Решение по делу № 8Г-54/2024 - (8Г-12961/2023) [88-1345/2024] от 21.12.2023

88-1345/2024

2-745/2023

28RS0002-02-2023-000312-68

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 февраля 2024 года                        г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Саломатиной Л.А.,

судей Панфиловой Л.Ю., Калиниченко Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Л.Н. к администрации г. Белогорск, ГКУ Амурской области-Управление социальной защиты населения по г. Белогорск (межрайонное), Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении жилого дома в границы зоны чрезвычайной ситуации, признании права на получение финансовой помощи, включении в список граждан, имеющих права на финансовую помощь,

по кассационной жалобе Поповой Л.Н. и ее представителя Асташова А.В. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 11 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., выслушав пояснения представителя Поповой Л.Н. – Асташова А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Попова Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском в суд, указав, что в период с 2019 по 2021 годы в результате подъёма уровня воды (разлива) р. Томь произошло обводнение грунта, намокание строительных конструкций на земельном участке с кадастровым номером В результате затопления, пострадал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер Вышеуказанный земельный участок и жилой дом принадлежат истцу на праве собственности с 20.05.2016. В результате наводнения жилому дому причинён значительный ущерб: фундамент, несущие конструкции, пол, отопление находятся в аварийном состоянии, в связи с чем, дом не может эксплуатироваться. На дату введения режима чрезвычайной ситуации в г. Белогорске в 2019, 2020, 2021 годах, истец проживала в указанном жилом доме, который является для нее единственным жильем. Уведомлением ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения в г. Белогорске от 23.12.2022 ей было отказано в социальной выплате в связи с отсутствием адреса жилого дома, который не внесён в границы зоны чрезвычайной ситуации; отсутствием правовых оснований для включения жилого дома в перечень домов, находящихся в зоне затопления, в связи со снятием режима ЧС. Считает указанный отказ незаконным, поскольку жилое помещение поставлено на кадастровый учет в 2016 году, ранее имелся адрес: <адрес> общество «Междуречье». При этом в 2019, 2020, 2021 годах земельный участок с кадастровым номером на котором находится жилой дом, находился в зоне затопления. Указала, что отсутствие адреса спорного жилого дома в границах зоны чрезвычайной ситуации, являлось препятствием получения единовременной материальной и финансовой помощи. При отказе в выплате ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения в г. Белогорске о пропуске сроков не указывала. На момент ЧС в 2019 года истец являлась собственником 2/3 доли квартиры по адресу: <адрес> площадью 59,4 кв.м., право собственности прекращено 22.09.2022. В связи с наличием долговых обязательств, исполнительного производства и запрета на регистрационные действия, продать, передать в собственность квартиру другому лицу не представлялось возможным.

Решением Белогорского городского суда Амурской области от 1 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 11 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Поповой Л.Н. отказано.

В кассационной жалобе Попова Л.Н. и ее представитель Асташов А.В. ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу решений. Настаивают на том, что обратиться в установленные сроки за получением финансовой помощи, истец не имела возможности, поскольку в течение длительного времени жилому дому не был присвоен адрес. Обращает внимание, что Поповой Л.Н. на праве собственности принадлежала доля в жилом помещении, а не весь объект недвижимости, между тем, участок принадлежащий истице находится в границах зон затопления, а жилой дом находится в границах земельного участка, то есть в границах зон затопления в период с 2019, 2020, 2021 годах. В связи с чем, истец является пострадавшей от чрезвычайной ситуации. Данные обстоятельства не были приняты во внимание судами.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований по настоящему делу не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Попова Л.Н. является собственником жилого помещения и земельного участка по адресу: <адрес> (ранее дачный поселок «Междуречье»), право собственности на жилой дом зарегистрировано 20.05.2016. По данному адресу истец зарегистрирована с 08.07.2022.

Согласно выписке из ЕГРН 17.12.2019 за Поповой Л.Н. зарегистрировано право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 59,4 кв.м., которое прекращено 22.09.2022.

Согласно акту обследования помещения и заключению межведомственной комиссии от 10.08.2022 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, комиссией проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> В результате осмотра выявлено, что в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилой дом <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригоден для проживания.

Из заключения эксперта КГ «Первое экспертное бюро» ИП Семин В.А. от 17.11.2022 следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, не может эксплуатироваться по прямому назначению, как жилое помещение для постоянного проживания. Причинами (факторами) приведшими к существующему состоянию «жилого дома» является обводнение грунта, намокание строительных конструкций в результате подъёма уровня воды (разлива) реки Томь на земельный участок с кадастровым номером в период с 2019-2021 годы.

Сообщением от 29.11.2022 ГКУ АО УСЗН разъяснено Поповой Л.Н., что в соответствии с распоряжением Губернатора Амурской области от 07.08.2022 № 167-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» в связи с прошедшими в период с 05 по 07.08.2022 на территории Амурской области опасными, неблагоприятными метеорологическими и гидрологическими явлениями (осадками различной интенсивности, подъемами уровня воды на реках Амур, Большой Невер, Гилюй, Голубая Нюкжа, Правый Уркан, Унаха Амурской области) территория муниципального образования г. Белогорск в 2022 году не подвергалась подтоплению (затоплению).

Уведомлением от 23.12.2022 ГКУ АО УСЗН отказало в предоставлении Поповой Л.Н. выплаты в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области».

Уведомлением от 01.01.2023 администрацией г. Белогорск Поповой Л.Н. разъяснено, что земельный участок с кадастровым номером 28:02:000517:138 находился в границах зон затопления. Учитывая, что режим чрезвычайной ситуации на территории г. Белогорска в настоящее время снят, отсутствуют правовые основания для включения жилого дома с кадастровым номером 28:02:000517:297 в перечень жилых домов, находящихся в зоне затопления в 2019, 2020 и 2021 годах.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, постановления Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596, установив, что в собственности Поповой Л.Н. на момент введения режима чрезвычайной ситуации, помимо утраченного жилого помещения, находилось также иное жилое помещение, пригодное для проживания, предоставление социальной выплаты носит заявительный характер, вместе с тем, истец не обращалась в установленные сроки в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, пришел к выводу об отсутствии у Поповой Л.Н. права на требуемую меру социальной поддержки.

Суд апелляционной инстанции согласился с суждениями суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства, и не вызывают сомнений в законности.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется не только данным федеральным законом, но и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 25.07.2019 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой затрагивает, в том числе, территорию Белогорского района Амурской области. Режим чрезвычайной ситуации, введенный указанным распоряжением, отменен с 19.12.2019 распоряжением Губернатора Амурской области от 18.12.2019 № 238-р «Об отмене режима чрезвычайной ситуации и уровня реагирования».

Распоряжением администрации г. Белогорск от 18.08.2020 № 169р «О введении на территории города Белогорск режима чрезвычайной ситуации», в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», введен режим чрезвычайной ситуации на территории г. Белогорск.

С 26.05.2021 распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой затрагивает, в том числе, территорию Белогорского района Амурской области.

В Перечень жилых домов, находящихся в зонах затопления, распоряжениями администрации г. Белогорска от 07.08.2019 , от 03.09.2020 , от 27.07.2021 , а также распоряжением Губернатора Амурской области от 02.07.2021 № 123-р «О границах зоны чрезвычайной ситуации» жилой дом по адресу: <адрес> (ранее дачный поселок «Междуречье») не был включен. Однако земельный участок с кадастровым номером на котором расположен указанный жилой дом, находился в границах зон затопления.

