Решение по делу № 2-2477/2012 от 04.07.2012

к делу № 2-2477/2012

Майкопский городской суд Республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2012 года                                   г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Середа А.Н., при секретаре судебного заседания Шадже Р.С.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Малкова Виктора Вячеславовича к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконным решения жилищной комиссии, постановки на учет, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и взыскании безвозмездной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

    Малков В.В. обратился в Майкопский городской суд с исковым заявлением к ответчикам, при этом пояснив. Он родился 29.12.1987 году в <адрес>, мать лишена родительских прав по решению Шовгеновского районного суда Республики Адыгея в 2001 году. Отец умер в 2004 году. В период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.09.2003год находилась на содержании в ГКОУ «Адыгейская республиканская школа интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» <адрес> на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в интернате а. Хакуринохабль. Жилья не имеет. Обратился администрации МО «<адрес>» с заявлением в постановке на учет в качестве граждан из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, однако в постановке на учет было, отказано ссылаясь на возраст.

    Полагает, что решение жилищной комиссии незаконно, поскольку нарушает его права.

    На основании изложенного просит суд, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ребенка из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Признать решение незаконным, обязать ответчиков поставить на учет и предоставить социальную выплату на приобретение жилья на семью составом 1 человека.

    В судебном заседании истец Малков В.В. и представитель Агирова Б.Н. заявленные требования уточнили, просят признать решение комиссии незаконным, обязать признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать Министерство перечислить администрации субвенцию, а администрацию предоставить субсидию по постановлению правительства кабинета министров РА, требование поддержали, просили удовлетворить.

    Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Бобин Л.Д. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что у администрации отсутствуют денежные средства.

    Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании исковые требования не признала.

    Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом у Малкова В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать Булатова Ф.Х. была лишена родительских прав, что подтверждается решением Шовгеновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец - Малков В.Н., в 2000 году решением Майкопского райсуда лишен родительских прав, а в 2004 году умер (о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти ).

Малков В.В. в период времени ДД.ММ.ГГГГ по 01.09.2003год находилась на содержании в ГКОУ «Адыгейская республиканская школа интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» <адрес> на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в интернате а. Хакуринохабль. В настоящее время зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес>. Данное обстоятельство свидетельствует, о том, что истица относится к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Малков В.В. обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении в список претендентов на получение социальной выплаты решением комиссии по жилищным вопросам администрации ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в признании нуждающимся и включении в список претендентов на получение социальной выплаты.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ              «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

То обстоятельство, что истец до достижения 23-летнего возраста не обратился в администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу постановки на жилищный учет, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Из смысла приведенной выше нормы следует, что органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, органы опеки и попечительства обязаны были принять меры по защите прав истца, в том числе по защите его жилищных прав. То есть, органы опеки и попечительства должны были своевременно принять меры к постановке истца на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо разъяснить истцу его право состоять на данном учете и право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Однако, органы опеки и попечительства не приняли меры по защите жилищных прав истца, в связи с чем истец своевременно (до 23 лет) не обратился по месту проживания для постановки на учет. Более того судом установлено что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы.

Впоследствии и в администрации муниципального образования «<адрес>» небыли приняты меры для своевременного установления наличия статуса для решения вопроса постановки на учет.

В связи с чем, суд считает, что отсутствует вина истца в несвоевременном обращении по вопросу признания его нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из разъяснений, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О следует, что при наличии за гражданами закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, данные граждане должны быть признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения.

Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «<адрес>» в размере: 10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.

Из представленных истцом доказательств судом установлено, что истец по прежнему месту жительства не обладает недвижимым имуществом в виде жилого помещения - сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и справка Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Мальков В.В. должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящийся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, истец должен быть признан нуждающимся в жилом помещении предоставляемого по договору социального найма составом семьи 1 человека.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ                            «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ                        «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «<адрес>» и Министерство образования и науки Республики Адыгея, которое должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принято Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Пунктами 3 и 5 Положения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством, не имеющим закрепленных жилых помещений (Приложение ) предусмотрено, что размер предоставляемых выплат определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек, 33 квадратных метров - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот.

         Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 225 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 года», утверждена среднерыночная стоимость квадратного метра общей площади жилья по <адрес> на третий квартал 2012 года, которая составляет 23 850 рублей. При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что состав его семьи составляет 1 человек.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из следующих расчетов: 33 х 23850 руб. =787 050 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере                    1 287 900 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с администрации муниципального образования «<адрес>» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций по правилам утверждённых постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, в силу изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Малкова Виктора Вячеславовича Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконным решения жилищной комиссии, постановки на учет, и взыскании безвозмездной субсидии удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Администрацию МО «<адрес>» поставить Малкова Виктора Вячеславовича признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, включить в список на получение социальной выплаты.

Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «<адрес>» субвенцию, а Администрацию МО «<адрес>» предоставить Малкову Виктора Вячеславовича социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ .

         На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца с момента изготовления решения, в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Председательствующий                               А. Н. Середа

2-2477/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малков В.В.
Ответчики
Министерство образования РА
АМО "Город Майкоп"
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Середа Александр Николаевич
Дело на сайте суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
04.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2012Передача материалов судье
09.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2012Подготовка дела (собеседование)
23.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2012Судебное заседание
15.08.2012Судебное заседание
10.09.2012Судебное заседание
25.09.2012Судебное заседание
02.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее