Решение от 25.12.2020 по делу № 2а-1889/2020 от 05.10.2020

УИД 26RS0030-01-2020-003099-72

Дело № 2а-1889/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 декабря 2020 года                             ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи                 Соловьяновой Г.А.

при секретаре                              Волосович Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда Ставропольского края административное дело по административному иску межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Горбунову С.С. о взыскании задолженности по уплате налогов и пени в 7 731 рубля 83 копеек, из них: денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные радом статей НК - в размере 2 000 рублей (КБК 18, ОКАТО 07648431); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату в размере - 1 006 рублей 45 копеек (КБК 18 ОКАТО 07648431); пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Фиксированном размере в ПФ РФ на выплату в размере – 50 рублей 89 копеек (КБК 18 ОКАТО 07648431); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ - в размере 3 796 рублей 85 копеек (КБК 18, ОКАТО 07648431); пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ - в размере 670 рублей 24 копеек (КБК 18, ОКАТО 07648431); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ - в размере 197 рублей 42 рублей (КБК 18, ОКАТО 07648431); пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ - в размере 9 рублей 98 копеек (КБК 18, ОКАТО 07648431).

Горбунов С.С. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Предприниматель должен уплачивать пенсионные взносы и в случае временного приостановления деятельности (без прекращения деятельности в установленном законом порядке) и отсутствия доходов от такой деятельности.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней, с даты снятия с учета в залоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

Ввиду изложенного у налогоплательщика Горбунова С.С. перед Межрайонной ИФНС России по <адрес> образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ и пене в сумме 5 731 рубля 83 копеек.

Горбунов С.С. в соответствии с п.1 ст.246 и п.1 ст. 143 НК РФ является плательщиком налога на прибыль и налог на добавленную стоимость. В течении налогового периода налогоплательщик не осуществлял операции, в результате которых происходило движение денежных средств. Объекты налогообложения отсутствуют. Следовательно, налогоплательщик, вправе представить единую упрощенную) налоговую декларацию за полугодие 2016 года.

Единая (упрощенная) налоговая декларация за 9 месяцев 2016 года должна сыть представлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Фактически «Единая упрощенная итоговая декларация» за 9 месяцев 2016 года представлена ДД.ММ.ГГГГ.

Нарушение порядка представления отчетности влечет за собой применение налоговыми органами мер ответственности в виде штрафа в соответствии со ст. 119.1 НК РФ.

Решениями от ДД.ММ.ГГГГ , о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Горбунов С.С. привлечен к ответственности по ст. 119.1 НК РФ в виде штрафа в размере по 1000.00 рублей.

В сроки установленные НК РФ сумма штрафа в бюджет не плачена.

Ввиду образовавшейся задолженности административному ответчику направлены требования об уплате задолженности с указанием срока уплаты задолженности: от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогу в размере 23 153 рублей 33 копеек и пене в размере 1 763 рублей 36 копеек, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пене в размере 433 рублей 57 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пене в размере 1 357 рублей 88 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогу в размере 1 203 рублей 87 копеек и пене в размере 288 рублей 69 копеек, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по штрафу в размере 1 000 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик надлежащим образом был уведомлен о необходимости уплаты задолженности, однако сумма страховых взносов в бюджет не уплачена.

Инспекция обратилась в Судебный участок мирового судьи <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 на взыскание задолженности по налогам и пени в размере 31 999 рублей 34 копеек.

В соответствии с ст. 123.7 КАС РФ мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа а-806-31-526/2019 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Горбунова С.С. сумм задолженности в размере 31 999 рублей 34 копеек.

Сумма задолженности в размере 7 731 рублей 83 копеек до настоящего времени в бюджет не уплачена.

Дополнительно инспекция просила суд, в соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ, защитить право государства в лице Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на своевременное, полное поступление в бюджет налогов, признать причины пропуска срока уважительными и восстановить срок на предъявление в суд административного искового заявления о взыскании задолженности по налогу с Горбунова С.С.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России не явилась, предоставив суду заявление о рассмотрении настоящего административного дела без их участия, требования административного иска поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебное заседание административный ответчик Горбунов С.С. не явился, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения, путем направления в его адрес телеграммы. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено. Заявлений с просьбами о переносе дела не поступало. В материалах дела имеется возражение относительно заявленных требований в связи с тем, что на сайте инспекции задолженности выявлено не было.

Так, ч. 1 ст. 96 КАС РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Таким образом, судом были предприняты исчерпывающие меры по извещению административного ответчика о наличии судебного спора, времени и месте судебного разбирательства.

Поскольку административный ответчик о наличии либо отсутствии судебного спора не интересовался, процессуальные права на участие в судебном заседании и предоставление доказательств не реализовал по собственной воле, суд не находит оснований для признания указанных причин уважительными.

Принимая во внимание соблюдение вышеуказанного порядка в виде направления телеграммы ответчику, суд с учетом требований ч. 7 ст. 150 КАС РФ, приходит к выводу о том, что ответчик извещен о рассмотрении дела, в связи с чем считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив материалы административного дела по заявлению МИФНС России по <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с должника Горбунова С.С., суд приходит к следующему.

Ст. 57 Конституция РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации лица в качестве предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 N 107, Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2015 N 306-КГ15-11061 по делу N А12-25999/2014, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.07.2012 по делу N А53-22530/201 Г).

Предприниматель должен уплачивать пенсионные взносы и в случае временного приостановления деятельности (без прекращения деятельности в установленном кроном порядке) и отсутствия доходов от такой деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное (социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного к. социального страхования.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

При этом законодатель не ставит уплату страховых взносов в зависимость от фактического осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 8 ст. 16 указанного закона в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

До изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ по ФЗ N 243-ФЗ от 03.07.2016, взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществлялось в судебном порядке органами Пенсионного Фонда Российской Федерации, после внесения изменений эти полномочия переданы налоговому органу.

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса.

Как предусмотрено ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

На основании ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней, с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

Как следует из материалов дела, Горбунов С.С. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ предусмотрена обязанность уплаты плательщиком страховых взносов пени в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 11 указанного Федерального закона от признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Частью 3.1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" предусмотрено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ положения части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ, части 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ, части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона (N 436-ФЗ) не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 12 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ положения части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ не применяются к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в статье 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, положения части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (Закон вступил в силу 29.12.2017).

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что недоимка по страховым взносам на ОМС и ОПС взыскивается с Горбунова С.С. за расчетные периоды истекшие до 01 января 2017 года соответственно, что подтверждается расчетом, и требованием об уплате налога, предоставленными административным истцом.

Таким образом, с учетом положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ имеются основания для списания недоимки по страховым взносам на ОМС и ОПС и пеней, начисленных за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года и признания их безнадежными к взысканию, в связи с чем требования о взыскании с Горбунова С.С. недоимки по страховым взносам на ОМС и ОПС и пеней за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере – 5 731 рублей 83 копеек, не подлежат удовлетворению.

Горбунов С.С. в соответствии с п.1 ст.246 и п.1 ст. 143 НК РФ является плательщиком налога на прибыль и налог на добавленную стоимость. В течение налогового периода налогоплательщик не осуществлял операции, в результате которых происходило движение денежных средств. Объекты налогообложения отсутствуют. Следовательно, налогоплательщик, вправе представить единую упрощенную налоговую декларацию за полугодие 2016 года.

В соответствии с п.2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Следовательно, единая (упрощенная) налоговая декларация за полугодие 2016 кода, должна быть представлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Фактически «Единая упрощенная налоговая декларация» за полугодие 2016 года представлена ДД.ММ.ГГГГ.

Единая (упрощенная) налоговая декларация за 9 месяцев 2016 года должна быть представлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ Фактически «Единая упрощенная итоговая декларация» за 9 месяцев 2016 года представлена ДД.ММ.ГГГГ.

Нарушение порядка представления отчетности влечет за собой применение налоговыми органами мер ответственности в виде штрафа в соответствии со ст. 119.1 НК РФ.

Решениями от ДД.ММ.ГГГГ , о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Горбунов С.С. привлечен к ответственности по ст. 119.1 НК РФ в виде штрафа в размере по 1000 рублей.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно части 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Налогоплательщику в соответствии с ст. 70 НК РФ направлено требование об уплате задолженности с указанием срока уплаты задолженности от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по штрафу в размере 1 000 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Суд обращает внимание на тот факт, что административным истцом не представлено сведений о направлении требования об уплате задолженности по аналогичному штрафу в размере 1 000 рублей

Сведений о том, что налогоплательщик Горбунов С.С. уплатил в бюджет государства сумму задолженности по уплате штрафа в установленный в требовании срок, в суд не предоставлено.

Однако, изучив ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно положениям статьи 286 КАС РФ - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.

