Дело № 2-1790/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 октября 2018 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Горбань И.А.,
при секретаре Заярской Н.Г.,
с участием:
истцов Печерица А.М., Коротеевой Н.А., Кривощекова И.Н., Кривощековой А.А.,
представителя истцов - Руднева А.А., действующего в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,
представителя ответчика Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печерица А.М., Коротеевой Н.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Печерица А.А. и Печерица Д.А., Кривощекова И.Н., Кривощековой А.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Кривощекова Р.И. и Кривощековой А.И. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними, зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до конца 2019 года.
В обоснование своих доводов истцы указали, что Коротеева Н.А. и Кривощекова А.А. зарегистрированы и являются сособственниками квартиры по адресу: <адрес>. Помимо них в указанной квартире зарегистрированы и постоянно проживают Печерица А.М., Печерица А.А., Печерица Д.А., Кривощеков И.Н., Кривощеков Р.И., Кривощекова А.И., всего 8 человек. Указанный жилой дом был признан ветхим, а граждане, зарегистрированные в нем, включены в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени «В.И. Ленина» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности. Они составом семьи 8 человек так же включены в указанный список, однако Администрация города Новошахтинска уклоняется от заключения с ними договора на приобретение жилья на вторичном рынке. 26.06.2018 они обращались в Администрацию г. Новошахтинска с заявлением о заключении с ними договора на получение социальной выплаты для покупки жилья на вторичном рынке. Согласно ответу Администрации города Новошахтинска от 23.07.2018 № они составом семьи 8 человек включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени «В.И. Ленина» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности. Так же в ответе сказано - список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчета размера предоставляемых в 2018 году социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами на предусмотренный в 2018 году муниципальному образованию «Город Новошахтинск» объем средств сформированы и согласованы в Минэнерго РФ. Рассмотрение вопроса о включении их в список расчета размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами и заключение договора на предоставление социальной выплаты возможно при наличии средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в 2019 году. Из смысла указанного письма очевидно, что Администрация города Новошахтинска не хочет заключить с ними указанный договор. Формулировка: при наличии средств в 2019 году достаточно расплывчата и неясна, если учесть, что Администрация г. Новошахтинска знает о количестве выделяемых средств на указанную программу в 2019 году, но при этом уклоняется от заключения с ними договора. В настоящее время им положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 144 кв.м. Они желают направить положенную им социальную выплату на приобретение жилья на вторичном рынке, соответствующего критериям для переселения в него в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков». Ветхий дом по адресу: <адрес>, весь расселен, осталась только одна их квартира. Им приходится самостоятельно заботиться о состоянии не только своей квартиры, но и всего дома. В пустующие квартиры начинают проникать посторонние лица и разбирать дом. Неоднократно своими силами тушили костры, оставленные неизвестными им лицами. Проживание в данном ветхом доме создает угрозу жизни не только взрослым гражданам, но и детям. Считают, что они имеют право первоочередного переселения.
Истцы и их представитель Руднев А.А., действующий в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержали исковые требования и просили их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, при этом уточнили срок заключения спорного договора до 31.12.2019.
Представитель ответчика Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление.
Представитель третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Коротеева Н.А. и Кривощекова А.А. являются собственниками квартиры <адрес>.
В данной квартире зарегистрированы и проживают все истцы, которые включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени «В.И. Ленина» ОАО «Ростовуголь», под ТЭО №.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города), установленной федеральным и областным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ЖК РФ защите в судебном порядке подлежат нарушенные (оспариваемые) права, в частности жилищные права.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
Помимо указанного, суд считает необходимым отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенным, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Из материалов дела следует, что истец Коротеева Н.А. 26.06.2018 обращалась в Администрацию г. Новошахтинска с письменным заявлением о рассмотрении вопроса о заключении с их семьей договора о предоставлении социальной выплаты для переселения из ветхого жилья и приобретения жилья на вторичном рынке. Из ответа от 23.07.2018 на данное обращение за подписью первого заместителя Главы Администрации города Б.С.А. следует, что заключить договор о предоставлении социальной выплаты не представляется возможным в виду отсутствия средств. Список граждан, подлежащих переселению на выделенные в 2018 году муниципальному образованию «Город Новошахтинск» денежные средства, сформирован на весь объем денежных средств и согласован в Министерстве энергетики РФ, а включение в список на переселение в 2019 году возможно только при наличии средств. При этом конкретный срок переселения истцов в ответе не указан.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Согласно представленным Администрацией города Новошахтинска сведений, дом <адрес> является шестиквартирным: жильцы 4 квартир переселены, жильцы одной квартиры исключены из списка, жильцы квартиры, в которой проживают истцы, не переселены.
Учитывая вышеизложенное, суд считает невозможным проживание в спорном доме, так как его признанное состояние (аварийный и подлежащий сносу) создает угрозу жизни и здоровью истцов, и приходит к выводу, что проведение «выборочного» переселения из ветхого жилья, отсутствие в Администрации г. Новошахтинска графика переселения граждан и соответственно даты переселения из аварийного жилья истцов, а также то, что с истцами по неясным причинам не заключен договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме установленной Министерством энергетики РФ, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов истцов.
Восстановить нарушенные права истцов суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы представителя ответчика, изложенные в письменном возражении на исковое заявление, суд находит несостоятельными и не принимает их во внимание.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Печерица А.М., Коротеевой Н.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Печерица А.А. и Печерица Д.А., Кривощекова И.Н., Кривощековой А.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Кривощекова Р.И. и Кривощековой А.И. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области заключить с Печерица А.М., Коротеевой Н.А., Печерица А.А., Печерица Д.А., Кривощековым И.Н., Кривощековой А.А., Кривощековым Р.И., Кривощековой А.И., зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до 31.12.2019.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Горбань
Мотивированное решение суда составлено 30 октября 2018 года.