Дело № 2-2319/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2022 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф., с участием
старшего помощника прокурора Ленинского района города Севастополя,
представителя ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя – Вышковского С.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" – Харьковой Е.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания – Зоткине И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Ленинского района города Севастополя к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов города Севастополя о понуждении совершить определенные действия,
установил:
прокуратура Ленинского района города Севастополя обратилась в суд с иском интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" о понуждении совершить определенные действия, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению жильцов дома № 5 по ул. Дроздова в г. Севастополе по вопросу ненадлежащего состояния подпорной стены в районе домов № 3, 5, 7, 9, по результатам которой установлено неудовлетворительное состояние подпорной стены, включенной в реестр собственности города и закрепленной за ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства". Поскольку меры, направленные на укрепление разрушающейся конструкции не приняты, прокурор просил суд обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя выделить денежные средства ГКУ «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» на проведение реконструкции подпорной стены ул. Дроздова, 3, 5, 7, 9 в городе Севастополе; обязать ГКУ «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» осуществить реконструкцию подпорной стены.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 20.07.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов города Севастополя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент финансов города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени судебного разбирательства извещен судом. Доказательств уважительности причин неявки представителя не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельства, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Помощник прокурора Ленинского района города Севастополя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на то, что на ответчиков возложены обязанности по надлежащему содержанию объекта, находящегося в реестре собственности города и закрепленного за ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства".
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя – Вышковский С.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, в удовлетворении иска просил отказать, ссылаясь на то, что подведомственным Департаменту ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" проведено обследование спорной стены, по результатам которого принято решение о проведении работ по капитальному ремонту объекта. В рамках принятого решения, 11.09.2019 между ГКУ и ООО «Аквапрув» заключен государственный контракт на разработку проектно-сметной документации, стоимость ремонтных работ определена в размере 225 000 000 руб. В связи с невозможностью проведения инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий по ул. Суворова, 6, 8, ввиду ограничения допуска на территорию оперативно-стратегическим объединением, принято решение о выполнении работ за границами режимного объекта. Государственный контракт находится в стадии расторжения, по итогам которого запланировано дальнейшее проведение мероприятий по разработке проектно-сметной документации по реконструкции объекта. В настоящее время Департаментом подготовлен проект постановления Правительства Севастополя «О внесении изменений в постановление от 25.12.2021 № 706-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя», который находится на стадии согласования, что свидетельствует о выделении Департаментом финансирования на указанные в исковом заявлении мероприятия. Пояснил, что Департаментом финансируются этапы государственного контракта, единовременное выделение денежных средств на конечный результат контракта в виде работ по реконструкции стены не предусмотрено бюджетом, в связи с чем указывал на целесообразность уточнения требований в части определения этапа, подлежащего финансированию. Кроме того, указал на недостаточность срока, установленного прокурором в просительной части иска (л.д. 65-66).
Представитель ответчика ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" – Харькова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала, пояснила суду, что препятствием выполнения заключенного контракта явились объективные причины, а именно отсутствие доступа на территорию режимного объекта, в связи с чем принято решение о проведении работ за границами режимного объекта. В рамках государственного контракта заключенного в 2019 году были выделены денежные средства на капитальный ремонт стены, в то время как требовались работы по ее реконструкции, что было подтверждено результатами государственной экспертизы. Выделенные денежные средства по контракту не были израсходованы, в связи с его расторжением. В настоящее время оформляется проектно-сметная документация на реконструкцию подпорной стены, обратила внимание на то, что срок строительно-монтажных работ по объекту займет не менее года после окончания процедуры выделения денежных средств (л.д. 67-69, 102-104).
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из материалов дела, подпорная стена по ул. Дроздова, 3, 5, 7, 9 включена в Реестр собственности города Севастополя и закреплена за ГКУ «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства», что подтверждается распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.04.2017 № 5710-РДИ (л.д. 57).
Прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка по обращению жильцов дома № 5 по ул. Дроздова в г. Севастополе по вопросу ненадлежащего состояния подпорной стены в районе домов № 3, 5, 7, 9 (л.д. 12-19), по результатам которой выявлено неудовлетворительное состояние подпорной стены.
Согласно справке Севгосстройнадзора от 19.04.2022 вдоль земельного участка по адресу: г. Севастополь, ул. Суворова, 6, 8, с юга на север с восточной стороны от многоквартирных жилых домов ул. Свердлова, 3 до ул. Дроздова, № 9, возведена двухуровневая массивная подпорная стена из сборных элементов сложной формы в плане, нижний ярус ориентировочной высотой - 3 м, верхний - 5 м с ограждением по периметру парапетом. С придомовой территории в районе дома по ул. Свердлова, 3 и дома по ул. Дроздова, 7 устроены два Г-образных каменных лестничных марша, осуществляющих доступ на территорию между верхним и нижним ярусами подпорной стены, расстояние между ярусами от 7 до 9 м. Нижний ярус подпорной стены состоит из двух равноудаленных частей с северной (в районе дома ул. Дроздова, 5) и южной (в районе домов по ул. Дроздова, 7, 9) сторон подпорной стены.
Визуальным осмотром подпорной стены зафиксированы частичные выпады камней кладки в уровне первого и второго ярусов на протяжении всей конструкции подпорной стены, заглубленностью от одного до трех камней (л.д. 33-37).
15.04.2022 прокуратурой Ленинского района города Севастополя в адрес ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" направлено требование о предоставлении информации относительно надлежащего состояния подпорной стены, расположенной в районе домов №№ 5,7,9 по ул. Дроздова в г. Севастополе, а также о проведении ремонтных работ подпорной стены (л.д. 19).
Однако до настоящего времени ремонтные работы не произведены.
Как следует из материалов дела, 11.09.2019 между ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и ООО «Аквапрув» заключен государственный контракт № 085-ПИР-19 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт подпорной стены по ул.Дроздова, 3,5,7,9», согласно которому подрядчик обязуется по заданию государственного заказчика своевременно выполнить проектно-изыскательские работы по объекту «Капитальный ремонт подпорной стены по ул.Дроздова, 3,5,7,9» (л.д. 20-27).
Государственным заказчиком подготовлено задание на проектирование на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт подпорной стены по ул.Дроздова, 3,5,7,9», согласно которому предусмотрен вид строительства «Капитальный ремонт», с целью предупреждения обрушения подпорной стены и придания эстетического вида (п. 1.5, 1.13 Задания) (л.д. 28-30).
В рамках государственного контракта подготовлена сводная смета на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт подпорной стены по ул.Дроздова, 3,5,7,9», а также график выполнения работ на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт подпорной стены по ул.Дроздова, 3,5,7,9». Согласно указанному графику получение положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости работ запланировано на 20.01.2020; окончание этапа «Разработка рабочей документации» запланировано на 28.02.2020 (л.д. 30 оборот-31).
В ходе судебного разбирательства представителем ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" представлено суду подтверждение промежуточного согласования работ, предусмотренного графиком выполнения работ «Капитальный ремонт подпорной стены по ул.Дроздова, 3,5,7,9» (л.д. 105-107).
01.10.2019 представителем ООО «Аквапрув» в адрес Командующего Черноморским флотом Российской Федерации направлено письмо с просьбой об обеспечении доступа представителей подрядчика на закрытую территорию по ул. Суворова, 6 и ул. Суворова, 8 в рамках исполнения обязательств по контракту (л.д. 108). Ответа на которое не поступило, в связи с чем, 06.11.2019 ООО «Аквапрув» уведомило ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" о приостановке работ по контракту (л.д. 109-112).
24.01.2020 Правительством Севастополя проведено совещание по вопросу выполнения проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт подпорной стены по ул.Дроздова, 3,5,7,9», в связи с тем, что подрядная организация не смогла приступить к выполнению инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий по ул. Суворова, 6 и ул. Суворова, 8, так как доступ на данную территорию ограничен оперативно-стратегическим объединением Военно-Морского Флота России на Черном море – Черноморским флотом. По итогам совещания принято решение об изменении плана реализации объекта, путем возведения новой железобетонной стены со стороны дворов ул. Дроздова, 3,5,7,8, с последующей облицовкой плиткой (л.д. 82-83).
17.11.2020 ООО «Аквапрув» в ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя» предоставлен пакет документов на проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства.
По результатам рассмотрения которого, 18.11.2020 в принятии документов отказано, поскольку проектные решения, представленные в документации соответствуют определению реконструкции капитального объекта (л.д. 32).
22.06.2021 государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с недостижением согласия о расторжении контракта по соглашению сторон ГКУ 08.09.2021 в Арбитражный суд города Севастополя подано заявление о расторжении контракта (л.д. 93).
19.08.2021 Департаментом городского хозяйства города Севастополя направлено письмо в адрес ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" о необходимости предоставления предложений по реконструкции подпорных стен для включения в Программу на 2022-2025 годы, в ответ на которое ГКУ указано о необходимости внесения в программу и выделения финансирования по объектам, в том числе: «Реконструкция подпорной стены по ул. Дроздова, 3,5,7,9» (л.д. 89).
29.06.2022 ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в адрес Губернатора города Севастополя направлено письмо о целесообразности осуществления закупки на разработку проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция подпорной стены по ул. Дроздова, 3,5,7,9» у единственного поставщика ООО «Аквапрув», поскольку проведение закупки конкурентным способом не позволить в установленные сроки разработать соответствующую документацию (л.д. 85-89).
ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в материалы дела представлено Задание на проектирование объекта капитального строительства «Реконструкция подпорной стены по ул. Дроздова, 3,5,7,9», которым определен срок реализации инвестиционного проекта 2022-2024 г. (л.д. 90-92).
Согласно пояснениям представителя ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" уведомлением об изменении бюджетной росписи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов № 842024 от 07.07.2022 Учреждению доведены денежные средства на 2022 год на «расходы на осуществление мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции подпорных стен».
Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 13.07.2022 № 209-ОД утверждено распределение средств межбюджетного трансферта в целях выполнения работ по реконструкции подпорных стен города Севастополя в 2021 году, в том числе на производство проектно-изыскательских работ по реконструкции подпорной стены по ул. Дроздова, 3, 5, 7,9.
Представитель ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в ходе рассмотрения дела пояснила суду, что заключение государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция подпорной стены по ул. Дроздова, 3,5,7,9» возможно только после внесения изменений в государственную программу города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» и доведения денежных средств учреждению на производство строительно-монтажных работ, однако на момент рассмотрения спора в суде, изменения не внесены.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Ленинского района города Севастополя, обращаясь в суд с иском, указал, что исковое заявление подано в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц ввиду того, что указанные нарушения, в свою очередь, могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в случае нахождения их в непосредственной близости от подпорной стены в момент возможного разрушения.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие подтверждения выделения денежных средств в установленном порядке на проведение работ по реконструкции объекта, отсутствие подтверждения проведения торгов на разработку проектно-сметной документации по объекту, заключения государственного контракта на проектирование объекта капитального строительства «Реконструкция подпорной стены по ул. Дроздова, 3,5,7,9», общественную важность и социальную значимость объекта «Подпорная стена по ул. Дроздова, 3,5,7,9», установленный по результатам обследования Севгосстройнадзора факт неудовлетворительного состояния данного объекта и наличие угрозы жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу об обоснованности заявленным прокуратурой Ленинского района города Севастополя требований.
Ссылки Департамента городского хозяйства о доведении денежных средств не могут быть приняты во внимание суда, поскольку подтверждением выделения денежных средств приказ Департамента об утверждении распределения средств межбюджетного трансферта не является, в рамках данных правоотношений данным обстоятельством является подтверждение внесения изменений в государственную программу города Севастополя.
Что касается ссылок представителей ответчиков о недостаточности срока для исполнения решения суда, ввиду наличия процедур и этапов выполнения государственного контракта, суд полагает необходимым указать на наличие права об обращении с заявлением об отсрочке исполнения решения суда при наличии соответствующего обоснования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокуратуры Ленинского района города Севастополя к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов города Севастополя о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя выделить денежные средства ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" на проведение реконструкции подпорной стены по ул. Дроздова, 3,5,7,8 в г. Севастополе.
Обязать ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" осуществить реконструкцию подпорной стены по ул. Дроздова, 3,5,7,8 в г. Севастополе.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 17 августа 2022 года.
Судья С.Ф. Эрзиханова