Судья: Саломатин А.А. Гр. дело № 33-12323/2019
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3515/2019)
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
29 октября 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Евдокименко А.А.,
судей Хаировой А.Х., Черкуновой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фоминой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе истца Колпакова Н.С. на решение Самарского районного суда г. Самары от 23 июля 2019 года, которым постановлено:
В«Рсковые требования Колпакова Рќ.РЎ. Рє ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области», ФГБУ «ГБ РњРЎРВ» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ признании решений незаконными, возложении обязанности РїРѕ установлению РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения представителей истца Колпакова Н.С. - Колпаковой Т.К. (по доверенности) и адвоката Кувина А.Ю. (по ордеру), поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы истца, возражения представителя ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» - Громовой А.М. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы истца, судебная коллегия
установила:
Рстец Колпаков Рќ.РЎ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє ответчикам Федеральному казенному учреждению «Главное Р±СЋСЂРѕ медико-социальной экспертизы РїРѕ Самарской области» Министерства труда Рё социальной защиты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее РїРѕ тексту – ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное Р±СЋСЂРѕ медико-социальной экспертизы» Министерства труда Рё социальной защиты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее РїРѕ тексту - ФГБУ ФБ МСРМинтруда Р РѕСЃСЃРёРё), указав РІ обоснование заявленных требований, что РЅР° основании справки, выданной филиалом в„– Рі. <адрес> ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ ему установлена * РіСЂСѓРїРїР° инвалидности бессрочно, причина инвалидности В«<данные изъяты>В». ДД.РњРњ.ГГГГ ГБУЗ Самарской области "<адрес> городская поликлиника" Колпакову Рќ.РЎ. было оформлено направление РЅР° медико-социальную экспертизу СЃ целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - РРџР Рђ). ДД.РњРњ.ГГГГ истец обратился РІ БМСР№ ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё СЃ заявлением РѕР± усилении РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности Рё разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида. Медико-социальная экспертиза истца проводилась ДД.РњРњ.ГГГГ РІ Р±СЋСЂРѕ в„– ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё СЃ целью установления РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности Рё разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида, Колпакову Рќ.РЎ. установлена * РіСЂСѓРїРїР° инвалидности РїРѕ ограничению способности Рє трудовой деятельности - <данные изъяты>., способности Рє передвижению - <данные изъяты>., способности Рє самообслуживанию - <данные изъяты>. СЃ причиной В«<данные изъяты>В» бессрочно, разработана РРџР Рђ СЃ показаниями Рє проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий. РЎ решением Р±СЋСЂРѕ РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ включения РРџР Рђ трудовых рекомендаций Рё РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности истец РЅРµ согласился, обжаловал его РІ ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ РїРѕСЂСЏРґРєРµ обжалования истец был освидетельствован РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ экспертном составе в„– ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё. Специалистами экспертного состава в„– разработана программа дополнительного обследования, включающая определение <данные изъяты> Рё РґСЂ., представлены результаты, которые соответствовали <данные изъяты>. Представлена консультация <данные изъяты> ГБУЗ РЎРћ РЎРћРљР‘ РёРј. Р¤РРћ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РџРѕ результатам освидетельствования решение филиала в„– <адрес> ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё отменено, инвалидность Колпакову Рќ.РЎ. РЅРµ установлена. Данное решение истцом обжаловано РІ ФГБУ ФБ МСРМинтруда Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ РїРѕСЂСЏРґРєРµ обжалования Колпакову Рќ.РЎ. проведена медико-социальная экспертиза ДД.РњРњ.ГГГГ РІ экспертном составе в„– Федерального Р±СЋСЂРѕ заочно, РїРѕ результатам которой принято решение РѕР± оставлении РІ силе решения ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё. Полагая решения ответчиков незаконными, Р° СЃРІРѕРё права нарушенными, истец, СЃ учетом уточнения исковых требований РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ:
- признать недействительными акт и протокол № экспертного состава № ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ;
- признать недействительными акт и протокол № экспертного состава № ФГБУ ФБ МСРМинтруда России от ДД.ММ.ГГГГ;
- признать недействительной справку о результатах МСР№ от ДД.ММ.ГГГГ экспертного состава № ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» Минтруда России;
- признать недействительной справку о результатах МСР№ от ДД.ММ.ГГГГ экспертного состава № ФГБУ ФБ МСРМинтруда России;
- обязать ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» Минтруда России восставить * бессрочную группу инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ ;
- обязать ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» Минтруда России восстановить бессрочную индивидуальную программу реабилитации и абилитации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- обязать ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» Минтруда России вернуть госпошлину в размере 300 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Колпакова Н.С. – Колпакова Т.К. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Колпакова Н.С.
