ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0003-01-2024-003622-22№ 2-3311/2024№ 33-11817/2024 | Председательствующий судья первой инстанции | Собакин А.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,
судей – Готовкиной Т.С., Сафонцевой Ю.А.,
при секретаре – Руденко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Киевского района г.Симферополя Республики Крым в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.М.Ефетова», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым-Фармация», Государственное казённое учреждение Республики Крым «Крымздрав», о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, компенсации морального вреда,
по апелляционному представлению заместителя прокурора Киевского района г.Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 16 сентября 2024 года,
УСТАНОВИЛА:
В июле 2024 года заместитель прокурора Киевского района г.Симферополя Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране здоровья граждан и социальной защите инвалидов, в результате которой установлено, что согласно данным Единой медицинской информационной системы здравоохранения Республики Крым, должностными лицами ГБУЗ РК «Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.М.Ефетова» представлена потребность ФИО1 в лекарственном препарате «Олапариб» в рамках основной заявки на 2024 год в количестве 12 упаковок. Должностными лицами медицинского учреждения в 2024 году ФИО1 выписаны рецепты: ДД.ММ.ГГГГ (рецепт серии 35104 №), ДД.ММ.ГГГГ (рецепт серии 35104 №), ДД.ММ.ГГГГ (рецепт серии № №) на лекарственный препарат «Олапариб», которые имеют статус «отоварен». Однако, ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО1 за выпиской рецепта на лекарственный препарат «Олапариб», последней отказано в выдаче данного рецепта, поскольку препарат отсутствует в аптечной сети. В ходе проверки также установлено, что между Министерством здравоохранения и ООО «Юг-Фармация» заключен контракт № на поставку лекарственного препарата для медицинского применения «Олапариб». Согласно вышеуказанному контракту объектом закупки являлись 1512 таблеток лекарственного препарата «Олапариб». В одной упаковке лекарственного препарата «Олапариб» содержится 56 таблеток, таким образом, количество закупаемых упаковок составило лишь 27 упаковок. В апреле 2024 года лекарственный препарат «Олапариб» включен в приказ Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении заявки на закупку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан категории «онкология» по региональной льготной программе» в количестве 26 упаковок. Лекарственный препарат «Олапариб» поступил ДД.ММ.ГГГГ - 14 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ -13 упаковок, однако, по настоящее время ФИО1 необходимым лекарственным препаратом не обеспечена, закупка препарата Министерством здравоохранения Республики Крым не осуществлена, вследствие чего пациент испытывал стресс, нравственные страдания, ей был причинен моральный вред в виде переживаний в связи с необеспечением её жизненно важным препаратом, нарушением ее права в сфере здоровья, фактически лечение было прервано. На основании изложенного, прокурор просил возложить обязанность на Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечивать ФИО1 ежемесячно на постоянной основе лекарственным препаратом «Олапариб», назначенным главным внештатным специалистом онкологом по противоопухолевой лекарственной терапии Министерства здравоохранения Республики Крым на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя от 11 июля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены - ГУП РК «Крым-Фармация», ГКУ РК «Крымздрав» (л.д.29).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 сентября 2024 года в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Киевского района г.Симферополя Республики Крым в интересах ФИО1 отказано.
Не согласившись с решением суда, заместитель прокурора Киевского района г.Симферополя Республики Крым подал апелляционное представление, в котором просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указано, что лекарственный препарат «Олапариб» ФИО1 должна принимать на постоянной основе, дважды в сутки, потребность ФИО1 в лекарственном препарате составляет 2 упаковки в месяц. В январе, апреле, июне, августе ФИО1 препаратом «Олапариб» не обеспечена, что негативно сказалось на её физическом и моральном состоянии. Министерством здравоохранения Республики Крым представлен скриншот, согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на Центральный аптечный склад поставлено 96 упаковок лекарственного препарата «Олапариб». При этом, в рамках основной заявки на 2024 год должностными лицами ГБУЗ РК «Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.М.Ефетова» учтена потребность на 10 пациентов, в том числе ФИО1, в количестве 240 упаковок, таким образом, судом не принят во внимание факт того, что в Республике Крым помимо ФИО1 имеются иные необеспеченные указанным препаратом пациенты. Судом также оставлен без внимания факт необеспечения ФИО1 лекарственным препаратом «Олапариб» в январе, апреле, июне, августе 2024 года. Судом не дана надлежащая оценка ответу ГБУЗ РК «Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.М.Ефетова» от ДД.ММ.ГГГГ №, находящемуся в материалах дела, согласно которому альтернативы лекарственному препарату «Олапариб» нет. Судом не приняты во внимание пояснения истца, как в устном, так и письменном виде, о том, что ФИО1 до сих пор испытывает страх за свою жизнь, мучается от боли, в связи с ухудшением состояния здоровья, а прием назначенного лекарственного препарата является гарантом ее жизни. Перерыв в лечении недопустим, отсутствие препарата может привести к необратимым последствиям.
В судебном заседании прокурор Шалева М.В. просила удовлетворить апелляционное представление по доводам, изложенным в нем.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Крым Кот А.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ в суд апелляционной инстанции не явились. Руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является инвалидом второй группы с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии № №, выданной Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда России (л.д.22-23).
Согласно выписному эпикризу ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном лечении в отделении онкогинекологии ГБУЗ РК «Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.И. Ефетова» (л.д.107).
Заключениями главного внештатного специалиста онколога по противоопухлевой лекарственной терапии Министерства здравоохранения Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 назначен лекарственный препарат «Олапариб» 150 мг №, таблетки 600 мг в сутки, в месяц 2 упаковки (л.д. 13-18, 121-122).
Из протокола заседания подкомиссии врачебной комиссии ГБУЗ РК «Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.И. Ефетова» по назначению лекарственных препаратов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выписаны рецепты на препарат Олапариб 150 мг № упаковки, которые необходимо принимать ежедневно (л.д.127, 130, 131, 133).
Согласно ответу ГБУЗ РК «Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.И. Ефетова» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлен диагноз рак яичников №. Пациентка является региональным и федеральным льготополучателем, установлена 2 группа инвалидности. Заключение главного внештатного специалиста онколога по противоопухолевой лекарственной терапии № оформлено ДД.ММ.ГГГГ. Альтернативы лекарственному препарату «Олапариб» нет. На январь 2024 года количество пациентов нуждающихся в терапии лекарственным препаратом «Олапариб» - 10 человек (л.д.8).
Из ответа Министерства здравоохранения Республики Крым от 26 июня 2024 года следует, что персонифицированные данные ФИО1 имеются в едином регистре льготополучателей Республики Крым по федеральной льготной программе и региональной льготной программе. Сформировано заключение главного внештатного специалиста онколога по противоопухолевой лекарственной терапии Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Оформлена персонифицированная заявка в программе Единой медицинской информационной системы здравоохранения Республики Крым на лекарственный препарат «Олапариб». На ФИО1 имеются выписанные рецепты за период с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «Олапариб» (л.д.10).
Как усматривается из отзыва на исковое заявление ГБУЗ РК «Крым-Фармация», по данным программы Единой медицинской информационной системы здравоохранения Республики Крым персонифицированные данные ФИО1 имеются в едином регистре льготополучателей Республики Крым по региональной программе льготного лекарственного обеспечения по программе обеспечения необходимыми лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета. Согласно Единой медицинской информационной системе здравоохранения Республики Крым у пациентки ФИО1 имеются выписанные рецепты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат с МНН «Олапариб» табл. п.п.п., 150 мг, №: Рецепты серии 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ имеют статус «Отоварен». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат с МНН «Олапариб» отсутствует на остатках ЦАС и в аптечной сети ГП РК «Крым-Фармация» (л.д.37-39).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Крым и ООО «Циркон» заключен государственный контракт № на поставку лекарственного препарата для медицинского применения «Олапариб» в количестве 108 штук (л.д.45-60).
Как следует из возражений Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт, планируемая дата поставки ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается информацией из ЕИС-Закупки и государственным контрактом. Лекарственный препарат с МНН «Олапариб табл, п.п.о., 150 мг, №» в 2024 году по программе РЛО поступил на ЦАС: ДД.ММ.ГГГГ - 6 упаковок (согласно разнарядке, к приказу Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении дополнительной персонифицированной заявки на закупку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан по региональной льготе» для пациентки ФИО9); ДД.ММ.ГГГГ - 3 упаковки, ДД.ММ.ГГГГ - 14 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ - 13 упаковок; ДД.ММ.ГГГГ - 26 упаковок. Лекарственный препарат с МНН «Олапариб табл, п.п.о., 150 мг, №» в 2024 году по программе ОНЛП поступил на ЦАС: ДД.ММ.ГГГГ - 3 упаковки. Реестр рецептов, выписанных на имя ФИО1: рецепты серии 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ, 35104 № от ДД.ММ.ГГГГ имеют статус «Отоварен». Истец обеспечена лекарственным препаратом с МНН «Олапариб табл. п.п.о., 150 мг, №» до ДД.ММ.ГГГГ включительно (л.д.40-43).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 в 2024 году обеспечивалась необходимым лекарственным препаратом «Олапариб», выписанные ФИО1 и неотоваренные рецепты отсутствуют, лекарственный препарат «Олапариб» имеется в наличии в аптечной сети, в связи с чем, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, поскольку они не соответствуют требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует изложенным требованиям.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
В развитие положений Конституции Российской Федерации о Российской Федерации, как правовом и социальном государстве (статья 7), о праве каждого на жизнь (ч. 1 статьи 20), о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41) приняты Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 81-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В статье 4 Федерального закона N 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона N 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены, в том числе, инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353 (далее - Программа государственных гарантий; Программа).
Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при новообразованиях.
Согласно разделу V Программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Вышеуказанной программой предусмотрено обеспечение, в том числе, неработающих инвалидов II группы всеми лекарственными средствами.
В силу положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Крым, контролю в сфере охраны здоровья, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья и управления государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
В соответствии с п.1.1. Постановления Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 149 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Крым" министерство здравоохранения Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Крым (далее - в сфере охраны здоровья), контролю в сфере охраны здоровья, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья и управлению имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов Республики Крым.
Согласно п.32 ч.3.1 ст.3 Постановления Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 149 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Крым" министерство в соответствии с возложенными на него задачами устанавливает меры социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
Нуждаемость ФИО1, являющейся инвалидом II группы в лекарственном препарате «Олапариб» подтверждена материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Как следует из материалов дела, ФИО1, являющаяся инвалидом 2 группы, была обеспечена лекарственным препаратом «Олапариб» в мае 2023 года, июле 2023 года, августе 2023 года, сентябре 2023 года, феврале 2024 года, марте 2024 года, мае 2024 года, июле 2024 года.
Сведения об обеспечении ФИО1 лекарственным средством «Олапариб» в период с октября 2023 года по январь 2024 года, в июне 2024 года в материалы дела не представлены, что, безусловно, свидетельствует о нарушении гарантированного конституционного права истца на охрану здоровья.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об обеспечении истца в полном объеме лекарственным препаратом не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, кроме того, как следует из материалов дела, при отсутствии лекарственного препарата в аптечной сети, рецепт пациенту не выписывается.
Отказ в обеспечении ФИО1 лекарственным препаратом, фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, учитывая, что нуждаемость в непрерывной терапии рекомендована медицинским учреждением.
Доводы ответчика о том, что при отсутствии лекарственного препарата истец не лишена права на получение соответствующей терапии в условиях стационара, не может свидетельствовать о надлежащем ежедневном обеспечении последней лекарственным препаратом.
Кроме того, следует отметить, что доказательств того, что ФИО1 предлагалось получать терапию в дневном стационаре либо о ее направлении в дневной стационар по месту жительства, как альтернативный вариант, в случае такой возможности, материалы дела не содержат.
При этом, судебная коллегия исходит из того, что организация обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения заключаются в надлежащем и своевременном исполнении своих обязанностей.
Поскольку после составления медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому прокурор просит обеспечить истца ФИО1 лекарственным препаратом, составлялись также заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, судебная коллегия полагает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению, а именно путем возложения обязанности на Министерство здравоохранения Республики ФИО3 обеспечить ФИО1 ежемесячно на постоянной основе лекарственным препаратом «Олапариб» по жизненным показаниям в дозе рекомендованной уполномоченной медицинской организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
При разрешении требований о компенсации морального вреда судебная коллегия учитывает, что истец является инвалидом, в связи с чем имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, при этом несвоевременное получение необходимого ей по жизненным показаниям лекарственного препарата, безусловно влечет для истца неблагоприятные последствия, обусловленные возможными отрицательными последствиями из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого ей по жизненным показаниям. При этом вина и противоправные действия, имевшие место со стороны ответчика, выразившиеся в неисполнении возложенной на него обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае истца) в установленном порядке лекарственными препаратами установлена судом апелляционной инстанции. Обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своего требования о компенсации морального вреда, в суде апелляционной инстанции ответчиком не опровергнуты.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10000 рублей, что будет отвечать требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,-
определила:
Решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 16 сентября 2024 года отменить, принять по делу новое решение.
Возложить обязанность на Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт гражданина Российской Федерации серия № №, выдан МВД по Республике Крым ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) ежемесячно лекарственным препаратом «Олапариб» в полном объеме на постоянной основе по жизненным показаниям в дозе рекомендованной уполномоченной медицинской организацией.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Крым (ОГРН 1149102018504) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 декабря 2024 года.
Председательствующий судья Н.Н. Заболотная
Судьи: Т.С. Готовкина
Ю.А. Сафонцева