовлетворения требований истцов о перерасчете оплаты за отопление за период с октября 2015 года по апрель 2017 года не имеется.
Вместе с тем, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истцов в части обязания АО «УК «Солнечногорск» произвести перерасчет оплаты за техническое обслуживание индивидуального теплового пункта за период с мая 2015 года по июнь 2016 года включительно, согласно представленным истцами расчетам, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, и не оспорено ответчиком, что индивидуальный тепловой пункт в спорном жилом доме в эксплуатацию не введен, соответственно ответчик фактически расходы по его эксплуатации не несет и необоснованно выставляет счет жителям за данную услугу.
Представленный истцом расчет ответчиком предметно не оспорен, в связи с чем принимается судом.
В части исковых требований об обязании АО «УК «Солнечногорск» произвести перерасчет оплаты за текущий ремонт, за противопожарные мероприятия за период с июня 2015 года по апрель 2017 года, суд также не усматривает законных оснований для их удовлетворения, поскольку из письменных пояснений представителя ответчика следует, что работы по текущему ремонту многоквартирного дома выполнены в полном объеме, противопожарные мероприятия проводятся, система ДУиППА в многоквартирном доме находится в рабочем состоянии, эксплуатируется в соответствии с нормативами. Доказательств обратного суду не представлено, достаточных оснований для иных выводов истцами не приведено.
Разрешая требования об обязании ответчика произвести перерасчет по начислению «долг прошлых периодов» за ноябрь 2016 года, суд не усматривает оснований для их удовлетворения, как необоснованных, поскольку из возражений ответчика следует, что указанный вид начисления за период с января по май 2016 года вытекают из договоров, заключенных АО «УК «Солнечногорск» с АО «Эдис» и ООО «Арктика Сити» на обслуживание лифта и вывод ТБО, при передаче базы по собственникам из ИРКЦ в ООО «МосОблЕИРЦ» долги по этим услугам поименовали как «долг прошлых периодов».
Доводы истцом о перерасходе денежных средств сверх тарифа на содержание расчетного центра в период с июня по декабрь 2015 года, суд не может признать обоснованными, поскольку доказательств того, что переплата происходила за счет жильцов дома не представлено, в то время как из возражений представителя ответчика следует, что оплата услуг расчетного центра ООО «МосОблЕИРЦ» производится за счет собственных средств АО «УК «Солнечногорск». Допустимых и относимых доказательств обратного стороной истцов не представлено.
При таких данных, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований об произвести перерасчет оплаты за техобслуживание индивидуального теплового пункта. Правых оснований для удовлетворения остальной части иска в рамках заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Коноваленко Елены Владимировны, Акуловой Нины Григорьевны, Бурухина Анатолия Анатольевича, Качанова Дмитрия Владимировича, Леоновой Альбины Егоровны к АО «УК «Солнечногорск» об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг – удовлетворить частично.
Обязать АО «УК «Солнечногорск» произвести перерасчет оплаты за техобслуживание индивидуального теплового пункта: Коноваленко Елене Владимировне в размере 922 руб. 74 коп., Акуловой Нине Григорьевне в размере 765 руб. 77 коп., Бурухину Анатолию Анатольевичу в размере 1228 руб. 50 коп., Качанову Дмитрию Владимировичу в размере 765 руб. 77 коп., Леоновой Альбине Егоровне в размере 756 руб. 20 коп.
В удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет платы по услуге отопление, за противопожарные мероприятия и обслуживание противопожарной системы безопасности, за текущий ремонт, и по начислению «долг прошлых периодов» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 26 марта 2018 года.
Судья Байчоров Р.А.