В соответствии с распоряжением Губернатора Амурской области от 02.07.2021 № 123-р «О границах зоны чрезвычайной ситуации» пообъектные перечни подтопленных, затопленных домовладений в населенных пунктах Амурской области, включенных в границы зоны чрезвычайной ситуации в разрезе отдельных муниципальных образований Амурской области, формируются, уточняются и включаются в настоящее распоряжение на основании оперативных данных органов местного самоуправления Амурской области, а также сведений о домовладениях граждан, получивших меры государственной поддержки в связи с их затоплением, подтоплением. При этом указано, что формирование и уточнение данных перечней проводятся до завершения мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации и оказанием мер государственной поддержки гражданам.

В связи с завершением мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей, в том числе на территории Белогорского района распоряжением Губернатора Амурской области от 18.12.2019 № 238-р режим чрезвычайной ситуации, введенный на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р отменен с 19.12.2019. Режим чрезвычайной ситуации регионального характера, введенный на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р, отменен с 02.02.2022 (распоряжение Губернатора Амурской области от 02.02.2022 № 25-р).

Согласно материалам дела, Попова Л.Н. с заявлением о включении спорного жилого дома в перечень жилых домов, находящихся в зоне затопления, а также в перечень жилых домов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подъёмом уровня воды в реке Томь в 2019, 2020, 2021 годы в администрацию г. Белогорска до завершения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, не обращалась.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ год № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области.

Согласно пп. «а» и «г» п. 6 Правил от 16.10.2019 № 1327 условием для предоставления мер поддержки, в т.ч. выплат, на которые претендует истец, является отсутствие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Аналогичные условия предусмотрены в региональных Правилах от 22.10.2019 № 596 (подпункт 1 пункта 1.2), где указано, что предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.

Таким условием предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории края, является принадлежность на праве собственности гражданам, претендующим на социальную выплату, поврежденного в результате паводка жилого помещения, отсутствие у граждан другого жилого помещения, пригодного для проживания, на день введения режима чрезвычайной ситуации.

В 2019 году региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой затрагивала, в том числе, территорию Белогорского района Амурской области, был введен распоряжением Губернатора Амурской области от 25 июля 2019 года № 136-р с 25.07.2019. В 2020 году на территории г. Белогорска режим чрезвычайной ситуации введен распоряжением администрации г. Белогорск от 18.08.2020 № 169р «О введении на территории города Белогорск режима чрезвычайной ситуации», в 2021 году распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой затрагивает, в том числе, территорию Белогорского района Амурской области, с 26.05.2021.

Поскольку судами установлено, что Попова Л.Н. на момент возникновения чрезвычайной ситуации в 2020 и 2021 годах являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 59,4 кв.м. Сведений о непригодности указанного жилого помещения для проживания в материалах дела не имеется, суды пришли к верному выводу о том, что наличие в собственности истца жилого помещения, исключает возможность применения по делу положений Правил № 1327, Правил № 596, а равно исключает возможность признания за истцом права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных этими нормативно-правовыми актами.

Довод кассационной жалобы о том, что у Поповой Л.Н. в собственности находилась только доля жилого помещения, выводы судов не опровергают, обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.

Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильных судебных постановлений, судами не допущено, из кассационной жалобы не усматривается.

Все доводы и доказательства, приводимые Поповой Л.Н. в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями ч.4 ст.198, п.п. 5 и 6 ч.2 ст.329 Гражданского процессуального кодекса РФ содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.

Несогласие сторон с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.

Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения и апелляционного определения, либо отвергнутых судами первой и апелляционной инстанции, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.

Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы Поповой Л.Н. и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белогорского городского суда Амурской области от 1 июня 2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Поповой Л.Н. и ее представителя Асташова А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-54/2024 - (8Г-12961/2023) [88-1345/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Лидия Николаевна
Ответчики
Администрация г. Белогорска
ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Белогорск (межрайонное)
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Другие
МКУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Белогорск"
Ритина Людмила Александровна
Попов Геннадий Геннадьевич по устному ходатайству
Управление гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Асташов Александр Владимирович
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
22.02.2024Судебное заседание
22.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее