88-5005/2023 (2-5470/2022)
27RS0001-01-2022-005282-14
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 июня 2023 года г.Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.,
судей Бузьской Е.В., Наконечной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирсанова Александра Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании права, возложении обязанности,
по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кирсанов А.В. обратился с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (УМВД России по Хабаровскому краю) о признании права, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование требований указано, что с 12 мая 2022 года Кирсанов А.В. является пенсионером УМВД России по Хабаровскому краю и ранее состоял в должности инспектора ДПС ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю взвода №2. Стаж службы в органах внутренних дел составляет 27,9 календарных лет.
27 февраля 2013 года, будучи действующим сотрудником, Кирсанов А.В. обратился в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением и необходимыми документами для постановки на учет получения единовременной социальной выплаты для улучшения жилищных условий. На момент подачи заявления стаж службы составлял более 16 лет. Ранее единовременная социальная выплата или жилье ему не предоставлялись.
Решением жилищно-бытовой комиссии в нарушение сроков принятия решения, его поставили на учет на получение единовременной социальной выплаты. При рассмотрении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Хабаровскому краю не была учтена дата подачи заявления. УМВД России по Хабаровскому краю при принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для улучшения жилищных условий исходило из даты вынесения решения жилищно-бытовой комиссии (июль 2013 года), что он считает незаконным. О нарушении своего права узнал в декабре 2021 года.
На основании изложенного Кирсанов А.В. просил обязать УМВД России по Хабаровскому краю внести соответствующие изменения в книгу учета очередников и в базу данных УМВД России по Хабаровскому краю и Российской Федерации принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также улучшения жилищных условий в том числе в части даты принятия на учет и установить очередность и право, с составом семьи из 3-х человек, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и улучшения жилищных условий с даты подачи заявления и документов.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований Кирсанова А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены. За Кирсановым А.В. и членами его семьи признано право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления – 27 февраля 2013 г. На УМВД России по Хабаровскому краю возложена обязанность внести изменения в книгу учета очередников и базу данных учета по единовременной выплате в части указания даты постановки Кирсанова А.В. с членами семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав дату 27 февраля 2013 года.
В кассационной жалобе УМВД России по Хабаровскому краю просит апелляционное определение отменить. Указывает, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы исковых требований, поскольку истец не заявлял требование о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления – 27 февраля 2013 года. Полагает, что судом апелляционной инстанции применены положения, которые не распространяются на правоотношения, возникшие в феврале 2013 года. Настаивает на пропуске истцом срока исковой давности, поскольку истец с июня 2013 года достоверно знал о постановке на учет.
В письменных возражениях Кирсанов А.В. полагает апелляционное определение не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27 февраля 2013 года истец обратился с заявлением и необходимым пакетом документов на имя начальника УМВД России по Хабаровскому краю с просьбой о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, составом семьи три человека - заявитель Кирсанов А.В., супруга ФИО5, сын ФИО6.
Заявление Кирсанова А.В. от 27 февраля 2013 года было принято и зарегистрировано в УМВД России по Хабаровскому краю.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю (протокол № 12 от 18 апреля 2013 года) истец принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, составом семьи два человека: Кирсанов А.В., сын ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 5 июня 2013 года № 32/657 утверждено решение жилищно-бытовой комиссии от 18 апреля 2013 года.
22 июня 2017 года отделом организации тылового обеспечения УМВД России по Хабаровскому краю в адрес Кирсанова А.В. был направлен запрос на предоставление дополнительных документов.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю внесены изменения в учетное дело Кирсанова А.В., исключив сына ФИО6 из состава членов семьи сотрудника. Пересчитана потребность в жилом помещении.
Распоряжением начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 31 августа 2017 года № 32/2230р решение жилищно-бытовой комиссии от 18 августа 2017 года утверждено.
Кирсанов А.В. обратился в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением о внесении изменений в учетное дело, в связи с изменением семейного положения - расторжения брака и заключения нового брака.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю внесены изменения в учетное дело Кирсанова А.В., включив в состав членов его семьи: супругу ФИО7, сына ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Пересчитана потребность в жилом помещении.
Распоряжением начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 28 февраля 2019 года № 32/397р решение жилищно-бытовой комиссии от 25 января 2019 года утверждено.
1 марта 2019 года Кирсанову А.В. направлена выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 25 января 2019 года.
Из выписки из электронной базы данных лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения представленной ответчиком, следует, что заявление Кирсанова А.В. зарегистрировано 27 февраля 2013 года, датой принятия истца на учет является 5 июня 2013 года, очередь на предоставление единой социальной выплаты - 155.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», исходил из того, что ответчиком не нарушен порядок постановки сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку очередность формировалась в соответствии с датой принятия решения (даты утверждения решения жилищно-бытовой комиссии), с учетом даты подачи заявления и стажа работы.
Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку о нарушенном праве ему стало известно из письма отдела организации тылового обеспечения УМВД России по Хабаровскому краю от 22 июня 2017 года.
Отменяя решение суда первой инстанции об отказе Кирсанову А.В. в удовлетворении иска и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований судебная не согласилась с такими выводами суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, указав, что из вышеприведенного правового регулирования, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты. Установив, что заявление на предоставление единой социальной выплаты и полный пакет документов Кирсанов А.В. подал 27 февраля 2013 года, судебная коллегия пришла в выводу, что указанная дата является датой возникновения у истца права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья и датой принятия истца на учет для ее получения.
Также судебная коллегия не согласилась с выводами суда о пропуске истцом исковой давности.
Изложенные в апелляционном определении выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (здесь и далее в редакции, действующей на момент подачи заявления - 21 мая 2013 года) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно приложению N 3.
В соответствии с пунктом 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Пунктом 15 Правил установлено, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
В силу пункта 25 Правил N 1223 уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 этих Правил. Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Закона N 247-ФЗ.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Правильно применив и истолковав нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Кирсанова А.В., признав действия ответчика по постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 5 июня 2013 года – с даты утверждения протокола жилищно-бытовой комиссии, нарушающими права последнего на своевременное получение единовременной социальной выплаты наравне с лицами, поставленными на соответствующий учет в 2013 году, поскольку в силу пункта 31 Правил, данная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Вопреки доводу кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии пропуска истцом установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетнего срока исковой давности соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам, при определении начала течения срока исковой давности судебная коллегия обоснованно исходила из того, что материалы дела не содержат сведений о том, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права более чем за три года до обращения за судебной защитой 25 августа 2022 года, поскольку ни письмо отдела организации тылового обеспечения УМВД России по Хабаровскому краю от 22 июня 2017 года, ни выписка из протокола №2 от 25 января 2019 года, содержащая уникальный номер, направленная в адрес истца 1 марта 2019 года, не содержат указаний на дату постановки истца на учет.
Доводы кассационной жалобы о выходе суда апелляционной инстанции за пределы исковых требований ввиду изменения даты постановки на учет на 27 февраля 2013 года следует признать ошибочными, поскольку Кирсанов А.В. в иске просил внести изменения в книгу учета очередников и базу данных учета по единовременной выплате в части даты принятия на учет с даты подачи соответствующего заявления и документов.
Доводы кассационной жалобы о противоречии судебного акта приказу МВД России от 30.03.2012 № 207 «О Порядке формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета» были предметом оценки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в апелляционном определении, и оснований считать их неправильными не усматривается.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи