11RS0005-01-2022-006651-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
с участием истца Бондарь В.Н., представителя истца Канева Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 20.03.2023 гражданское дело по исковому заявлению Бондарь В.Н., Нестеровой Т.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании решения незаконным, к администрации МОГО «Ухта» об обязании принять на учет,
установил:
Канев Б.Б., действующий в интересах истцов Бондарь В.Н., Нестеровой Т.А., обратился в суд с иском к КУМИ МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «семьи, имеющие детей-инвалидов» Бондарь В.Н., Нестеровой Т.Н. и несовершеннолетних детей Б.П., <...> г. рождения, Б.А., <...> г. рождения, Б.Е., <...> г. рождения, Б.Я., <...> г. рождения, от 04.05.2022 № 08/3559, обязании поставить на такой учет истцов и их несовершеннолетних детей с составом семьи 6 человек с 19.04.2022, в обоснование требований указав, что истцам отказано в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории – «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов» оспариваемым решением от 04.05.2022 № 08/3559. С данным отказом истцы не согласны, поскольку Б.А. не является членом семьи истцов, обеспечение жильем составляет менее учетной нормы обеспеченности, на денежные средства от продажи квартиры в г.М, был приобретен земельный участок в г.У.
В последующем основания иска дополнили указанием, что земельный участок приобретен и социальная выплата необходима для строительства дома. Протокольным определением суда от 20.01.2023 измененные исковые требования приняты к производству суда.
Определением суда от 15.12.2022 заменен ответчик КУМИ МОГО «Ухта» на надлежащего администрацию МОГО «Ухта» в части требований истцов об обязании принять на учет.
В судебном заседании истец Бондарь В.Н., представитель истцов по доверенности Канев Б.Б. на заявленных требованиях настаивали.
Истец Нестерова Т.А., ответчики, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ответчики просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд с учетом мнения стороны истца и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В письменных отзывах представитель КУМИ МОГО «Ухта» по доверенности Канева М.С., представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Уланова О.С., полагали требования не подлежащими удовлетворению по доводам оспариваемого решения.
Выслушав истца, представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пп. «е» п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п.13, п.14, п.21 ч.1 ст.38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 26.06.2007 года № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Установлено, что представитель истцов, действующий от имени истца Нестеровой Т.А., 19.04.2022 обратился в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «семья, имеющая ребенка - инвалида», с составом семьи истцы, их несовершеннолетние дети Б.П., <...> г. рождения, Б.А., <...> г. рождения, Б.Е., <...> г. рождения, Б.Я., <...> г. рождения, в качестве места жительства семьи указав квартиру по адресу: ...., общей площадью 36,5 кв.метров, находящуюся в собственности истца Бондарь В.Н., в качестве направления использования социальной выплаты указав строительство или приобретение жилья, а также представив справку серия МСЭ – 2017 № 1322709 об установлении инвалидности по категории «ребенок – инвалид» с 01.11.2018 повторно.
Как следует из оспариваемого ответа КУМИ МОГО «Ухта» № 08/3559 от 04.05.2022 «Об отказе в принятии на учет», доводов ответчиков при рассмотрении дела, истцу Нестеровой Т.А. отказано в принятии на учет по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов», поскольку документы в отношении Б.А. не представлены, в собственности Бондарь В.Н. в период с 13.02.2010 по 26.01.2021 находилось жилое помещение по адресу: ...., общей площадью 31,5 кв.метров, что, по мнению ответчиков, свидетельствует об обеспеченности общей площадью жилых помещений членов семьи истцов 11,33 кв.метров (без учета Б.А. как члена семьи истцов) и не подтверждает право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В силу п.1, п.4 ч.13 ст.2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если заявителем не представлены документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а также гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Ни стороной истцов, ни стороной ответчиков Б.А. в состав семьи, имеющей ребенка – инвалида не включена, и обязанности предоставлять документы в отношении указанного лица у истцов не имеется; доводы ответчиков об обратном не основаны на положениях Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» и не принимаются судом.
В силу ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О указал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Суд полагает, что такие обстоятельства по настоящему делу отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Указывает истец Бондарь В.Н., следует из представленного им свидетельства о рождении, а также копий документов в отношении жилого помещения по адресу: ...., других материалов дела и какими – либо доказательствами не опровергнуто, право собственности истца Бондарь В.Н. на указанное жилое помещение возникло в результате приватизации (договор на передачу квартиры в собственность от 26.04.2000), в указанное жилое помещение вселена как член семьи собственника его мать Б.А. (зарегистрирована по месту жительства в нем с 28.01.2002 по 17.12.2020).
Наличие у собственника – Бондарь В.Н. права собственности на жилое помещение по адресу: ...., проживание в нем отдельно от Б.А. не означает для последней утраты права пользования жилым помещением по адресу: .... как члена семьи собственника до момента выезда из него.
При таких обстоятельствах при подсчете общей площади жилых помещений, находящихся в собственности, в пользовании на правах члена семьи собственника жилого помещения подлежит учету и право пользования жилым помещением по адресу: ...., Б.А. как члена семьи собственника, и на каждого члена семьи истцов приходилось общей площади жилых помещений (31,5 :2 + 36,5) : 6 = 8,7 кв.метров.
Других жилых помещений в собственности, в пользовании на условиях договора социального найма или как члена семьи собственника члены семьи истцов не имеют. Право пользования принадлежавшей Б.А. квартирой по адресу: .... (право собственности прекращено 21.12.2020), они не приобрели; от права пользования жилым помещением по адресу: ...., истец Нестерова Т.А. отказалась в связи с заключением брака 15.03.2012 и созданием семьи в г.У.
Таким образом, даже до продажи квартиры по адресу: ...., уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи истцов для целей признания имеющими право на улучшение жилищных условий был менее учетной нормы общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта», установленной п.1 решения Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 года №23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», - 11 кв.метров на каждого члена семьи.
Кроме того, доводы стороны истцов, что продажа жилого помещения по адресу: ...., была вызвана отпадением возможности использования его для проживания Б.А. в связи наличием у нее тяжелого заболевания, повлекшего установление инвалидности .... группы, а не искусственным ухудшением жилищных условий, подтверждаются представленными медицинскими документами и какими – либо доказательствами не опровергнуты. Само по себе установление вида разрешенного использования земельного участка, приобретенного истцом Бондарь В.Н. за счет денежных средств от продажи жилых помещений в г.М., принадлежавших истцу Бондарь В.Н. и его матери, «садоводство», в соответствии со ст.23.1 Земельного кодекса Российской Федерации не препятствует строительству на нем садового дома, который в последствии может быть признан жилым домом.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства суд полагает, что истцами доказано наличие у них права на принятие на соответствующий учет, ответчики же доказательств обратного не представили.
На основании ч.10 ст.2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по результатам рассмотрения запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и необходимых документов, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья и доводит их в письменной форме до сведения граждан.
При этом согласно ч.11 указанной статьи датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - учет) считается для граждан, принимаемых на учет и ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, - дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Поскольку каких – либо иных оснований для отказа в принятии на учет не установлено, срок для принятия решения о принятии на учет истек, истцы и их несовершеннолетние дети подлежат принятию на учет по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с даты обращения с запросом, 19.04.2022.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бондарь В.Н., паспорт ...., Нестеровой Т.А., паспорт ...., удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», ИНН 1102012053, Нестеровой Т.А., выраженный в ответе от 04.05.2022 № 08/3559, в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов».
Обязать администрацию МОГО «Ухта», ИНН 1102024570, принять Нестерову Т.А., паспорт ...., с членами семьи Бондарь В.Н., паспорт ...., Б.П., Б.А., Б.Е., Б.Я. на учет по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 19.04.2022.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 27.03.2023.
Судья Е.Г. Берникова