56MS0071-01-2021-001749-28
№ 12-55/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Орск 16 июня 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области Сбитнева Ю.Д.,
при секретаре Митрохиной Ю.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - директора ООО «Новое время» Кузнецова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Октябрьского района г.Орска на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Орска от 30 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г.Орска от 30 апреля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Новое время» Кузнецова С.С. прекращено в связи с малозначительностью на основании ст.2.9 КоАП РФ, директору ООО «Новое время» Кузнецову С.С. объявлено устное замечание.
Согласно указанному постановлению директор ООО «Новое время» Кузнецов С.С. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3. КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
Являясь директором ООО «Новое время» Кузнецов С.С. в ноябре 2020 года предъявил собственникам многоквартирного дома № 38 по пр. Ленина в г. Орске платежные документы на оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, в то время как сведения о заключении ООО «Новое время» договора управления с собственниками указанного многоквартирного дома были внесены в реестр лицензий Оренбургской области 01.12.2020г..
Признавая вину директора ООО «Новое время» Кузнецова С.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1. 3 КоАП РФ, установленной и доказанной, мировой судья, руководствуясь ст.2.9 КоАП РФ пришел к выводу, что совершенное директором ООО «Новое время» административное правонарушение является малозначительным, поскольку нарушение было устранено в кратчайшие сроки, данное административное правонарушение не причинило вреда, не создало угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствует имущественный ущерб.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурором Октябрьского района г.Орска принесен протест, в котором прокурор просил отменить постановление мирового судьи и направить дело на новое рассмотрение, указав в обоснование, что невыполнение требований жилищного законодательства в области управления многоквартирными домами влечет нарушение прав жильцов МКД, свидетельствует об отсутствии контроля за качеством предоставляемых услуг, за соблюдением норм, стандартов и условий предоставления. Само по себе отсутствие последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Нарушения по начислению платы за ноябрь 2020 года устранено лишь в январе 2021 года после обращения жильцов в Государственную жилищную инспекцию Оренбургской области.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Неровная М.И. протест поддержала по изложенным в нем основаниям. Указала также, что плата за коммунальную услугу – содержание и ремонт общего имущества МКД не соответствовала объему фактически оказанных управляющей компанией услуг. Причинение вреда гражданам в данном случае выразилось в незаконном начислении платы, при этом размер платы составляет 1 275 руб., что является значительным для граждан.
Директор ООО «Новое время» Кузнецов С.С. в судебном заседании просил постановление мирового судьи оставить без изменения, протест без удовлетворения. Пояснил, что свою вину совершении административного правонарушения признает в полном объеме. Просил учесть, что в управляющую компанию обратились собственники жилых помещений многоквартирного дома № 38 по пр. Ленина для заключения договора управления и просьбой подачи тепла, поскольку дом остался без обслуживающей организации. 7 октября 2020 года на общем собрании собственников МКД ООО «Новое время» было выбрано в качестве управляющей компанией, заключен договор управления. 19 октября 2020 года полный пакет документов был направлен в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области для включения указанного дома в реестр лицензий. Фактически к обслуживанию многоквартирного дома ООО «Новое время» приступило с 14 октября 2020 года, была произведена подача тепла в дом, обработаны стояки отопления. В ноябре 2020 года были выполнены работы по устранению засора канализации, по ремонту участка розлива холодного водоснабжения. В связи с чем, за ноябрь 2020 года собственникам многоквартирного дома было произведено начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения. В последующем после уведомления ГЖИ по Оренбургской области о незаконном начислении платы им в адрес ресурсоснабжающих организаций было направлено письмо о перерасчете платы, снятии начисления за ноябрь 2020 года. Согласно квитанциям за февраль 2021 года начисления за ноябрь 2020 года по всем услугам были сторнированы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы протеста, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпункту "г" пункта 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Из материалов дела следует, что общество на основании лицензии от 6 мая 2019 года № 00308, выданной Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Оренбургской области.
Общим собранием собственников многоквартирного дома № 38 по пр.Ленина в г.Орске принято оформленное протоколом от 7 октября 2020 года решение о выборе управляющей компании ООО «Новое время» с 14 октября 2020 года.
7 октября 2020 года между собственниками многоквартирного дома и ООО «Новое время» заключен договор управления.
19 октября 2020 года ООО «Новое время» обратилось в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с заключением договора управления МКД № 26 от 7 октября 2020 года, расположенного по адресу: г.Орск пр.Ленина, 38.
Согласно почтовому рубрикатору данное заявление было получено Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области 23 октября 2020 года.
Пунктом 15 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Закона о лицензировании, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. С 1 мая 2015 г. формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно статье 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в названной информационной системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
В силу частей 3, 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 названного кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 данной статьи.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения этого органа, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 4 названного Порядка Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
Согласно почтовому рубрикатору Почты России заявление ООО «Новое время» о внесении изменений в реестр лицензий было направлено в ГЖИ по Оренбургской области и получено инспекцией 23 октября 2020 года.
В соответствии с пп. «б» п.14 Порядка в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора: в случае принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления многоквартирным домом и иных случаях, не предусмотренных в подпункте "а" пункта 14 настоящего Порядка, - с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Решение ГЖИ по Оренбургской области о внесении измерений в реестр лицензий принято 6 ноября 2020 года. Сведения о заключении ООО «Новое время» договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме № 38 по пр. Ленина в г. Орске внесены в реестр лицензий Оренбургской области 1 декабря 2020 года.
Вместе с тем, до включения в реестр лицензий сведений о МКД по Ленина, 38 в г.Орске ООО «Новое время» в нарушение требований Федерального закона приступило к управлению МКД в октябре 2020 года и в последующем предъявило собственникам помещений дома № 38 по пр. Ленина в г. Орске платежные документы на оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения за ноябрь 2020 года.
18 декабря 2020 года собственник МКД № 38 по пр.Ленина в г.Орске Колсанов А.В. обратился в ГЖИ по Оренбургской области по поводу необоснованного начисления ООО «Новое время» платы за коммунальные услуги за ноябрь 2020 года.
14 января 2021 года ГЖИ по Оренбургской области направило электронное обращение Колсанова А.В. для рассмотрения по существу и принятия мер прокурорского реагирования в прокуратуру Ленинского района г.Орска.
19 февраля 2021 года Колсанов А.В. также обратился в прокуратуру Ленинского района г.Орска с жалобой на действия ООО «Новое время» в связи с необоснованным начислением ООО «Новое время» платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома.
25 февраля 2021 года данное обращение было перенаправлено в Октябрьскую районную прокуратуру г. Орска по территориальной подведомственности для рассмотрения в соответствии с компетенцией. Данное обращение было получено прокуратурой Октябрьского района г.Орска 9 марта 2021 года.
На основании поступившего обращения Колсанова А.В. прокуратурой Октябрьского района г.Орска на основании решения от 22 марта 2021 года в отношении ООО «Новое время» проведена проверка соблюдения жилищно-коммунального законодательства в сфере начисления платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки заявленные нарушения подтвердились. Обстоятельства нарушения зафиксированы в акте проверки от 23 марта 2021 года и послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Октябрьского района г.Орска ФИО6 в отношении директора ООО «Новое время» Кузнецова С.С. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам разрешения дела мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО «Новое время» Кузнецова С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Признавая директора ООО «Новое время» Кузнецовым С.С. виновным в совершении административного правонарушения, мировой судья обоснованно исходил из того, что управляющая организация вправе управлять многоквартирным домом при наличии совокупности трех условий, закрепленных в жилищном законодательстве: при условии заключения договора управления домом, выполнения требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в случае отсутствия многоквартирного дома в реестре лицензий лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям.
Несоблюдение директором управляющей компанией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии, лицензионных требований, предусмотренных ч.7 ст. 162 ЖК РФ является нарушением лицензионных требований и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания руководителю управляющей компании мировой судья установил малозначительность совершенного административного правонарушения и на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободил директора ООО «Новое время» Кузнецова С.С. от административной ответственности, ограничившимся устным замечанием.
Оценивая указанные выводы мирового судьи, судья считает возможным согласиться с ними, при этом судья исходит из следующего.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного суд принимает во внимание, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения не ставится под сомнение виновность лица в совершении данного административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности.
При разрешении указанного вопроса, следует также принимать во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в его Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П о том, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности, при этом принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Оценивая характер и степень общественной опасности правонарушения, совершенного директором ООО «Новое время», суд учитывает незначительную продолжительность совершенного правонарушения, а также то, что управляющая компания приступила к управлению МКД № 38 по пр.Ленина в г.Орске до внесения изменений в реестр лицензий по просьбе собственников жилого дома, в связи с началом отопительного сезона, в целях бесперебойного обеспечения жителей указанного МКД теплоснабжением, которое относится к жизненно важным услугам, связано с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, тем более в осенне-зимний период. Несмотря на то, что управляющая компания не имела законных оснований для начисления платы за оказанные коммунальные услуги, суд считает необходимым отметить, что услуги были фактически оказаны, претензий к качеству оказанных услуг от собственников МКД не поступало, объем оказанных управляющей компанией коммунальных услуг в ходе прокурорской проверки не оценивался, в связи с чем, оснований полагать, что плата за коммунальные услуги не соответствовала объему оказанных услуг, не имеется.
Директором ООО «Новое время» добровольно приняты меры по устранению допущенного нарушения, связанного с незаконным начислением платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. Данное нарушение было устранено в феврале 2021 года на основании письменных обращений директора ООО «Новое время» Кузнецова С.С. в ресурсоснабжающие организации в январе 2021 года. На момент проведения в марте 2021 прокуратурой Октябрьского района г.Орска проверки, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении допущенные директором управляющей компании указанные нарушения были устранены.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет признать их в данном случае исключительными и учитывая, что выявленное нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, исходя из целей и общих принципов назначения наказания, суд приходит к выводу о том, что у мирового судьи имелись предусмотренные законом основания для признания совершенного директором ООО «Новое время» Кузнецовым С.С. административного правонарушения малозначительным.
С учётом изложенного, на основании ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Орска от 30 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Новое время» Кузнецова Сергея Сергеевича оставить без изменения, протест прокурора Октябрьского района г.Орска на указанное постановление мирового судьи без удовлетворения.
Судья Ю.Д. Сбитнева