Дело № 33а-2809/2021
УИД: 27RS0021-01-2020-001216-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Коноплевой И.А.,
судей: Савченко Е.А., Чуешковой В.В.,
при секретаре Цой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 мая 2021 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Шилову В.И. о взыскании недоимки по налогу, пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Шилова В.И. на решение Суда района имени Лазо Хабаровского края от 16 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения административного ответчика Шилова В.И.,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю обратилась с административным исковым заявлением к Шилову В.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
Требования мотивированы тем, что Шилов В.И. в период, указанный в налоговом уведомлении от 30.01.2020г. № 3651 является владельцем транспортных средств: автомобиля грузового, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ГАЗ66, VIN:, год выпуска: 1976, дата регистрации права 18.10.2005 00:00:00; автомобиля грузового, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ISUZU-ELF, VIN: год выпуска: 1992, дата регистрации права 15.08.2008 00:00:00.
В соответствии со ст. ст. 357, 358, 362 НК РФ Шилов В.И. признается плательщиком транспортного налога, в связи с чем, налоговым органом исчислен транспортный налог. Инспекцией в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование от 30.01.2020г. № 3651 об уплате налога (пени, штрафа). Однако задолженность по транспортному налогу за период, указанный в налоговом уведомлении, до настоящего времени ответчиком не оплачена. В соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом на сумму недоимки начислены пени. Кроме того, инспекция обращалась к Мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, однако определением Мирового судьи судебный приказ был отменен.
На основании изложенного и ст.ст. 23, 31, 45, 48 НК РФ, административный истец просил взыскать с Шилова В.И., ИНН №, недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 9 720 рублей (за 2018 год), пеню в размере 118 рублей (за 2018 год), всего на общую сумму 9 838 рублей 51 копейка.
Решением Суда района имени Лазо Хабаровского края от 16 декабря 2020 года административный иск удовлетворен. Суд решил: «Взыскать с Шилова В.И. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 9 720 рублей, пеню в размере 118 рублей 51 копейку, всего 9 838 (девять тысяч восемьсот тридцать восемь) рублей 51 копейку.
Взыскать с Шилова Владимира Ивановича в доход муниципального бюджета района имени Лазо Хабаровского края госпошлину в размере 400 рублей 00 копеек.».
В апелляционной жалобе административный ответчик Шилов В.И. просит решение суда отменить, поскольку его телефонограмма о переносе судебного заседания не была удовлетворена, рассмотрение дела состоялось без его участия, в связи с чем, Шилов В.И. был лишен права на судебную защиту. Кроме того, административный ответчик подавал встречный иск по данному делу, считает, что не является владельцем указанных в иске транспортных средств более десяти лет, поскольку они утрачены не по его вине, что подтверждается предоставленными в материалы дела судебными актами и Шилов В.И. подлежит освобождению от уплаты транспортного налога.
Согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу административный истец - МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, поскольку и в соответствии со ст. 19, 23, 85, 357, 358 НК РФ Шилов В.И. является владельцем указанных в иске транспортных средств, которые зарегистрированы в ГИБДД на имя ответчика и в установленном законом порядке с регистрационного учета в заявленный налоговый период не сняты.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Шилов В.И. апелляционную жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам. Дополнительно предоставил суду копии заявления, уведомления, справки, обращений, ответов и процессуальных документов, которые приобщены к материалам дела.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своих представителей не направил, о причинах неявки суд не известил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Суд апелляционной инстанции, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело в отсутствие административного истца.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1, п. 2, п.3, п. 4 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статьями 356-361, 399-401, 232, 419, 430, 432 НК РФ установлены обязанности, сроки, порядок и условия уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц, страховых взносов, предусмотрены налоговые ставки, база, порядок исчисления.
Исполнение обязанности по уплате налогов, согласно ст.ст. 72, 75 НК РФ, обеспечивается начислением пени.
Обязательные к уплате на территории Хабаровского края региональные налоги установлены и введены в действие Законом Хабаровского края от 10.11.2005г. № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», который также определяет основания, порядок и условия применения налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, отдельные элементы налогообложения по федеральным налогам и специальным налоговым режимам, а также устанавливает иные положения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на административного ответчика по данным органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, зарегистрированы: автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ГАЗ66, VIN:, год выпуска: 1976, дата регистрации права 18.10.2005г., дата снятия с регистрационного учета – 29.12.2018г.; автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ISUZU-ELF, VIN: год выпуска: 1992, дата регистрации права 15.08.2008г., которые в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ признаются объектами налогообложения.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, Шилов В.И. признается плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом исчислен транспортный налог за период указанный в налоговом уведомлении от 10.07.2019 года № 22803892, в срок до 02.12.2019 года.
В установленные законом сроки Шилов В.И. не выполнил обязанность по уплате транспортного налога, в связи с чем, Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от 30.01.2020 года № 3651 и предложено оплатить задолженность по транспортному налогу в срок до 20.03.2020 года. Однако задолженность до настоящего времени не оплачена, в связи с чем, Инспекцией начислена пеня.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки установлены ст. 6 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 № 308г. «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае».
В силу п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства, как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Истцом произведен расчет транспортного налога за 2018 год на сумму 9 720,00 руб.
В нарушение п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ Шилов В.И. не исполнил свою обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок, в связи с чем и на основании ст. 75 НК РФ за неуплату транспортного налога в установленный законом срок начислены пени в общей сумме 118,51 руб.
Сведений об оплате указанного налога и пени сторонами в суд не представлено.
В связи с неуплатой вышеуказанных налогов и пени административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу и пене в отношении административного ответчика Шилова В.И.
В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Налоговым кодексом РФ, а также предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определение мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» судебного участка № 58, и.о. мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» на судебном участке № 56, об отмене судебного приказа по делу № 2а-2095/2020 года о взыскании с Шилова В.И. транспортного налога вынесено 05.08.2020 года, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю направлено в суд 21.09.2020 года, то есть с соблюдением шестимесячного срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что транспортный налог за 2018 год со сроком уплаты до 20.03.2020 года, а также исчисленные пени по транспортному налогу, на день рассмотрения настоящего спора Шиловым В.И. не оплачены.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления о взыскании задолженности: по транспортному налогу за 2018 год в сумме 9720,00 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в сумме 118,51 руб., всего – 9838,51 руб.
Заявление о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени подано в установленные пунктом 2 статьи 48 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Доводы апелляционной жалобы Шилова В.И. не принимаются судом апелляционной инстанции, как не состоятельные и не нашедшие своего подтверждения. Предоставленные административным ответчиком с апелляционной жалобой и при её рассмотрении суду апелляционной инстанции копии документов, такими доказательствами не являются и не свидетельствуют об отсутствии у Шилова В.И. заявленной истцом ко взысканию задолженности по транспортному налогу за 2018 год, а так же о наличии оснований к освобождению ответчика от налоговой задолженности полностью или частично.
Заявления, обращения, ответы, постановления должностных лиц полиции и УФССП, судебные определения и решения, предоставленные в материалы дела административным ответчиком, не содержат информации о снятии спорных транспортных средств с учета в ГИБДД до наступления налогового периода, заявленного в иске, в установленном законом порядке, как и бесспорных доказательств об утрате указанных ТС.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2004г. N 408).
Согласно ч. ч. 5,6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и "Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008г. N 1001 (ред. от 20.03.2017г.) "О порядке регистрации транспортных средств", собственники (владельцы) транспортных средств обязаны прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации в целях постоянного использования, либо после его утилизации.
Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
В отношении утраченных, похищенных, а также вывезенных за пределы Российской Федерации транспортных средств регистрация прекращается на основании заявлений собственников (владельцев) транспортных средств.
Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно толкованию норм ГК РФ и НК РФ (ст.ст. 209, 210, 235 ГК РФ, ст. ст. 38, 258, 357, 358, 362 НК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, который несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель, уничтожение имущества, влекущее полную, безвозвратную утрату такого имущества, а так же иные случаи, предусмотренные законом.
Документы, подтверждающие, что налогооблагаемое транспортное средство полностью уничтожено или утрачено, свидетельствуют об отсутствии объекта налогообложения по налогу независимо от даты прекращения регистрации такого транспортного средства в уполномоченных регистрирующих органах.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Арест транспортного средства не прекращает право собственности на него и не является основанием для снятия такового с регистрационного учета должностными лицами ГИБДД. Наличие возражений налогоплательщика против уплаты транспортного налога в отсутствие у налогового органа информации, свидетельствующей об утрате собственником автомобиля права владения транспортным средством в спорный налоговый период, не является основанием для признания объекта налогообложения отсутствующим и для освобождения от уплаты транспортного налога.
Заявлений о прекращении регистрации транспортных средств, являющихся объектами налогообложения в спорный период времени, Шиловым В.И. в установленном законом порядке в налоговый орган не предоставлено и таких сведений административным истцом не установлено.
Полученные на запросы суда апелляционной инстанции ответы УФССП России по Хабаровскому краю, ОСП по Железнодорожному району г. Хабаровска, УМВД России по Хабаровскому краю, доводы административного ответчика, приведенные им в жалобе и в судебном заседании опровергают и подтверждают доводы административного истца и установленные судом первой инстанции обстоятельства.
А именно, что с 18.10.2005г. по 29.12.2018г. за Шиловым В.И. был зарегистрирован автомобиль ГАЗ66, г.р.з. №. По заявлению владельца регистрация данного автомобиля была прекращена 29.12.2018г. Согласно Постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.09.2019г., в событии, описанном в объяснении Шилова В.И. не имеется состава преступления, предусмотренного ст. 160 УК РФ и факт присвоения автомобиля ГАЗ 66, г.р.з. №, Гребцовым В.Н. не нашел своего подтверждения.
Автомобиль ISUZU-ELF, год выпуска 1992, г.р.з. № с 15.08.2008г. по настоящее время зарегистрирован за Шиловым В.И., 12.04.1950 года рождения. Ограничения сняты 31.12.2018г., 19.03.2020г., 11.02.2021г. Согласно пояснений Шилова В.И. и предоставленных им судебной коллегии документов, ПТС на автомобиль ISUZU-ELF, г.р.з. №, находится у административного ответчика, в ГИБДД с заявлением о снятии его с регистрационного учета последний раз Шилов В.И. обратился 25.05.2021г., получил отказ, который в установленном законом порядке не обжаловал.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции его телефонограмму о переносе судебного заседания не удовлетворил и рассмотрел дело без его участия, в связи с чем, Шилов В.И. был лишен права на судебную защиту, не принимается судом во внимание, поскольку суд первой инстанции рассмотрел заявленное ходатайство в соответствии с нормами КАС РФ и обоснованно его отклонил по доводам, изложенным в оспариваемом решении. Свое право на судебную защиту Шилов В.И. реализовал обратившись с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции и путем личного участия в судебном заседании при её рассмотрении.
Довод жалобы о подаче Шиловым В.И. встречного иска, правового значения для рассмотрения данного дела по существу – не имеет. Как следует из материалов дела, Определением судьи от 26.10.2020г. Шилову В.И. отказано в принятии встречного административного искового заявления, которое в данной части оставлено без изменения Апелляционным определением судьи Хабаровского краевого суда от 27.11.2020г.
Поскольку неправильного применения и (или) нарушения норм права, которые привели бы к принятию неправильного по существу решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
Доводы жалобы выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для изменения обжалуемого решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суда района имени Лазо Хабаровского края от 16 декабря 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Шилова В.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | И.А. Коноплева |
Судьи: | Е.А. Савченко |
В.В. Чуешкова |