КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2017 года город Камышлов
Камышловский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Бачевской О.Д.,
при секретаре судебного заседания Боровских О.С.,
с участием Камышловского межрайонного прокурора
Свердловской области Сидоренко Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-708/2017 по иску Министерства обороны Российской Федерации к Мороз ФИО14, Мороз ФИО15, Мороз ФИО16 о выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Мороз А.В., Мороз Н.Н., Мороз А.А. о выселении из служебного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, указав, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации и предназначено для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, признанных нуждающимися в обеспечении служебными жилыми помещениям. На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Еланской КЭЧ района ФИО2, как работнику дочернего государственного унитарного предприятия № ФГП «Управление торговли Уральского военного округа», и членам его семьи предоставлено спорное жилое помещение на период трудовых отношений. В соответствии с данными, представленными на официальном сайте Федеральной налоговой службы России, дочернее государственное предприятие № ФКП «Управление торговли Уральского военного округа» прекратило свою деятельность, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Приказом ФИО5 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу Приказов ФИО5 обороны Российской Федерации» приказ ФИО5 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», на основании которого ответчикам было предоставлено служебное жилое помещение, утратил силу. В целях реализации п. 8 приказа ФИО5 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в целях выявления лиц, незаконно занимающих служебные жилые помещения, ФГКУ Центррегионжилье» Минобороны РФ проведена проверка использования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В ходе указанной проверки был установлен факт незаконного проживания ответчиков в спорном жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ в адрес ответчиков были направлены уведомления об освобождении жилого помещения и предоставлен двухнедельный срок для освобождения в добровольном порядке. В установленные сроки ответчики жилое помещение не освободили, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ начальник ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ обратился в адрес уполномоченного представителя Минобороны РФ в целях выселения ответчиков в судебном порядке. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны РФ в лице уполномоченного органа - ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ узнало о нарушении со стороны ответчиков имущественных прав истца.
На основании положений Жилищного кодекса РФ, ст. 209, 304 ГК РФ, просят выселить ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, снять ответчиков с регистрационного учета по месту жительства.
Заочным решением Камышловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений внесенных определением Камышловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, требования истца были удовлетворены.
Определением Камышловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение было отменено, производство по делу возобновлено.
Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте, времени и дате судебного заседания, при первоначальном рассмотрении дела просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ответчики ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом; отзыв по иску не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что по вышеуказанному адресу семья проживает на основании ордера, выданного в ДД.ММ.ГГГГ году на состав семьи из четырех человек: ФИО2, его супругу и двух детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дочь ответчика вышла замуж и на сегодняшний день в спорной квартире не проживает. Вселение и проживание по указанному адресу является законным, с указанного времени они зарегистрированы и постоянно проживают в вышеуказанном жилом помещении, оплачивают по возможности коммунальные платежи. Спорную квартиру при получении ФИО2 ремонтировал в течение двух лет, поскольку проживать в ней было не возможно. На сегодняшний день он работает в Вооруженных Силах Российской Федерации в 1 учебном центре войсковой части 31612. С октября 2016 года он трудоустроен в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, в письменном отзыве на иск при первоначальном рассмотрении дела представитель третьего лица ФИО10 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просит рассмотреть дело без своего участия, исковые требования поддержал, указав, что ФИО2 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, на период трудовых отношений в Еланской КЭЧ района. ФИО2 в трудовых отношениях с Министерством обороны не состоит, соответственно, законных оснований проживания в жилом помещении не имеется. В настоящее время ФИО2 и члены его семьи продолжают оставаться зарегистрированными в спорном жилом помещении. Согласно ст. 103 ЖК РФ, ФИО2 не относится к перечню лиц, подлежащих выселению с предоставлением другого жилого помещения. Просят иск удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Российской Федерации в судебное заседание не явились, в письменном отзыве представитель ФИО11 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просит рассмотреть дело без своего участия, указав, что в связи с прекращением правоотношений, являвшихся основанием для вселения в жилое помещение, ответчики утратили право проживания в указанном жилом помещении. Просит иск удовлетворить.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие указанных лиц.
Выслушав истца, огласив отзывы на исковое заявление, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Учитывая, что спорное жилое помещение предоставлено ФИО2 в 2002 году, то отношения по пользованию жилым помещением возникли в период действия Жилищного кодекса ФИО5, поэтому при разрешении спора подлежат применению нормы Жилищного кодекса ФИО5.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Жилищного кодекса ФИО5 (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ и на момент предоставления жилого помещения в 2002 году) жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО5 народных депутатов.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса ФИО5 единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО5 народных депутатов. Форма ордера устанавливалась ФИО5 и выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством.