В соответствии пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что общая сумма налога и пени к уплате по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 763 рублей 36 копеек; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пене в размере 433 рублей 57 копеек; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пене в размере 1 357 рублей 88 копеек; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогу в размере 1 203 рублей 87 копеек; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по штрафу в размере 1 000 рублей, имеющимся в материалах дела, составляет 7 731 рубль 83 копейки, т.е. превысила 3 000 руб.

Поскольку общая сумма налога, подлежащая взысканию с должника, превысила 3 000 рублей, в этой связи, в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 48 НК РФ, шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.

Установлено, что по требованию от ДД.ММ.ГГГГ задолженность ФИО1 составила 24 916 рублей 69 копеек.

По требованию от ДД.ММ.ГГГГ задолженность составила 1000 рублей.

По требованию от ДД.ММ.ГГГГ задолженность составила 1 357 рублей 88 копеек.

По требованию от ДД.ММ.ГГГГ задолженность составила 1 492 рубля 56 копеек.

По требованию от ДД.ММ.ГГГГ задолженность составила 433 рублей 57 копеек.

Общая сумма налога и пени, подлежащая взысканию с административного ответчика превысила 3000 рублей после требования N70192, срок исполнения которого - до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исходя из положений пунктом 4 статьи 69 НК РФ, статьи 48 НК РФ срок для обращения в суд должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и составляет 6 месяцев с этой даты, крайний срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа - ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ по заявлению взыскателя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании с должника ФИО1 недоимки и пени.

ДД.ММ.ГГГГ мировому судье от ФИО1 поступило заявление относительно исполнения судебного приказа, в котором он просит судебный приказ отменить.

Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ а-806-31-526/2019 от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании с должника ФИО1 недоимки и пени отменен.

Определение об отмене судебного приказа было получено представителем МИФНС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью, имеющейся в материалах дела.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности с ответчика было в суд поступило нарочно ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока по основаниям, что его невосстановление повлечет невозможность взыскания спорной суммы налога и пени и, как следствие, нанесет ущерб бюджету.

Согласно положениям пункта 2 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По смыслу указанных выше правовых норм одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Таким образом, в рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и реальной возможности для этого он лишен не был; причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию административным истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом не представлено. Срок подачи административного искового заявления налоговым органом пропущен без уважительных причин, а потому заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.

Безусловная значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком обязательных платежей и санкций, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости и достаточности доказательства уважительности его пропуска.

Срок на обращение налогового органа с административным иском после отмены судебного приказа истек ДД.ММ.ГГГГ Налоговый орган обратился с соответствующими требованиями к Горбунову С.С. в Предгорный районный суд ДД.ММ.ГГГГ.

Фактов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органов не приведено.

Таким образом, требования о взыскании с Горбунову С.С. задолженности по уплате страховых взносов, штрафа и пени как в порядке приказного производства, так и в порядке искового производства были заявлены налоговым органом за пределами установленного статьи 48 НК РФ срока.

Суд считает необходимым обратить внимание, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Таким образом, требования ИФНС России по Ставропольскому краю к Горбунову С.С. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, штрафов и пени в размере 7 731 рублей 83 копеек не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, судья

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ 7 731 ░░░░░ 83 ░░░░░░, ░░ ░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ - ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░░░░ (░░░ 18, ░░░░░ 07648431); ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ - 1 006 ░░░░░░ 45 ░░░░░░ (░░░ 18 ░░░░░ 07648431); ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 50 ░░░░░░ 89 ░░░░░░ (░░░ 18 ░░░░░ 07648431); ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░ ░░░░░░░ 3 796 ░░░░░░ 85 ░░░░░░ (░░░ 18, ░░░░░ 07648431); ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░ ░░░░░░░ 670 ░░░░░░ 24 ░░░░░░ (░░░ 18, ░░░░░ 07648431); ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░ ░░░░░░░ 197 ░░░░░░ 42 ░░░░░░ (░░░ 18, ░░░░░ 07648431); ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░ 98 ░░░░░░ (░░░ 18, ░░░░░ 07648431) – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░:                                      ░.░. ░░░░░░░░░░░

2а-1889/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №10 по Ставропольскому краю
Ответчики
Горбунов Сергей Сергеевич
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Судья
Власов Руслан Георгиевич
Дело на сайте суда
predgorny.stv.sudrf.ru
05.10.2020Регистрация административного искового заявления
05.10.2020Передача материалов судье
07.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.10.2020Предварительное судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее