Решение по делу № 2а-138/2022 (2а-1857/2021;) от 17.12.2021

            

Дело № 2а-138/2022

УИД 56RS0033-01-2021-004046-24

Решение

Именем Российской Федерации

г. Орск                                                17 января 2022 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кучерявенко Т.М.,

при секретаре Мамаевой А.С.,

с участием помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Губернской Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Прокурор обратился с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование иска указал, что в соответствии с указанием прокуратуры области от 21.03.2018 № 53/7 проведена проверка соблюдения законодательства об охране животного мира, посредством мониторинга Интернет.

    В рамках мониторинга 15.12.2021года общедоступной сети «Интернет» прокуратурой района в здании Орской межрайонной природоохранной прокуратуры, расположенной по адресу: г. Орск, Вокзальное шоссе, д. 6, установлено, что в свободном доступе сети Интернет на сайтах:

<данные изъяты>

    размещена информация о продаже зуба кашалота и сувениров из кости моржа.

    Мониторингом сайтов установлено, что на указанных Интернет страницах отсутствуют сведения о соблюдении установленного порядка добывания указанных объектов животного мира и наличия документов на право ввоза частей указанного животного охраняемого Красной книгой РФ и (или) международными договорами РФ, то есть отсутствует документация, подтверждающая оборот указанных животных на территории Российской Федерации в соответствии с установленными законом требованиями.

Статьей 8.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за добычу, хранение, перевозку, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статьей 258.1 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылка и продажа особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, их частей и производных.

Вышеуказанным законодательством предусмотрен запрет на незаконное использование животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами РФ.

В связи с изложенным, просит признать информацию, размещенную на указанном сайте информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено и направить сведения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области для включения указанной электронной страницы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании помощник прокурора Губернская Т.Ю. заявленные требований поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Оренбургской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв на административное исковое заявление.

Выслушав представителя административного истца, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

        Статьи 42 и 58 Конституции РФ, а также ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяют, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба.

В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612, не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

Статья 1 и 24 Федерального закона от 24.04.1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", определяют, что животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров СССР №612 от 04.08.1976 года и постановлением Совета Министров РСФСР №501 от 08.09.1976 была ратифицирована Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры находящимися под угрозой уничтожения подписанная 3 марта 1973 года в г.Вашингтоне.

Согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Кашалот включен в Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), утвержденном 16 Конференцией Сторон СИТЕС и Росприроднадзором - административным органом СИТЕС в России, действующим с 12 июня 2013 года и размещенный на сайте <данные изъяты>

Морж включен в Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 марта 2020г. № 162 «Об утверждении перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации», зарегистрированный 02.04.2020г. № 57940 и опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации 02.04.2020г.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2008 года N 337 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб" ввоз и вывоз из Российской Федерации видов дикой фауны находящихся под угрозой исчезновения, подпадающих под действие Конвенции и их частей, допускается при наличии разрешения (сертификата) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, определенной административным органом, обеспечивающим выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения.

Пункт 13.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 года N "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", определяет, что под частями диких животных в статье 258.1 УК РФ следует понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, вещества (например, внутренние органы, кости, желчь, шкура и т.д.), под производными диких животных - продукты их хозяйственной переработки (например, пищевые продукты, медицинские и биологические препараты, меховые изделия, сувениры).

    Как установлено в судебном заседании, в ходе проведения прокурорской проверки в Интернет-ресурсе размещена информация о продаже частей животного, внесенного в Красную книгу, а именно на сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На указанных Интернет-ресурсах (сайтах) указаны способы, по которым возможно получить и оплатить указанную часть животного внесенного в Красную книгу, контактные данные.

Мониторингом сайтов установлено, что на указанных Интернет-страницах отсутствуют сведения о соблюдении установленного порядка добывания указанных объектов животного мира и наличия документов на право ввоза частей указанного животного охраняемого Красной книгой РФ и (или) международными договорами РФ, то есть отсутствует документация, подтверждающая оборот указанных животных на территории Российской Федерации в соответствии с установленными законом требованиями.

Статьей 8.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за добычу, хранение, перевозку, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статьей 258.1 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылка и продажа особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, их частей и производных.

Таким образом, вышеуказанным законодательством предусмотрен запрет на незаконное использование животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами РФ.

Пункт 13 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года N 55, определяет, что продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны экспортера, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, - на основании разрешения уполномоченного органа.

В соответствии со ст.ст. 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п.п. 5.1.7 и 5.1.7.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор в сфере информационных технологий создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", а также принимает меры по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в пределах компетенции, установленной Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность в судебном порядке признать информацию, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются все правовые основания для признания информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на Интернет-ресурсе:

<данные изъяты>

<данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В целях ограничения свободного доступа к вышеуказанной странице, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внести указатели страницы сайтов в сети «Интернет» в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Руководствуясь ст.ст. 177-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в Интернете на страницах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Решение суда является основанием для внесения указателей страниц сайтов в сети «Интернет»:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в Единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья     /подпись/                                               Т.М. Кучерявенко

Подлинное решение подшито в административном деле а- 138/2022, которое находится в производстве Советского районного суда <адрес>.

2а-138/2022 (2а-1857/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Орский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
не установлен (п.1 ч.2 ст. 265.2 КАС РФ)
Другие
CloudFlare Inc, адрес сайта провайдера: https://www.cloudflare.com/
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области
Суд
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Кучерявенко Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
sovetsky.orb.sudrf.ru
17.12.2021Регистрация административного искового заявления
17.12.2021Передача материалов судье
21.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее