судья Котов Р.В. УИД 11RS0001-01-2024-002533-60
Дело № 21-265/2024 (№ 12-264/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Колосова Н.Е.,
с участием прокурора Яковлевой Т.Р.,
при секретаре судебного заседания Панькиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 мая 2024 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу генерального директора акционерного общества «Комиавиатранс» Скрипина Ю.Д. на постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Измалковой Л.С. от 29 января 2024 года № 11/4-240-23-ППР/12-319-И/20-194 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Комиавиатранс»,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Измалковой Л.С. от 29 января 2024 года № 11/4-240-23-ППР/12-319-И/20-194 Акционерное общество «Комиавиатранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Комиавиатранс» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просило постановление должностного лица отменить, прекратить производство по делу, указав, что постановление не соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в нем не указано на положения ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает возможность оплаты наложенного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа. Помимо этого полагало назначенное наказание чрезмерным и не соответствующим фактическим обстоятельствам, при которых произошло нарушение сроков направления запрошенной информации. Также указывало, что допущенное нарушение следовало квалифицировать по ст. 15.33 КоАП РФ.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2024 года постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Измалковой Л.С. от 29.01.2024 № 11/4-240-23-ППР/12-319-И/20-194 о привлечении АО «Комиавиатранс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
В жалобе генерального директора акционерного общества «Комиавиатранс» Скрипина Ю.Д., поданной в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене или изменении постановления, приводятся доводы, аналогичные доводам, указанным в жалобе на постановление, поданной в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Защитник АО «Комиавиатранс», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, в судебное заседание не явился.
Прокурор Яковлева Т.Р. полагает оспариваемые акты законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3,4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, в результате проведения проверки Сыктывкарской транспортной прокуратурой в связи с обращением ФИО8 по вопросу соблюдения требований трудового законодательства в части своевременности выплаты пособия по временной нетрудоспособности работнику АО «Комиавиатранс» установлено, что лист нетрудоспособности ФИО9. № <Номер обезличен> и запрос сведений ФСС поступил в АО «Комиавиатранс» для передачи соответствующих сведений 07.11.2023 (в соответствии с данными, содержащимися в АО СКВ «Контур», применяемой АО «Комиавиатранс» в том числе для работы электронными листами нетрудоспособности). Срок передачи сведений Обществом в территориальный орган страховщика - 10.11.2023. Вместе с тем, сведения для оплаты указанного электронного листка нетрудоспособности направлены работодателем лишь 27.11.2023.
В нарушение указанных требований трудового законодательства АО «Комиавиатранс» при наступлении страхового случая по нетрудоспособности не передало в ОСФР в установленный законом срок сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия работнику ФИО10., что явилось следствием отсутствия должного контроля за поступающими электронными листами нетрудоспособности со стороны должностных лиц Общества и повлекло нарушение законных прав работника.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Комиавиатранс» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Факт нарушения юридическим лицом требований трудового законодательства подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением Сыктывкарского транспортного прокурора от 25 декабря 2023 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, листками нетрудоспособности, расчетными листками, копией коллективного договора, устава, иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судьей городского суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.
Ст. 183 ТК РФ предусмотрено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
По общему правилу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно положений ст. 2.2 Закона 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в п. 1 ч.1 ст. 5 настоящего Федерального закона, выплачивается в том числе застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 утверждены Правила получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - Правила).
Так, согласно пункта 7 Правил страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных выше требований трудового законодательства АО «Комиавиатранс» при наступлении страхового случая по нетрудоспособности не передало в ОСФР в установленный законом срок сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия работнику ФИО11., что повлекло нарушение законных прав работника.
Таким образом, АО «Комиавиатранс» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного штрафа 40 000 рублей назначено АО «Комиавиатранс» с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, принимая во внимание, что ранее данное лицо не привлекалось к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, о том, что в силу ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями, указанным в настоящей статье Кодекса, суд не может принять во внимание в силу следующего.
Исходя из положений части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из условий возможности ее применения является совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Частью 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что проверка соблюдения трудового законодательства проведена Сыктывкарской транспортной прокуратурой по обращению гражданина, в связи с чем, вопреки доводам подателя жалобы, необходимость указания в постановлении положений статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает возможность оплаты наложенного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа у административного органа отсутствует, поскольку правонарушение было выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения АО «Комиавиатранс» требований трудового законодательства по конкретному обращению гражданина. В силу прямого указания в пункте 7 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора не относится к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Наказание АО «Комиавиатранс» назначено с учетом фактических обстоятельств, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок, в пределах санкции части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья городского суда правильно применил нормы материального права, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу требований статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь требованиями статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Измалковой Л.С. от 29 января 2024 года № 11/4-240-23-ППР/12-319-И/20-194 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Комиавиатранс» оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества «Комиавиатранс» Скрипина Ю.Д. - без удовлетворения.
Судья Н.Е. Колосова