Р’ дополнительной апелляционной жалобе Колпаков Рќ.РЎ. РїСЂРѕСЃРёС‚ направить дело РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение РІ Самарский районный СЃСѓРґ Рі. Самары РІ РґСЂСѓРіРѕРј составе судей или проверить, установлены ли СЃСѓРґРѕРј первой инстанции юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела. Проверить, устанавливал ли СЃСѓРґ( или установить) законность действий ответчика – какими доказательствами Рё нормативными актами руководствовалась руководитель экспертного состава в„– Р¤РРћ1, изымая РІ 2018 РіРѕРґСѓ, РїСЂРё прохождении РњРЎР, Сѓ истца справку в„– СЃ датой установления инвалидности ДД.РњРњ.ГГГГ, инвалидность установлена бессрочно Рё РіРґРµ отражено, что инвалидность истца снята. Проверить, устанавливал ли СЃСѓРґ (или установить) законность действий ответчиков: какими нормативными актами руководствовались ответчики, изымая РІ 2018 РіРѕРґСѓ индивидуальную программу реабилитации в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, которая выдана бессрочно взамен старой, Рё РіРґРµ это отражено. Проверить установил ли СЃСѓРґ (или установить) законность действий ответчиков, РЅР° каком основании рассмотрены цели, Рѕ которых истец РЅРµ заявлял РІ своем заявлении. Проверить, установил ли СЃСѓРґ (или обязать СЃСѓРґ): запросить Рё исследовать РЅР° соответствие экспертов соответствующего образования, Рё наличие аттестации врачей, которые проводили МСРДД.РњРњ.ГГГГ ГБ РїРѕ Самарской области Рё ФБ РњРЎР Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ ДД.РњРњ.ГГГГ, соответствуют ли данные эксперты критериям экспертов РЅР° момент освидетельствования истца. Проверить правильно ли сделал вывод СЃСѓРґ Рѕ праве РїРѕРґРїРёСЃРё акта Рё протокола в„– Р¤РРћ2.
Разрешив возможность рассмотреть дело при данной явке в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов жалоб, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнительной апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11.10.2012 N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, к которым относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п. 1 Порядка).
Р’ соответствии СЃ Рї. 4 РџРѕСЂСЏРґРєР° медико-социальная экспертиза проводится специалистами Р±СЋСЂРѕ (экспертного состава главного Р±СЋСЂРѕ, экспертного состава Федерального Р±СЋСЂРѕ) СЃ использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система РїРѕ проведению медико-социальной экспертизы" (далее - ЕАВРРРђРЎ). Р’ состав Р±СЋСЂРѕ (экспертного состава главного Р±СЋСЂРѕ, экспертного состава Федерального Р±СЋСЂРѕ) РІС…РѕРґСЏС‚ РЅРµ менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется РёР· врачей РїРѕ медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов РїРѕ реабилитации. Обязательным условием формирования состава Р±СЋСЂРѕ (экспертного состава главного Р±СЋСЂРѕ, экспертного состава Федерального Р±СЋСЂРѕ) является наличие РЅРµ менее 1 врача РїРѕ медико-социальной экспертизе. РџСЂРё необходимости РІ состав специалистов Р±СЋСЂРѕ (экспертного состава главного Р±СЋСЂРѕ, экспертного состава Федерального Р±СЋСЂРѕ) вводится специалист РїРѕ социальной работе.Как указано РІ разделе IV Классификаций Рё критериев, используемых РїСЂРё осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 17.12.2015 N 1024РЅ, критерием для установления инвалидности лицу РІ возрасте 18 лет Рё старше является нарушение Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ СЃРѕ II Рё более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (РІ диапазоне РѕС‚ 40 РґРѕ 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее Рє ограничению 2 или 3 степени выраженности РѕРґРЅРѕР№ РёР· основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений РґРІСѓС… Рё более категорий жизнедеятельности человека РІ РёС… различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (Рї. 8 ).
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности) медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании справки, выданной филиалом № <адрес> ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» с ДД.ММ.ГГГГ, истцу установлена * группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - <данные изъяты>.
ДД.РњРњ.ГГГГ ГБУЗ Самарской области "<адрес> городская поликлиника" Колпакову Рќ.РЎ. было выдано направление РЅР° медико-социальную экспертизу СЃ целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее РїРѕ тексту - РРџР Рђ).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в БМСР№ ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» с заявлением об усилении группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида.
РќР° основании направления РЅР° медико-социальную экспертизу ГБУЗ Самарской области В«<адрес> городская поликлиника» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, личного заявления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, медицинской карты амбулаторного больного, СЃ целью усиления РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности Рё разработки РРџР Рђ Колпаков Рќ.РЎ. прошел освидетельствование ДД.РњРњ.ГГГГ РІ Р±СЋСЂРѕ РњРЎР в„–, РіРґРµ врачи-эксперты вынесли экспертное решение РѕР± определении * РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности СЃ причиной В«<данные изъяты>В», бессрочно, согласно Рї. 14 «Правил признания лица инвалидом», утвержденным Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 20.02.2006 РіРѕРґР° в„– 95, разработали индивидуальную программу реабилитации. Врачи-эксперты изучили представленные медицинские документы РїРѕ диагнозу: В«<данные изъяты>В».
РЎ данным решением Р±СЋСЂРѕ РњРЎР в„– истец РЅРµ согласился, обжаловал решение РІ ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё Рё был освидетельствован РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ экспертном составе в„– ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Самарской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё. Согласно протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина РІ федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, специалистами экспертного состава в„– РїРѕ заявлению была проведена очная медико-социальная экспертиза СЃ целью установления инвалидности Рё разработки индивидуальной программы реабилитации Рё абилитации (РРџР Рђ). РџСЂРё анализе представленных медицинских Рё медико-экспертных документов: направления РЅР° медико-социальную экспертизу, амбулаторной карты, данных инструментальных методов обследования, выписок Рѕ стационарном лечении, данным личного осмотра специалистами РРЎ в„– (СЃ учетом решения экспертного совета) единогласно вынесено решение: инвалидность РЅРµ установлена. Ркспертное решение принято РІ соответствии СЃ «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 20.02.2006 Рі. в„– 95, Рё «Классификациями Рё критериями, используемыми РїСЂРё проведении медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда Рё социальной защиты Р Р¤ РѕС‚ 17.12.2015 Рі. в„– 1024РЅ РїРѕ пункту 11.2.4.1 установлено максимально выраженное нарушение функций организма 10 % - выявлены <данные изъяты>. <данные изъяты> РЅРµ выявлено. Решение Р±СЋСЂРѕ РњРЎР в„– изменено СЃ формулировкой «не инвалид».
Колпаков Н.С. с данным решением экспертного состава не согласился, обжаловал его в ФГБУ ФБ МСРМинтруда России, все его медико-экспертные документы были направлены в ФБ МСРс целью проведения медико-социальной экспертизы в порядке обжалования (заочно).
В порядке обжалования Колпакову Н.С. проведена медико-социальная экспертиза ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе № Федерального бюро заочно, по результатам которой вынесено экспертное решение об утверждении решения экспертного состава № ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» Минтруда России об отсутствии у Колпакова Н.С. критериев для установления инвалидности.
Разрешая спор на основании установленных обстоятельств, с учетом собранных по делу письменных доказательств, объяснений сторон, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95, Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, истцом не представлены, судом не установлены доказательства, свидетельствующие о незаконности решений ответчиков; Колпаков Н.С. отказался от назначения судебной медико-социальной экспертизы и отказал в удовлетворении исковых требований Колпакова Н.С.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
ДД.РњРњ.ГГГГ специалистами-экспертами экспертного состава в„– ФГБУ ФБ МСРМинтруда Р РѕСЃСЃРёРё вынесено экспертное решение: «По результатам комплексного анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых Рё психологических данных, представленных РІ медицинских Рё медико-экспертных документах, установлено, что Сѓ Колпакова Рќ.РЎ., **** РіРѕРґР° рождения, имеется <данные изъяты>, РЅРµ приводящих Рє ограничению основных категорий жизнедеятельности, установленных СЃ применением Классификаций Рё критериев, используемыми РїСЂРё осуществлении МСРграждан федеральными государственными учреждениями РњРЎР, утвержденных приказом Министерства труда Рё социальной защиты Р Р¤ РѕС‚ 17.12.2015 Рі. в„– 1024РЅ. Р’ соответствии СЃ Рї. 5 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 20.02.2006 РіРѕРґР° в„– 95, оснований для установления инвалидности РЅРµ имеется. Влияние всех РґСЂСѓРіРёС… имеющихся стойких нарушений функций организма РЅРµ выявлено».
Отклоняя доводы истца о незаконности оспариваемых им решений в связи с наличием ранее установленной ему * группы инвалидности бессрочно, суд исходил из того, при обращении в ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» Минтруда России с заявлением об обжаловании решения филиала № <адрес>, Колпаков Н.С. в своем заявлении указал, что он обращается с заявлением об установлении инвалидности, что и было произведено ответчиком ФКУ «ГБ МСРпо Самарской области» Минтруда России, действовавшим в рамках предоставленных ему законом полномочий по обжалованию решения нижестоящего бюро и принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для признания лица инвалидом.
РР· содержания вышеприведенных нормативных положений, регламентирующих отношения РїРѕ признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится Рє исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся РІ ведении Министерства труда Рё социальной защиты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё имеющих соответствующие лицензии РЅР° проведение медико-социальной экспертизы.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· принципа процессуального равноправия сторон Рё, учитывая установленную С‡. 1 СЃС‚. 56 Гражданского процессуального кодекса Р Р¤ обязанность истца Рё ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, РЅР° которые РѕРЅРё ссылаются, СЃСѓРґ оценил представленные сторонами доказательства РїРѕ правилам СЃС‚. 67 Гражданского процессуального кодекса Р Р¤ Рё пришел Рє правильному выводу РѕР± отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, так как истец РЅРµ представил СЃСѓРґСѓ доказательств, бесспорно подтверждающих наличие оснований для признания его инвалидом, указанных РІ Классификациях Рё критериях, используемых РїСЂРё осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Мотивы и основания, по которым суд не согласился с указанными истцом доводами, подробно приведены в мотивировочной части решения суда и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Отклоняя РґРѕРІРѕРґС‹ истца Рѕ подписании акта Рё протокола РѕС‚ в„– неуполномоченным лицом, СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· пояснений представителя ответчика, согласно которым РІ графе «Руководитель Главного Р±СЋСЂРѕ медико-социальной экспертизы» РїРѕРґРїРёСЃСЊ РѕС‚ имени Р¤РРћ3 поставлена заместителем руководителя РїРѕ информационной работе, врачом РїРѕ медико-социальной экспертизе Р¤РРћ2, которой право РїРѕРґРїРёСЃРё данных документов предоставлено приказом в„–Рђ РѕС‚ 20.02.2018 Рі., приказ РЅРµ отменен.
Довод дополнительной апелляционной жалобы истца о том, что в период судебного разбирательства, после принятия гражданского дела к производству судьей Коваленко О.П., состав суда трижды был изменен, нет ни одного обоснованного распоряжения председателя суда о смене судей, отклоняется судебной коллегией.
Положения ч. 2 ст. 157 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривают возможность замены одного из судей в процессе рассмотрения дела, при этом нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено, учитывая, что судебное заседание 23.07.2019 г., в котором постановлено решение, проведено судьей с самого начала с соблюдением требований ч. 2 ст. 157 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, именно суд определяет необходимость истребования дополнительных доказательств в случае недостаточности представленных доказательств для установления всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи, в том числе пояснения сторон, суд пришел к правильному выводу о том, что истребования дополнительных доказательств не требуется.
Новые требования истца, заявленные РІ дополнительной апелляционной жалобе Рѕ проверке законности действий ответчиков РїРѕ изъятию справки РѕР± инвалидности Рё РРџР Рђ, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть приняты РїРѕ внимание, поскольку новые требования РЅРµ принимаются Рё РЅРµ рассматриваются судебной коллегией.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Доводов о несоответствии специалистов ответчиков критериям экспертов стороной истца в суде первой инстанции не было заявлено, также не было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Колпаков Н.С. подал в суд письменное заявление, в котором указал, что в актах и протоколах заседания экспертных составов МСРнаходятся ложные сведения о данных осмотра ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено осмотрами врачей от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; считает, что разумно и справедливо вначале сделать судебно-медицинскую экспертизу документов, так как в экспертных делах искаженные данные осмотра, а МСРбудет проходить в день освидетельствования, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ (том 3 л.д. 216).
В судебном заседании судебной коллегии представители истца заявили ходатайство о назначении независимой судебной медико-социальной экспертизы по материалам гражданского дела, поручив проведение экспертизы специалистам ООО «Межрегиональный центр независимой медико-социальной экспертизы» г. Новосибирск, настаивая, чтобы суд не поручал проведение экспертизы федеральному учреждению. Определением судебной коллегии в удовлетворении данного ходатайства отказано как необоснованного. Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
РР· содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения РїРѕ признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится Рє исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся РІ ведении Министерства труда Рё социальной защиты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё имеющих соответствующие лицензии РЅР° проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, РЅР° которые данной медицинской организацией РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только РІ федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, РЅР° которые возложены функции РїРѕ установлению инвалидности. Назначение Рё проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться РІ медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию РЅР° осуществление медицинской деятельности РїРѕ соответствующим работам (услугам) - РїРѕ медико-социальной экспертизе, Р° также лицами, получившими высшее медицинское образование РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, имеющими сертификат специалиста РІ том объеме, РІ каком эта деятельность указана РІ лицензии Рё сертификате.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу Колпакова Н.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё: