РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2021 года г. Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Соловьяновой С.В.,
при секретаре Мозымове В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Князева Н. В. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об обязании рассмотреть по существу заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
Князев Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о возложении обязанности повторно рассмотреть в установленном законом порядке его заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 66 кв.м с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: <адрес>, с установленного вида: для эксплуатации здания туалета, на испрашиваемый вид: бытовое обслуживание.
В обоснование требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит объект капитального строительства - баня, назначение: нежилое здание, общей площадью 45,7 кв.м, этажность: 1, подземная этажность: 0, расположенный по адресу: <адрес>. Данный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 66 кв.м, с кадастровым №, предназначенном для эксплуатации здания туалета, находящемся в аренде у административного истца.
В целях установления вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с наименованием объекта капитального строительства, административный истец обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик об изменении вида разрешенного использования указанного объекта капитального строительства на испрашиваемый вид: бытовое обслуживание.
Однако, ответом от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик административному истцу было отказано. В обоснование отказа указано, что поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик земельного участка, выступающих предметом договора аренды, изменение вида его разрешенного использования не представляется возможным.
Административный истец Князев Н.В. и его представитель на основании доверенности Шундеев М.В. в судебное заседание не явились, представитель Шундеев М.В. направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствие, настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствие, при разрешении спора полагается на усмотрение суда.
Исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В силу положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами административного дела, Князеву Н.В. принадлежит на праве собственности объект капитального строительства - баня, назначение: нежилое здание, с кадастровым номером 23:40:0507026:79, общей площадью 45,7 кв.м, количество этажей: 1, а также подземных: 0, расположенное по адресу: <адрес>, пер.Парковый, б/н, на основании договора купли-продажи нежилого помещения с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанный объект недвижимости находится на арендуемом административным истцом земельном участке площадью 66 кв.м, с кадастровым номером 23:40:0507026:119, предназначенном для эксплуатации здания туалета, на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Договор аренды земельного участка заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ, договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
В целях установления вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с наименованием объекта капитального строительства, административный истец обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик об изменении вида разрешенного использования указанного объекта капитального строительства на испрашиваемый вид: бытовое обслуживание.
Однако, ответом от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик административному истцу было отказано. В обоснование отказа указано, что поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик земельного участка, выступающих предметом договора аренды, изменение вида его разрешенного использования не представляется возможным.
Вместе с тем, администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик не было учтено, что в соответствии в действующими на территории муниципального образования город-курорт Геленджик Правилами землепользования и застройки одним из условно разрешенных видов указанного земельного участка, является бытовое обслуживание (зона общественной деловой застройки ОД), что подтверждается выпиской из ПЗЗ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также вступившим в законную силу решением Геленджикского городского суда от 05.12.2019 г. к делу № 2а-3305/2019 была возложена обязанность на Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет изменения характеристик объекта капитального строительства – туалета, назначение: нежилое здание, общей площадью 45,7 кв.м, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, с кадастровым номером 23:40:0507026:79, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Князеву Н.В., на испрашиваемый вид - «баня».
В силу ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства РФ данное судебное решение носит преюдициальный характер для настоящего спора, так как по указанному делу участвовала в качестве заинтересованного лица администрация муниципального образования город-курорт Геленджик.
В силу ст.ст. 209, 213 ГК РФ собственнику (гражданину или юридическому лицу) принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество. Статьей 218 ГК РФ установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст.ст. 40, 41 Земельного кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в собственность, аренду или ином праве, вправе самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 Градостроительным кодексом Российской Федерации), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка регулируется статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
После этого осуществляются органом местного самоуправления соответствующие процедуры, по результатам которых выносится решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (п. 2 – п. 12 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
Однако заявление Князева Н.В., поданное в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик, не проходило указанные стадии рассмотрения.
Отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в связи с возможным изменением предмета договора аренды земельного участка не может препятствовать правообладателю земельного участка установить вид разрешенного использования земельного участка, в соответствии с наименованием принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, находящегося на этом участке, и согласно действующим Правилам землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утверждённых решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ №.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Князева Н. В. - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление Князева Н. В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 66 кв.м с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: <адрес>, с установленного вида: для эксплуатации здания туалета на испрашиваемый вид (условно разрешенный вид земельного участка) - бытовое обслуживание.
Об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья