Дело № 2а-39/2020
УИД-68RS0014-01-2020-000060-63
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Мордово 27 февраля 2020 года
Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Косых И.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Головин Е.А.,
при секретаре судебного заседания Андреевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мордовского района Тамбовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещенной на странице сайта с URL-адресом: https://<данные изъяты>/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещенной на странице сайта с URL-адресом: https<данные изъяты>/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований прокурор Мордовского района Тамбовской области указал в административном исковом заявлении (л.д. 6-8), что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, входе которой установлено, что на сайт с адресом: https://<данные изъяты>/ представляет свободный доступ неопределенного круга лиц к информации о возможности приобрести дипломы о высшем образовании государственного образца любого ВУЗа. Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории России, доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы в соответствии с законодательством России должен быть закрыт. Информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru. При исследовании данного Интернет сайта установлено, что указатель страниц Интернет сайта, расположенного по адресу: URL-адресом: https<данные изъяты>/, в Единый реестр доменных имен, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, что подтверждается скриншотом с Интернет сайта eais.rkn.gov.ru. Посредством проверки через Whois-сервис – это сервис для проверки доменов, данные о владельце вышеназванного сайта не установлены. В целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан информация, размещенная на указанном сайте, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. При этом установить владельца сайта не представляется возможным. Со ссылками на ст.2, ст.10, ч.5 ст.15, ст.9, п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «об информации, информационных технологиях и защите информации», п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №, ст. 327 УК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст.39 КАС РФ прокурор Мордовского района Тамбовской области просит суд признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: https<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Мордовского района Тамбовской области на удовлетворении требований административного иска настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении; пояснил, что добавить к указанному в административном исковом заявлении ему нечего.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области; был надлежащим образом извещен. В адрес суда 26.02.2020 г. поступило письменное ходатайство руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области Чемерчева А.А. № от 25.02.2020 г., из которого следует ее просьба о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ввиду невозможности участия представителя Управления Роскомнадзора по Тамбовской области, из которого так же Управление Роскомнадзора по Тамбовской области сообщило, что по состоянию на 25.02.2020 г. URL-адрес: https<данные изъяты>/ доступен для просмотра и содержит информацию, указанную в исковом заявлении прокуратуры.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Сайт в сети "Интернет", согласно пункту 13 статьи 2 вышеназванного Федерального закона, - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ).
В соответствии с положениями ч.ч. 3,4, 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Как усматривается из ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273 – ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 324 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Статьей 327 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Судом установлено и стороной административного истца подтверждено, что в рамках проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было установлено, что на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> в свободном доступе размещена информация, доступная неопределенному кругу лиц. Анализ данной статьи показал, что на вышеуказанной странице размещена информация о продаже дипломов о высшем образовании государственного образца любого ВУЗа, особенностью компании является не только изготовление дипломов на официальных бланках ГОСзнака, но и возможность выполнить их с занесением в реестр, что полностью легализует данный документ и позволит без проблем пройти любую проверку при приеме на работу. В подтверждение данных обстоятельств представлен скрин-шот вышеуказанного сайта, не вызывающий сомнений у суда.
В ходе рассмотрения установлено, что на день рассмотрения настоящего административного дела указатель страницы интернет-сайта, расположенного по URL-адресу: https<данные изъяты>/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, что подтверждается скрин-шотом сайта Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из представленного скрин-шота сайта с URL-адресом: <данные изъяты>/ усматривается, что указанная информация направлена на разжигание нездорового интереса к приобретению официальных документов об образовании, в нарушение установленного законодательством РФ порядка их получения, что позволяет суду прийти к выводу о характере размещенной информации - пропагандирующей нарушение установленного порядка получения официальных документов, предоставляющих права, направленной на распространение сведений о способах получения документов об образовании в нарушении установленного порядка их получения, за что действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность,
Следовательно, в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация на вышеуказанном сайте может быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.
Отсутствие запрета на дальнейшее распространение указанной информации может нанести вред законным интересам граждан, привести в нарушение основных конституционных основ государства, что противоречит требованиям вышеприведенных норм закона.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.
Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети "Интернет", то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
В соответствии с ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данного полномочия предусмотрено также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. №228.
Согласно ч.2 ст. 265.1 КАС РФ административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
Из ч.2 ст. 265.3 КАС РФ следует, что к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлены владельцы сайта в сети "Интернет", авторы размещенной на них информации, администраторы доменных имен, т.е. лица, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение, что подтверждается скрин-шотом сайта whois.
Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области представлены данные о том, что информацией о владельцах сайта, на котором размещена информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, Управление не располагает.
На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
С учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего административного дела, приходя к выводу о том, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб правам и законным интересам граждан Российской Федерации, в том числе несовершеннолетним детям, в целях недопущения нарушения общественных интересов, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ URL-░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░. 188 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ URL-░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>/ ░ "░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ - ░░░░░ ░.░.