ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
судья Редикальцева Н.Н.
дело № 21-88
поступило 12 марта 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2020 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Ащеуловой Т.А.,
У С Т А Н О В И Л:
1. Постановлением начальника отдела КМАП Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Климова М.А. от 11 ноября 2019 года индивидуальный предприниматель Ащеулова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, ей назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.
Ащеулова обжаловала постановление должностного лица в районный суд.
Решением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 14 января 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Ащеуловой – без удовлетворения.
Ащеулова обжаловала постановление должностного лица и решение районного суда в вышестоящий суд.
Ходатайство об отложении рассмотрения дела от Ащеуловой не поступило, поэтому дело рассмотрено в ее отсутствие.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Часть 2 статьи 31 данного Федерального закона предусматривает, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Из материалов дела видно, что 19 сентября 2019 года автотранспортное средство МАЗ, государственный номер ..., под управлением водителя С., осуществляло движение с превышением допустимой нагрузки на ось АТС, установленной Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, без специального разрешения.
Согласно акту результатов измерения весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства № 7201 от 19 сентября 2019 года фактическая нагрузка на 2-ю ось транспортного средства составила 10,38 тонны при допустимой нагрузке 10 тонн. Превышение составило 3,78 %.
Весовой контроль осуществлен на СПВК-1 (Республика Бурятия) 443 км федеральной автодороги Р-258 «Байкал».
Водитель С в своем объяснении от 19 сентября 2019 года указал, что перевозчиком является индивидуальный предприниматель Ащеулова и представил путевой лист, согласно которому перевозчиком груза является индивидуальный предприниматель Ащеулова.
На основании этих доказательств должностное лицо, а затем районный суд пришли к правильному выводу о виновности Ащеуловой в совершении административного правонарушения.
3. Оспаривая привлечение к административной ответственности, Ащеулова ссылается на то, что не принимала на себя обязанность перевезти груз по договору перевозки груза, путевой лист содержит только сведения о проведении Ащеуловой предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Этот довод проверен районным судом и обоснованно отклонен, поскольку в путевом листе имеются сведения об Ащеуловой как о предпринимателе, осуществляющем перевозочную деятельность, данные путевого листа скреплены печатью индивидуального предпринимателя Ащеуловой.
Довод о том, что 1 сентября 2019 года автомобиль передан собственником Ащеуловым П.В. в аренду С, правомерно отклонен районным судом, поскольку 19 сентября 2019 года С не предъявил договор должностным лицам и не ссылался на то, что владеет автомобилем на основании договора аренды.
Довод о том, что должностное лицо неправомерно отказало в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства Ащеуловой, нельзя принять во внимание.
Это ходатайство рассмотрено должностным лицом в установленном порядке с вынесением письменного мотивированного определения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, которая изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009, право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении, в частности, при проведении по делу об административном правонарушении административного расследования, поскольку в данном случае на основании части 2 статьи 29.5 КоАП РФ такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ответ на вопрос № 9).
По данному делу проведено административное расследование, поэтому в рассмотрении дела по месту жительства Ащеуловой отказано правомерно.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела КМАП Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 11 ноября 2019 года и решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 14 января 2020 года оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Ащеуловой Т.А. – без удовлетворения.
Судья