№ 2а-2101/2019
64RS0047-01-2019-001725-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2019 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Романовой Ю.А.,
с участием представителя административного истца Прокофьевой Т.Ю., действующей на основании доверенности от 31 марта 2019 г., сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Воскресенского района Саратовской области защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации, размещенной на интернет-сайте запрещенной
установил:
Прокурор Воскресенского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной на сайте с URL адресом https://www.youtube.com/watch?v=vvExt50AY9A, https://www.youtube.com/watch?v=8E2B88_MFgg, https://www.youtube.com/watch?v=LV3XDKmXN0U, https://www.youtube.com/watch?v=UuhjT3QCcZI, https://www.youtube.com/watch?v=cLh7WkKFIiQ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обосновании заявления указано, что в ходе мониторинга установлено, что на страницах сайта https://www.youtube.com/watch?v=vvExt50AY9A, https://www.youtube.com/watch?v=8E2B88_MFgg, https://www.youtube.com/watch?v=LV3XDKmXN0U, https://www.youtube.com/watch?v=UuhjT3QCcZI, https://www.youtube.com/watch?v=cLh7WkKFIiQ содержится информация пропагандирующая деятельность зацеперов, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов снаружи пассажирских вагонов и способы избежания обнаружения зацеперов на подъездах к железнодорожным станциям, даются подробные разъяснения и советы начинающим зацеперам, способы посадки и высадки на ходу поезда, проезда на подножках, крышах вагонов и других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.
Вход на указанные сайты и просмотр размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, побуждающей граждан приобретать, без прохождения соответствующей программы обучения, дипломов, способствует совершению преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу действующего законодательства предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Таким образом, размещенный в сети «Интернет» названный сайт нарушает требования действующего законодательства, в связи с чем административный истец обратился с настоящим иском и просил признать информацию, размещенную в сети Интернет на Интернет сайтах https://www.youtube.com/watch?v=vvExt50AY9A, https://www.youtube.com/watch?v=8E2B88_MFgg, https://www.youtube.com/watch?v=LV3XDKmXN0U, https://www.youtube.com/watch?v=UuhjT3QCcZI, https://www.youtube.com/watch?v=cLh7WkKFIiQ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца Прокофьева Т.Ю. в судебном заседании поддержала исковое заявление в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, в представленном заявлении просил дело рассмотреть без его участия.
Суд с учетом мнения представителя административного истца и положений
ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.
Судом установлено, что 26 марта 2019 г. прокуратурой Воскресенского района Саратовской области проведен мониторинг по выявлению сайтов и объявлений в сети Интернет, нарушающих законодательство.
В рамках проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на страницах Интернет-сайтов: https://www.youtube.com/watch?v=vvExt50AY9A, https://www.youtube.com/watch?v=8E2B88_MFgg, https://www.youtube.com/watch?v=LV3XDKmXN0U, https://www.youtube.com/watch?v=UuhjT3QCcZI, https://www.youtube.com/watch?v=cLh7WkKFIiQ содержится информация пропагандирующая деятельность зацеперов, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов снаружи пассажирских вагонов и способы избежания обнаружения зацеперов на подъездах к железнодорожным станциям, даются подробные разъяснения и советы начинающим зацеперам, способы посадки и высадки на ходу поезда, проезда на подножках, крышах вагонов и других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющий вид их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте предусмотрена административная ответственность.
Информация, размещенная на страницах указанных сайтов, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению преступных действий и правонарушений, что запрещено законом и данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.
Целью предъявления административного иска, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателей страниц сайта и сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки приведенные указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информация, в реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru).
Вход на указанные сайты и просмотр размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и об их удовлетворении.
При рассмотрении спора судом предпринимались меры для установления правообладателя Интернет-сайтов. Однако достоверно установить конкретного правообладателя не удалось.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Воскресенкого района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу https://www.youtube.com/watch?v=vvExt50AY9A, https://www.youtube.com/watch?v=8E2B88_MFgg, https://www.youtube.com/watch?v=LV3XDKmXN0U, https://www.youtube.com/watch?v=UuhjT3QCcZI, https://www.youtube.com/watch?v=cLh7WkKFIiQ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта https://www.youtube.com/watch?v=vvExt50AY9A, https://www.youtube.com/watch?v=8E2B88_MFgg, https://www.youtube.com/watch?v=LV3XDKmXN0U, https://www.youtube.com/watch?v=UuhjT3QCcZI, https://www.youtube.com/watch?v=cLh7WkKFIiQ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Саратова.
Мотивированный текст решения изготовлен 28 мая 2019 г.
Судья С.Ю. Андреева