Постановлением Пленума Верховного Суда ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса ФИО5» разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (пункт 20).
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГГГ) является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Как следует из материалов дела, начальник КЭЧ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратился к председателю Камышловского исполнительного комитета ФИО5 народных депутатов о признании <адрес> <адрес> служебной для прапорщиков и сверхсрочнослужащих первых пяти лет службы в военном городке «Еланский». Постановлением главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № спорное жилое помещение признано служебным.
Таким образом, спорное жилое помещение в установленном на тот момент Жилищным кодексом ФИО5 порядке было отнесено к служебному и именно как служебное жилое помещение было предоставлено ФИО2.
Поскольку ФИО2 и члены его семьи на сегодняшний день проживают в спорном жилом помещении, спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, соответственно, в настоящее время (т.е. после ДД.ММ.ГГГГ) на данные правоотношения распространятся действие Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 2 статьи 92 которого включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросу исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Таким образом, решение по вопросу исключения спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании вышеуказанных норм, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» должно было принимать Министерство обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, указанным органом либо иным уполномоченным Министерством обороны Российской Федерации органом такое решение не принималось.
При таких обстоятельствах, учитывая, что уполномоченным органом государственной власти решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, спорное жилое помещение до настоящего времени является служебным.
В силу п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 76,34 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>.
Указанное жилое помещение на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № Еланской КЭЧ района на период трудовых отношений в качестве инженера по оборудованию в ДГУП № Ут УРВО предоставлено ФИО2 и членам его семьи жене ФИО3, дочери ФИО13 ФИО17 <адрес> года рождения, сыну ФИО4, <адрес> года рождения (л.д.13, 20).
В соответствии с Постановлением главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, п/о Порошино, <адрес>, включено в число служебных жилых помещений (л.д. 39). Спорное жилое помещение, относится к государственной собственности, закреплено за Министерством обороны Российской Федерации, находилось на балансе ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района».
Согласно приказа ФИО5 обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района» была присоединена к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (при реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения).
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в настоящее время, находится в оперативном управлении ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ.
Согласно сведениям поквартирной карточки на л.д. 15, на момент предъявления иска в спорном жилом помещении зарегистрированы ФИО2, ФИО3, ФИО4
Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного работниками РЭУ № филиал «Тюменский» ОАО «Славянка» подтверждено фактическое проживание ФИО2, ФИО3, ФИО4 в служебном жилом помещении Министерства обороны РФ по вышеуказанному адресу - л.д. 14.
Согласно копии выписки по лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет открыт на имя ФИО2 - л.д. 16.
Согласно сведениям зам.командира войсковой части 31612 по тылу - начальника тыла ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес> <адрес>, оформленная, согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2, который в данное время работает в <данные изъяты> - л.д. 25-31.
Уведомлениями ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21,22) ФИО2 извещен об утрате законных оснований проживания в служебном жилом помещении Министерства обороны РФ, а также о необходимости освободить спорное жилое помещение вместе с совместно проживающими с ним лицами в двухнедельный срок со дня получения уведомления. Требование о сдаче служебного жилого помещения ответчики не выполнили.
При этом ответчиком ФИО2 представлена справка Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что он работает в Вооруженных Силах Российской Федерации в 1 учебном центре войсковой части 31612 и справка 1975 пожарной команды Министерства обороны Российской Федерации согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 работает <данные изъяты>
<данные изъяты> ФИО5 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», была утверждена одноименная Инструкция, в п. 3 которой указано, что служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, ФИО2 и члены его семьи проживают в предоставленной им в связи с работой в учреждениях, обслуживающих жилищный фонд Министерства обороны РФ, квартире, несут бремя ее содержания, иного жилья ответчики не имеют, ФИО2 работает в Вооруженных Силах Российской Федерации 1975 пожарной команды Министерства обороны Российской Федерации, соответственно суд приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для выселения ФИО2 и член его семьи из занимаемого жилого помещения не имеется, поскольку указанный ответчик не утратил связи с Министерством обороны РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. Таким образом, право членов семьи на пользование служебным помещением производно от прав самого нанимателя, в связи с чем ФИО3 и ФИО4 также не утратили право пользования служебным жилым помещением.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенным выше правовыми нормами, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - подпись Бачевская О.Д.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Копия верна.
Судья - Бачевская О.Д.