Дело № 5-1572/20
25RS0010-01-2020-003549-98
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
04 августа 2020 года г. Находка Приморского края
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.20 КоАП РФ в отношении Корчевной Татьяны Юрьевны, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженки <.........> края, зарегистрированной и проживающей по адресу: <.........> не работающей,
У С Т А Н О В И Л
19.06.2020 в 14 час. 00 мин. в сквере «100-летия образования Пограничных войск» по адресу: г. Находка, ул. Лермонтова, 1, Корчевная Т.Ю., являясь участником публичного мероприятия на тему строительства Находкинского завода минеральных удобрений, не подав уведомления о проведении публичного мероприятия и не согласовав с органами местного самоуправления о дате, месте и времени проведения, нарушила п. 5 ст. 5, п. 2.1 ст. 8 Федерального закона от 19.09.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
По данному факту 19.06.2020 ОМВД России по г. Находке в отношении Корчевной Т.Ю. составлен протокол 25 ПК № 160830468/1214 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности – Корчевная Т.Ю. в суде свою вину не признала, пояснив, что никакого митинга не было, так как не было никаких признаков митинга: плакатов, транспарантов, громкоговорителей и т.п. В сквере собралось около 15 человек и ей никто не сказал, что данное мероприятие не санкционировано. Она из информации, поступившей ей по телефону, узнала о том, что в данном сквере организаторы публичного мероприятия, направленного против строительства НЗМУ, предоставят информацию о том, согласован или нет митинг, запланированный на 26.06.2020. Поэтому она пришла в этот сквер, чтобы узнать подробности. Там она вместе со знакомой Луневой Т. вела беседу с присутствующими гражданами об экологических проблемах, которые могут возникнуть в городе в результате деятельности такого завода, а также она пыталась объяснить, чтобы граждане не стали заложниками провокаторов, которые могут подстрекать к участию в незаконных митингах, так как такие мероприятия необходимо проводить только в порядке, установленном законом. Но какие-то граждане, которые не были одеты в форменное обмундирование сотрудников полиции и не представились, ничего не объясняя, стали скручивать ей руки уже после того, как объявили, что митинг не санкционирован.
Защитник Корчевной Т.Ю. - Дрозд М.С. пояснил в суде, что Корчевной Т.Ю. вменяется участие в публичном мероприятии, которое не было согласовано с органами местного самоуправления, тогда как в соответствии с Законом о публичных мероприятиях не требуется согласования на проведение собрания, поскольку проводилось именно собрание граждан. Материалами дела не подтверждено, что данное мероприятие имело форму митинга и требовало согласования с органами местного самоуправления, а из рапортов сотрудников полиции не следует, что это было не собрание. Таким образом, вина Корчевной Т.Ю. по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ не доказана материалами дела и протокол составлен необоснованно.
В суде инспектор ОИАЗ ОМВД России по г. Находке капитан полиции Бахны Т.В. пояснила, что видеозаписью, имеющейся на диске, приобщённом к делу, а также другими материалами дела подтверждено, что проводился несанкционированный митинг, в котором участвовала Корчевная Т.Ю. В связи с чем, протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Корчевной Т.Ю. составлен обоснованно.
Судья, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитника, представителя административного органа, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Закона о публичных мероприятиях).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в части 1 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, согласно которой, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Закона о публичных мероприятиях).Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения (ч. 4 ст. 6 Закона о публичных мероприятиях).
В соответствии с разъяснениями п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии.
Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Законом о публичных мероприятиях порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Корчевной Т.Ю. вменяется факт её участия 19.06.2020 в несогласованном с органами местного самоуправления публичном мероприятии.
О том, что данное публичное мероприятие является несогласованным с органами местного самоуправления, подтверждено материалами дела, так как из сообщения администрации Находкинского городского округа следует, что в период с 15 по 21 июня 2020 администрацией Находкинского городского округа публичные мероприятия в соответствии с требованиями Закона о публичных мероприятиях не согласовывались.
Из рапортов сотрудников полиции и видеозаписи, имеющихся в материалах дела, следует, что 19.06.2020 Корчевная Т.Ю. агитировала собравшихся встать на защиту территории Находкинского городского округа от вредных факторов, которые могут появиться при работе строящегося Находкинского завода минеральных удобрений, на предотвращение загрязнения экологии в г. Находке.
Из видеозаписи усматривается, что на момент объявления начальником ОМВД России по г. Находке о том, что данное мероприятие в установленном законом порядке не согласовано с органами местного самоуправления и в соответствии с Постановлением Губернатора Приморского края на территории Приморского края на период режима повышенной готовности временно приостановлены все массовые мероприятия, а также на момент прозвучавшего требования гражданам разойтись, Корчевная Т.Ю. прекратила принимать участие в данном мероприятии и стала уходить из сквера. Каких-либо доказательств того, что Корчевная Т.Ю. не подчинилась требованиям сотрудников полиции прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии или иным законным требованиям сотрудников полиции либо нарушила требования частей 3 – 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, в материалах дела не имеется.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, факт невыполнения (нарушения) Корчевной Т.Ю. обязанностей или запретов, установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, а также законных требований или распоряжений сотрудников полиции, воспрепятствования исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, по делу не установлен, а то обстоятельство, что Корчевная Т.Ю. являлась участником имевшего место 19.06.2020 в сквере «100-летия образования Пограничных войск» в г. Находке несогласованного публичного мероприятия, не является основанием для привлечения её к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, в действиях Корчевной Т.Ю. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, отсутствует.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, производство по делу в отношении Корчевной Т.Ю. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Корчевной Татьяны Юрьевны, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженки <.........> края в связи с отсутствием в её действиях состава данного административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Елистратова О.Б.