№ 2-317/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31.07.2018 г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края
в составе:
председательствующего: судьи Лушер Т.А.
с участием истца Осипенко Л.И., представителя Морозовой Т.Н., представителей Дрёмина В.Е. Осипенко Л.И. и Морозовой Т.Н., представителя ООО «Управляющая компания Первореченского района» Ильиных А.А., представителя Администрации г. Владивостока Бадаевой А.В.,
при секретаре: Брыжеватой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипенко Людмилы Ильиничны, Дрёмина Виктора Евгеньевича к администрации г. Владивостока, третьи лица НК «Альянс» ОАО «Приморнефтепродукт», КГУП «Приморский водоканал», ООО «Управляющая компания Первореченского района» о возложении обязанности провести работы по организации системы водоотведения для квартиры № № по проспекту <адрес>», соответствующей всем строительно-техническим и санитарным нормам и правилам,
УСТАНОВИЛ:
Осипенко Л.И. обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она проживает в квартире № № по проспекту <адрес> на основании договора социального найма, который заключен между администрацией г. Владивостока и Дрёминым В.Е. Названый жилой дом отнесен к муниципальной собственности и принят на баланс от ОАО «Нефтепродут» вместе с нежилыми помещениями. После передачи дома на баланс администрации, ОАО «Нефтепродукт» перекрыл (заглушил) водоотведение жителям дома, что лишило их системы канализации. На многочисленные обращения в администрацию г. Владивостока об организации системы водоотведения, не дали положительного результата. Просит суд обязать администрацию г. Владивостока произвести работы по организации водоотведения для <адрес> путем подключения к централизованной системе городской канализации.
В ходе рассмотрения дела к участию привлечен наниматель жилого помещения по <адрес> Дрёмин В.Е.
15.01.2018г. уточнив требования истец просил обязать администрацию г. Владивостока произвести работы по организации водооотведения для <адрес> путем подключения к централизованной системе городской канализации или установки локальной очистительной системы.
В дальнейшем, истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд обязать Администрацию г. Владивостока провести работы по организации системы водоотведения для квартиры № № по проспекту <адрес>, соответствующей всем строительно-техническим и санитарным нормам и правилам.
В судебном заседании истец Осипенко Л.И., действующая за себя и как представитель 3-его лица Дрёмина В.Е., представитель Морозова Т.Н. поддержали заявленные требования, с учетом уточнений, подтвердив основания и доводы изложенные в иске, настаивали на удовлетворении требований, исходя из имеющейся совокупности доказательств, в том числе заключения судебной строительно-технической экспертизы ООО «Проектно-диагностический центр «Гарант».
В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока, представив письменный отзыв и дополнения, настаивала отказе в удовлетворении требований. В случае удовлетворения исковых требований просила установить срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу, в силу следующего.
Полномочия органов местного самоуправления, исходя из системного анализа положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», сводятся к осуществлению организационных, властно-распорядительных мероприятий, но не к их фактическому осуществлению. Организация работ по приведению системы водоотведения для <адрес> соответствующей всем строительно-техническим и санитарным нормам и правилам представляет собой перечень мер, направленных на привлечение третьих лиц для проведения соответствующих работ, оказания услуг. В данном случае, мероприятия могут быть организованы при достаточном финансировании и посредством заключения муниципального контракта на выполнение работ.Администрация г. Владивостока, являясь распорядителем денежных средств бюджета Владивостокского городского округа, вправе осуществлять расходование бюджетных средств только в рамках статей, которые предусмотрены в бюджете города на очередной финансовый год.
Представитель ООО «Управляющая компания Первореченского района» в судебном заседании пояснил, что в рамках Агентского договора, заключенного между администрацией г. Владивостока ( Принципал) и компанией ( Агент) оказывают услуги по содержанию дома, в отношении заявленных требований не возражают.
Представитель КГУП «Приморский водоканал», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уведомив суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ранее участвуя в деле, представил письменный отзыв о том, что сети канализации, проходящие от жилого <адрес> в хозяйственное ведение предприятия не передавались. В настоящее время предприятие производит начисление платы за водоснабжение жилым помещениям, расположенным в указанном доме без учета канализации.
В адрес предприятия за период с 01.01.2011г. обращений для выдачи условий подключения к канализации от жителей дома не поступало.
Представитель НК «Альянс» ОАО «Приморнефтепродукт»,будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив сведений об уважительности причин неявки.
Дрёмин В.Е., будучи привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, уведомив суд о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителей.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу следующего.
Как установлено, Осипенко Л.И., Дрёмин В.Е., проживают в квартире № № по проспекту Острякова, <адрес> на основании договора социального найма, заключен между администрацией г. Владивостока и Дрёминым В.Е.
Жилой дом отнесен к муниципальной собственности и принят на баланс от ОАО «Нефтепродукт» вместе с нежилыми помещениями.
После передачи дома на баланс администрации, ОАО «Нефтепродукт» перекрыл (заглушил) водоотведение жителям дома, что лишило истцов системы канализации.
Несмотря на многочисленные обращения в администрацию г. Владивостока об организации системы водоотведения, не дали положительного результата.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения.
Согласно пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры и находится в ведении муниципального образования, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы водоотведения на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не подключен к центральной системе канализации, отведение хозяйственно-бытовых стоков из жилых помещений осуществляется в герметичный выгреб, расположенный в районе дома, организованный жителями дома самостоятельно.
Порядок и особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения регламентирован Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.07.2018) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Для определения, имеется ли техническая возможность подключение <адрес> к централизованной системе водоотведения судом по ходатайству представителя ответчика назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО Проектно-диагностический центр «Гарант».
Согласно заключению судебной экспертизы от 28.04.2018 г., имеется техническая возможность подключения <адрес> к централизованной системе водоотведения. Необходимо разработать проектное решение на устройство канализационной сети с учетом имеющихся внутренних и наружных инженерных сетей, а также обосновать целесообразность проекта. В случае невозможности подключения централизованной системы водоотведения к имеющемуся выпуску канализации дома необходимо осуществить перекладку внутренней системы водоотведения данного дома. В ходе проведенного обследования выяснено, что в настоящее время водоотведение дома В» по проспекту Острякова осуществляется путем отведения хозяйственно-бытовых в жилого дома в выгребную яму, расположенную на прилегающей территории дома. Водоотведение <адрес> не соответствует строительно-техническим и санитарным нормам и правилам. Жилой дом не обеспечен системой канализации, соответствующей всем предъявляемым нормативным требованиям. Водоотведение <адрес> может быть организовано тремя способами: подключение к централизованной системе водоотведения, реконструкции старой системы водоотведения или устройство новой автономной системы канализации.
Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в деле доказательства, суд полагает, что заключение, составленное экспертом ООО Проектно-диагностический центр «Гарант» является допустимым доказательством заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Данное заключение дано уполномоченным лицом, о чем говорят приложенные к заключению документы. Данный документ соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1988 г. № 135-ФЗ. Заключение не содержит неоднозначного толкования и отражает сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результата проведения оценки. В отчете указаны стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта исследования, обоснования использования подходов оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта данных с указанием источников их получения, эксперт предупрежден об ответственности по ст. 307 УК РФ, выводы эксперта согласуются с фактическими обстоятельствами дела и представленными доказательствами. Указанное заключение составлено с осмотром поврежденного имущества, содержит подробную исследовательскую часть с указанием на методику подключения централизованной системы водоотведения.
Согласно письму №3483 от 13.12.2013 г. от НК «Альянс» ОАО «Приморнефтепродукт» (в настоящее время АО «ННК-Приморнефтепродукт») обществу с ограниченной ответственностью
«Управляющая компания Первореченского района» ранее существующая сеть канализации, через которую на протяжении длительного времени осуществлялся сброс хозяйственно-бытовых стоков <адрес> - примитивно оборудованный выпуск в акваторию Лихтерной гавани Амурского залива.
Согласно ответу Администрации города Владивостока Кузьменко Е.В. от 24.07.2014 г. № 10009, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу и природоохранной прокуратурой было предписано НК «Альянс» ОАО «Приморнефтепродукт» (ныне АО «ННК-Приморнефтепродукт») устранить выявленные нарушения в сфере природопользования. В целях выполнения предписания АО «ННК-Приморнефтепродукт» заглушил сеть канализации, подключенной к многоквартирному жилому дому <адрес>.
Таким образом, система водоотведения многоквартирного жилого дома была ликвидирована.
Изучив представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный жилой <адрес> ранее к централизованной системе канализации подключен не был.
В соответствии п. 4.5 СП 54.13330.2016 Дома жилые одноквартирные, Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001.-М, и 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. Согласно п. 4.4 СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий, Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*.-М в неканализированных районах населенных пунктах допускается оборудовать выгребами жилые здания высотой один-два этажа.
Однако обследуемый жилой дом находится в канализированном районе, а существующее водоотведение методом сбора и откачки сточных вод не отвечает данному требованию.
Таким образом, по актуальным нормативным требованиям жилой дом, расположенный по адресу <адрес> должен быть беспечен системами канализации.
Учитывая, что на администрацию г. Владивостока, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы водоотведения на территории муниципального образования, то суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание, что устройство канализации производится по предварительно выполненному проекту и сметной документации, которые будут отвечать строительно-техническим, санитарно-гигиеническим и природоохранным нормативным требованиям, для оформления которых требуется значительный временной промежуток, то суд полагает возможным удовлетворить ходатайство администрации г. Владивостока в части предоставлении срока на выполнение работ – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Осипенко Людмилы Ильиничны, 3-е лицо Дрёмин Виктор Евгеньевич к администрации г. Владивостока, третьи лица НК «Альянс» ОАО «Приморнефтепродукт», КГУП «Приморский водоканал», ООО «Управляющая компания Первореченского района» о возложении обязанности провести работы по организации системы водоотведения для квартиры № № по проспекту <адрес>, соответствующей всем строительно-техническим и санитарным нормам и правилам, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Владивостока провести работы по организации системы водоотведения для квартиры № № по проспекту <адрес>, соответствующей всем строительно-техническим и санитарным нормам и правилам, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда 10.08.2018г.
Судья Т.А. Лушер