УИД 74RS0009-01-2024-000433-93
Дело № 2-462/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 г. с. Аргаяш Челябинской области
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Хамидуллиной Л.Ш.,
с участием ответчика Ишбирдиной Э.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» к Ишбирдина Э.Х. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Спецсервис» (далее - ООО «Спецсервис») обратилось в суд с иском к наследственному имуществу Ишбирдина В.А. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.02.2020 по 29.02.2024 в размере 8 979 рублей 30 копеек, пени за период с 01.01.2021 по 28.02.2022 в размере 1 200 руб. 71 коп.
В обоснование иска указано, что в 2017 году по итогам конкурсного отбора ООО «Спецсервис» приняло на себя функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера Челябинской области. ООО «Спецсервис» в рамках договорных отношений выполняет обязательства путем сбора твердых коммунальных отходов со всех площадок <адрес> и <адрес>. Ишбирдина В.А. являлась собственником <адрес> по адресу: <адрес> с 05.05.2009. Ишбирдиной В.А. не исполнялась обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в результате чего образовалась задолженность в размере 8 979 рублей 30 копеек. Мировым судьей судебного участка № 2 Аргаяшского района Челябинской области вынесено определение от 23.05.2023 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что должник умер.
Определением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 14 мая 2024 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена Ишбирдина Э.Х. .
Ответчик Ишбирдина Э.Х. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что оплату за оказание услуг по обращению с ТКО не производила в связи с отсутствием финансовой возможности, подтвердила, что вышеуказанными услугами в спорный период времени пользовалась, в жилом помещении зарегистрировано пять человек.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Из ходатайства представителя истца Кузнецовой В.С. следует, что она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Выслушав объяснения ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
На основании п. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам, также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ч.ч. 3, 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из смысла указанных норм следует, что собственник жилого дома обязан, в том числе, оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из норматива потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Пунктом 16 ст. 12 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в числе прочих относится: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.
В судебном заседании установлено, что Ишбирдина В.А. с 5 мая 2009 г. являлась собственником жилого дома общей площадью 88, 3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Ишбирдина В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ После её смерти наследником по закону является её дочь Ишбирдина Э.Х. , которой 22 марта 2023 г. нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на наследственное имущество, состоящее, в том числе, из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности Ишбирдиной Э.Х. на указанное жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 23 марта 2023 г.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются супруг, дети, родители наследодателя.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, ответчик Ишбирдина Э.Х. с момента смерти матери – ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Челябинской области от 23.11.2017 ООО «Спецсервис» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим соглашением, на территории Кыштымского кластера Челябинской области. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен Региональному оператору на период с 23.11.2017 по 22.11.2027.
Между ООО «Спецсервис» и Ишбирдиной Э.Х. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключен, вместе с тем, между ними сложились договорные отношения в силу п. 3 ст.438 ГК РФ, истец фактически оказывал услуги и нес расходы по вывозу и утилизации ТКО, а Ишбирдина Э.Х. является потребителем услуги по обращению с ТКО. Заключение договора на вывоз ТКО является обязанностью потребителя, доказательств заключения договоров с иными организациями не представлено.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуг по обращению с ТКО, подлежат применению правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Предложением о заключении договора ООО «Спецсервис» опубликовало текст типового договора на официальном сайте регионального оператора specservis74.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Учитывая изложенное, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчик не пользуется коммунальной услугой, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что ООО «Спецсервис» фактически оказывает услуги по вывозу ТКО ответчику, что последним не оспаривается, ответчик пользуется услугами, предоставляемыми ООО «Спецсервис», суд приходит к выводу, что оплата услуг ООО «Спецсервис» по сбору и вывозу ТКО является обязательной.
В этой связи требования истца о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги за вывоз ТКО являются законными и подлежат удовлетворению.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с ТКО в порядке, определенном Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п.148(28) Правил № 354.
За период с 1 февраля 2020 г. по 29 февраля 2024 г. (включительно) ответчиком не произведена оплата услуг по обращению с ТКО, в связи с чем начислена задолженность в размере 8 979 рублей 30 копеек, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении – пять человек.
Расчет задолженности, представленный истцом, судом проверен, выполнен арифметически верно, ответчиком не оспорен.
При начислении платы истец руководствовался нормативами и тарифами, утвержденными постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2019 №96\122, от 18 декабря 2019 № 96\123, от 26 февраля 2021 г. № 9/6, от 26 декабря 2021 г. № 82/89, от 16 ноября 2022 г. № 94/31, а также Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31 августа 2017 № 42\1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отводов на территории Челябинской области».
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд полагает необходимым взыскать с Ишбирдиной Э.Х. в пользу ООО «Спецсервис» задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 февраля 2020 г. по 29 февраля 2024г. включительно в размере 8 979 рублей 30 копеек.
Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В связи с несвоевременным внесением платежей за оказанные услуги ответчику начислены пени за период с 01.01.2021 по 28.02.2022 в размере 1200 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 407 рублей 20 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» удовлетворить.
Взыскать с Ишбирдина Э.Х. (паспорт серии № №) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 февраля 2020 г. по 29 февраля 2024г. включительно в размере 8 979 рублей 30 копеек, пени за период с 1 января 2021 г. по 28 февраля 2022 г. в размере 1 200 рублей 71 копейка, расходы по оплате государственной пошлины в размере 407 рублей 20 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий
<данные изъяты>